Правила этикета в Интернете
01-01-2011 22:27
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.
В виртуальном пространстве легче забыть о том, что вы общаетесь с живыми людьми, а не просто настукиваете на клавиатуре некий текст. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих. Когда вы ведете разговор в Сети, можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками. Когда намереваетесь послать электронную почту или сообщение на форум - спросите себя: «А сказал бы я то же самое ему в лицо?» Если Вы сомневаетесь, еще раз проверьте Ваш текст. Повторяйте до тех пор, пока не сможете твердо сказать: «Да». И еще одна причина. Когда Вы связываетесь с кем-либо в Сети, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться, и есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. Всякое сообщение, посланное Вами, может быть сохранено и переправлено кому-то еще. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Это заблуждение объяснимо, но все равно - это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни. Тем не менее Netiquette предполагает, что пользователям лучше оставаться в рамках закона, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве
Netiquette меняется от компьютера к компьютеру. То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит. А раз Netiquette всюду свой, то неплохо знать, где Вы находитесь в настоящий момент. Отсюда вывод: Не прыгайте наобум. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.
Правило 4: Уважайте время и возможности других
Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому?) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.
И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске).
Вы - не центр киберпространства (не пуп Земли) Вероятно, это напоминание излишне для многих пользователей. Но я все равно его включаю, так как подобные ошибки характерны для людей, «с головой ушедших» в какой-либо проект. Не ожидайте, что другие пользователи будут постоянно отвечать на Ваши вопросы или соглашаться с Вашими страстными аргументами.
Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе «нет», лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Правило 5: Сохраняйте лицо
В целом, все люди хотят, чтобы их любили. В Сети Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни. И ни один из этих людей не видит Вас, не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако, Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. И правила грамматики играют тут важную роль. Многим пользователям Сети не хватает элементарной грамотности. Отдавайте себе отчет в том, что говорите. Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать «мне кажется...» или «я слышал, что...», спросите себя - а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций. Может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости. Убедитесь, что Ваши послания ясные и логичные. Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.
Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать
Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Поэтому - участвуйте, не бойтесь обмениваться своим опытом. Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их
Флеймы (flames) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт - не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: «Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?»
Но Netiquette против флеймов, перерастающих в войны - серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии.
Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. Это несправедливо по отношению к другим читателям конференции.
Правило 8: Уважайте право на частную переписку
Неуважение к тайне переписки – это больше, чем знак плохих манер.
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями
Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы на каждой системе.
Обладая более широкими знаниями, чем остальные пользователи, или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки
Каждый когда-то был новичком. И не каждый извлечет выгоду из этой книги. Поэтому когда кто-то допускает ошибку - будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ - будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным.
Выдержки из книги Virginia Shea «Netiquette»
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote