• Авторизация


Я боюсь судить людей, нет у меня на это внутреннего права. 13-12-2014 12:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Михаил Эпштейн — один из самых известных российских философов. Впрочем, его последняя книга называется «Отцовство». Это своего рода дневник молодого папы, в котором автор скрупулезно описывает переживания мужчины, строящего отношения с ребенком и пытающегося при этом разобраться в себе. 

Несколько цитат.

Где границы власти отца над ребенком? Повелитель он или слуга своего создания? Этот трудный вопрос, который имеет и религиозную, и политическую подоплеку.

Как Бог относится к миру? Как государь относится к народу? Где кончается законное право творца, царя, отца — и начинается диктатура, тоталитаризм?

Есть одна добродетель, которую обычно недооценивают, — терпение, умение признать свободную волю другого существа. Отцу трудно удерживать себя в границах: это же его собственное дитя, как бы часть его самого — как же теперь перед ним смиряться и все выносить? Невольно рвется со дна души: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Можно терпеть другого человека, не ты его создал. А ребенок — он твой. Поэтому терпение особенно тяжело дается в отношениях с собственными детьми.

Когда ваша 9-месячная дочка сделала то, что ей категорически запрещали, вы одернули ее: «Оля, чем ты занимаешься?» Она вздрогнула. И дальше вы пишете, что вздрагивание — это осознание греха. И что Бог любит вздрагивающих. А у нас в стране каких людей больше: вздрагивающих или не вздрагивающих?

                             

На Западе достаточно одного некорректного поступка, даже неправильно выбранного слова, чтобы навсегда погубить свою репутацию. В России можно говорить и делать людоедские вещи — и выходить сухим из воды. Больше того, такая крутизна приветствуется, ею даже щеголяют представители власти.

Если бы о преступниках судили только на основе их мнения о себе, не нужны были бы ни суд, ни система права. Честно говоря, я не представляю себе западного журналиста, задающего такой вопрос…

Если у чиновника зарплата, условно говоря, 10 тысяч долларов, а он строит себе дом за 10 миллионов — откуда взялись деньги?

Весь ХХ век — это попытка откровения, спасения мира от буржуазной заразы, коммунистическая революция, «скачок в царство свободы». И все это оказалось орудием страшнейшего зла и порабощения.

Когда действия нынешнего государства объясняют благими намерениями, то дорога, ими вымощенная, еще очевиднее ведет в ад, чем в случае советской системы. Потому что советская система все-таки имела мессианскую идеологию — спасение человечества.

***

Кажется, что мы только и ищем повода для ненависти — к кому угодно: кавказцам, украинцам, американцам, европейцам, черным, желтым. Душевное состояние замешано на фобиях, и все, что их разжигает и укрепляет, вызывает приступ национального восторга. А кого любят?

Ни одной настоящей фамилии, сплошь фобии. Даже себя и своих по-настоящему не любят, боятся, а встретив за границей, стараются обходить.

***

Мне кажется, сейчас очень своевременно и пронзительно звучат слова Осипа Мандельштама, написанные в 1918 году:

«B ком сердце есть, тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет».

Конец Советского Союза никто так рано не предсказывал: этот корабль затонул неожиданно и почти сразу. Россия только осколок, правда, самый большой. И я боюсь, что последние события — знак конца. 

***

Но сейчас интеллигенция мат всячески одобряет. Чем он плох? Буквы, соединенные в слова.

Нет, это не обычные слова. Мат использует священные слова — названия тех органов и отношений между мужчиной и женщиной, которые производят жизнь. Употреблять эти слова для брани — это хула на жизнь в ее истоках. Возможно, отсюда и демографический кризис в России. Разве любит жизнь тот, кто ее все время поносит, проклинает?

Это связано с матом?

Думаю, это взаимозависимые вещи. Нет желания жить.Если люди друг с другом постоянно общаются этими словами, пропадает вкус к жизни и воля к ее порождению. Поэтому я предлагал ввести систему альтернативных обозначений.

Но альтернативными неинтересно ругаться.

Нет, имеет смысл обогатить не язык ругани, а язык любовных отношений.

Например, то, что у нас называется бранным словом «х…», я предлагаю в любовном языке называть древним словом «яр», соответствующий глагол — «яриться» (от того же корня, что бог Ярила).

А то, что похабно называется «п…», — ласковым «ёмь», «ёмка», «ёмочка» (корень со значение «вбирать в себя», как «ёмкий»). Почему самое сильное, мужественное, жизнепорождающее и самое женственное, влекущее нужно называть такими отталкивающими словами? Жизнь не прощает надругательства.
 

 

подробно

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
макошь311 23-12-2014-14:32 удалить
Мне понравилось...)))
спасибо,интересные вещи всегда пишете! понравилось!
alla-ta 23-12-2014-19:08 удалить
Торнадо2112, только то, что мне интересно)))


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Я боюсь судить людей, нет у меня на это внутреннего права. | alla-ta - Дневник alla-ta | Лента друзей alla-ta / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»