Популярность его не знала границ. Профессия актера, в особенности актера, снимающегося в кино, быть может, более, чем какая-нибудь другая публичная профессия, предполагает повышенный интерес публики. Но та необычная популярность, которая сопровождала Жарова на протяжении всей его жизни, превосходила все мыслимые размеры. Он был не просто популярен. Его любили. Любили горячо и преданно зрители самых разных поколений.
[700x350]
Жаров Михаил Иванович родился 27 октября 1899 года в Москве.
В 1920 году окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организации).
Актёр в театрах № 1 РВС республики, театра имени Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра.
С 1938 года — актёр и режиссёр Малого театра.
В кино Михаил Жаров дебютировал в 1915 году крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», первую большую роль — красноармейца Егора, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода. Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Николая Экка он сыграл одну из самых знаменитых своих ролей — бандита Жигана («Путёвка в жизнь»), у Григория Козинцева и Леонида Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»), у Владимира Петрова — весёлого озорника Кудряша («Гроза») и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый»), у Исидора Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре») и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у Сергея Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).
[700x482]
Всего М.И. Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
[600x467]
Фильм "Близнецы" 1945 год.
[700x473]
Спектакль "Мои друзья" Малый театр 1968 год.
[450x323]
В программе "Голубой огонёк" 1966 год.
[600x459]
В телеспектакле "Самый последний день" 1973 год.
Народный артист СССР (26.10.1949).
Как кинорежиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство», «Анискин и Фантомас» (совместно с В.А. Раппопортом), «И снова Анискин» (совместно с В.И. Ивановым).
Михаил Иванович ушёл из жизни во сне, утром 15 декабря 1981 года в московской больнице. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище.
Источник сайт кино-театр.ru.
Из к/ф "Путевка в жизнь".
Из телеспектакля "Самый последний день".
В роли Семена Ковалева - Михаил Жаров.
Песня "Журавли" в исполнении Марка Бернеса.