
Макс Нордау (Симха Меер Зюдфельд, 1849-1923). Его именем названа улица Бат-Яма и улицы нескольких городов Израиля. Врач, политик, соучредитель Всмемирной сионистской огранизации. Вскоре после окончаиян курса медицины переехал из Венгрии в Париж. В 1895 году познакомился с Теодором Герцлем и оба являлись активными сторонниками сионизма, суть которого заключалась в создании еврейской государственности а Палестине. Принимал действенное участие в десяти Всемирных сионистских конгрессах и не раз избирался на них председателем этой организации. Умер в 1923 году в Париже, а спустя два год его прах перенесён в Израиль.
Высокий, очень узкий мост – длинный и ненадёжный, как сама жизнь. Я представил его по словам еврейской песне “гешер цар меод” (“очень узкий мост”). В Бат-Яме я увидел такой на фасаде жилого дома Нордау, 15. Было это словно не на яву: совсем неважно, где происходило, в какой стране и эпохе – нынче или в прошлой инкарнации. Шаткие опоры моста, всадник в треугольной шляпе и загадочные путники...
Сюжет зыбкого перекидного моста, вырезанного стамеской на оштукатуренной стене и блёкло раскрашенный, срисован будто бы с небытия. Призрачна и эфемерна такая жизнь. Только могучее дерево в начале пути и рыжее сплюснутое солнце над серединой пролёта вселяла надежду перебраться живым. Не в этом ли состоит аллегория бытия? В моей израильской судьбе я знал такой мост под палящим солнцем в соседстве с могучими эвкалиптами. Горбатый деревянный мост через реку Яркон в Рамат-Гане стоял близ крупного стадиона. Я проработал рядом с ним пятилетку с началом большой алии. В двадцать первом веке мост перестроили, и романтика исчезла.
Панно не подписано. Однако при большом желании можно пересмотреть на фасадах другие панно, в том числе обычно прикрывавшие спуск в другие бомбоубежища и на других улицах города. Могучее дерево здесь выполнено художником в узнаваемой манере. Внимательно присмотрюсь к изображениям деревьев, написанным в таком же духе.
Этот натуральный горбатый мост находился в городе Рамат-Гане (название интерпретирую как "Сад на возвышенности"). Взгляните: какая живопись! Гамма от зелёного цвета к жёлтому , а от него к красноватому и коричневому. Кто эти двое, поднимавшиеся на крутой настил моста -- мне совсем не знакомы. А женщина, стоявшая на мосту и смотревшая на меня сверху, -- моя жена Валентина. Снимок сделан лет семнадцать назад. А теперь "нам минуло 17 лет , среди дерев то было". Поскольку мы случайно встретились с читателями наэтой фотографии, то давайте чуточку продлим виртуальное знакомство. Рояль в кустах не носим, но есть ссылка на Валину страничку сайте ArtLib.ru (женские украшения и цветы, создаваемые в технике аппликации на ткани):
http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=5188
[699x467]
А третий мост опять из другой реальности -- японской, хотя эти мосты похожи, как родные братья.
[699x558]
Среди пейзажей Игоря Денисова владелица дневника Worldstar обратила внимание на фото горбатого перекидного моста. Небольшая коллекция таких мостов собралась у меня в дневнике Grinblat. Полюбуйтесь.
[600x450]