
Эцель, или Иргун Цваи Леуми, еврейская организация на территории Палестины с 1931 по 1948 год, защищала еврейские поселения от нападений арабов. После принятия так называемой «белой книги» англичанами в 1939, ограничившей репатриацию в Израиль, для Эцеля добавилась борьба против британского мандата в Палестине и забота о нелегальном перевозе еврейских беженцев из Европы. В хде Второй мировой войны основная часть Эцеля во главе с Давидом Разиэлем, предпочла сотрудничать с Англией в борьбе с фашизмом. С провозглашением независимости Израиля в 1948 году Эцель самораспустился, а большая часть бойцов вступила в Армию обороны Израиля.
Фасад (Эцель, 12) удивил двухэтажным панно, выполненным в духе авангарда, напоминавшим рельефы Ланде (Lande) или Рыбака (Rybak), на фасадахБат-Яма семитдесятых и восьмидесятых годов. Эти художники-прикладники оставили о себе добрую славу. Их броские работы и теперь достопримечательны. Характерная для них крупая работа – два “близнеца”на улице Рабиновича, 23 и 25 (1978). Ланде на стенах настойчиво повторял одну и ту же деталь – одинокое око. Недавно выяснилось, что загадочное «око» на фасадах создавал никто иной, как сам Ланде. И я, долго ломавшия голову над шарадой «птичьего глаза», не представлял себе , что «объекты»– око и тайный знак тюльпана на панно в вестибюле дома – коротко связаны между собой. Кстати, оба абстракционистских орнамента на улице Агнон, 5 (1978) и Эцель, 12 (1979) построены по одному принципу.
Мне неперпелось на Эцель 12 ещё раз сверить все нестыковки, осмотреть заново изгибы и особенности орнамента. С таким намерением я зашёл в подъезд и очень удивилсятому, что наскучившее мне монотонное коричневое панно оказалось перекрашенным в приятный цвет зрелого крыжовника. В новом колере тюльпан на стенном узоре сделался отчётливым, а в дальном углу на встречной стене выступила из тени надпись “Lande79”, которую на тёмно-коричневом фоне я не замечал.
Комментирую фотографии:
Южный фасад дома на уровне двух верхних этажей украшен красочным панно, в нижней части которого изобрадён попугай. Улица Эцель в конце за поворотом упёрлась встык с улицей Барзилай. Здесь находится пятиэтажное здание, четыре жилых этажа которого подняты на упорные железобетонные столбы, уступая место под зданием. В 70-80-х годах так рационально строили жильё в Израиле, а под домом размещались частные автомобили жильцов.
На этом изображения не закончились. Есть ещё орнамент на стенах внутри помещения. Здесь рельеф вырезан безотрывно - на восточной и северной стенах вестебюля и тонирован тёмно-коричневым цветом. Абстрактный узор на всём протяжении лишён изображений, за исключением верхней правой детали, где проставлен условный знак тюльпана. С тех пор, как я начал разыскивать на фасадах Бат-Яма декоративные изображения, меня интересовал этот "тюльпан". Напрашивалась догадка, что символ оставлен как лого (товарный знак), но до последнего времени мне не удавалось идентифицировать мастера.
После ремонта дома, чистки орнамента и обновления колера орнамент приобрёл не только свежий вид, но резче выявилось очертание “тюльпана”и я прочитал фамилию Lande.
А на северной стене стало возможным сфотографировать фамилию Lande. Предполагаю, что образ тюльпана напоминал художнику праздничный воздушный шарик, рвущийся к свободе, но удерживаемый натянутой бичовкой. Образ шарика не раз повторён на бат-ямских фасадах того периода.
Ещё одна краеведческая "шарада" в моём городе удачно разгадана.