В заключение разговора о духовнике необходимо затронуть взаимоотношения между батюшкой и его духовным чадом.
Сразу скажу – опыт у меня здесь односторонний, поскольку духовных чад у меня нет) Так что напишу, как сумею.
-
Основой этих отношений является взаимное доверие. То есть я со своей стороны прислушиваюсь к советам духовника и руководствуюсь ими. А он со своей стороны уверен, что я не пущу его слова на ветер. Если это не соблюдается, то разрушается все. И духовное окормление становится чисто формальным или заканчивается совсем.
-
Однако это доверие не превращает духовника в некий абсолютный непререкаемый авторитет. Православная Церковь – не секта, и задача духовничества – не порабощать человеческую волю, а указывать ей верный путь. И необходимо помнить о том, что в Православии духовное окормление вписано в контекст Священного Писания, Священного Предания, церковной практики, наконец. Например, если духовник настроен против священноначалия и так же настраивает своих чад, то лучше от такого батюшки держаться подальше. Примеры и еще можно приводить, но суть такая: если у меня возникают сомнения насчет советов духовника, то не грех обратиться к нему за разъяснением. А в крайних случаях – и еще к какому-нибудь опытному священнику.
-
Не надо предъявлять духовнику завышенных требований – ждать от него какой-то особой чуткости и т.д., внимательно исследовать его жизнь. Особенно вредным считаю то, когда духовное чадо стремится завязать с духовным отцом "неформальные отношения" – приглашение в гости, например. Душа человеческая слаба, и заметив у своего наставника те или иные недостатки, мы перестаем ему доверять. Определенная дистанция должна быть, без нее нельзя.
-
Недопустимо своего наставника в чем-либо обвинять. Вроде: "Вот Вы меня благословили, и вот что получилось!". В любом случае ответственность наша. И если слушаемся, и если не слушаемся.
-
Также крайне вредит духовному окормлению такое чувство как ревность. Бывает, что мы привыкаем к определенному вниманию и времени, которое уделяет нам духовник. И очень расстраиваемся, если "наше время" урезается ради кого-то другого.
-
Всегда нужно помнить о главной цели: преодолении наших греховных наклонностей. И при общении с духовником всегда искать именно этой пользы, а не какой-то другой.
На этом, пожалуй, закончу)