[261x339]
[699x468]
Постепенно мы втягиваемся в ритм Пути. Обычно нынешние пилигримы встают в районе 6 часов и около 7 часов выходят в дорогу. Так мы и сделали сегодня. За эти дни «мочиллы» у некоторых наших паломников уменьшили свой вес (что-то было оставлено в альбергах, а что-то отослано на далекую родину). Camino не навязчиво учит человека, дает подсказки, что следует изменить в своей жизни. Если, конечно, человек готов продолжать учиться. «Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами». (Это из «Блаженства паломника», о них я расскажу в свое время). Так и в жизни мы очень часто несем на своих плечах груз дел, отношений с людьми и вещами, груз переживаний, которые уже ничего не созидают нового в нашей судьбе, а только отнимают силы. Но по тем или иным причинам нам жалко со всем этим расстаться, и мы продолжаем нести эту ношу, не давая ничему новому войти в нашу жизнь, ограничивая свое развитие.
Межу Zariquiegui и Uterga подъем на плато, продуваемого всеми ветрами, с поэтическим названием «Alto-del-Perdon» – «Высота Прощения». Здесь в 1996 году установлен оригинальный памятник (фото 04), который выполнен из листового металла и представляет собой процессию паломников разных эпох, «идущих наперерез ветрам за звездами».
Путь продолжал одаривать нас своей красотой. Прошли Obanos, место, где по легенде была убита любовь. Эта легенда XIV века, передаются из поколения в поколение. «Много веков назад одна принцесса совершала паломничество по Пути Сантьяго. Звали ее Фелиция Аквитанская, и вот, на обратном пути, она вдруг решила бросить все и остаться жить здесь. Она и была этой Любовью — богатство свое раздала беднякам, а сама стала ухаживать за немощными.
И тогда отец принцессы послал за ней ее брата, герцога Гильермо, чтобы тот вернул ее домой. Но Фелиция отказалась с ним пойти. Герцог, отчаявшись ее уговорить, пришел в ярость и заколол ее…
Когда герцог опомнился и понял, что совершил, он отправился в Рим — покаяться Папе. И тот наложил на него епитимью — совершить паломничество по тому же Пути Сантьяго. Вот тут и произошла интереснейшая вещь: когда герцог уже возвращался, он, дойдя до здешних мест, вдруг испытал чувства, весьма сходные с теми, что обуревали в свое время и его сестру. Так он и остался жить здесь, в той самой церкви, что построила Фелиция, и заботился о бедных до конца своих дней.» (ДМ,71).
После часа дня мы подошли к Puente La Reina. «Здесь сливаются воедино все Пути, что ведут в Сантьяго. Было раннее утро, когда мы достигли ПуэнтеделаРейна — это название было выгравировано на цоколе изваяния, изображавшего пилигрима в средневековых одеяниях: треуголка, плащ с капюшоном и вшитыми в подол раковинами, посох в руке.» (ДМ, 89).
На отдых мы остановились в переоборудованном здании бывшего госпиталя, построенного для пилигримов ещё рыцарями тамплиерами. Рядом располагается церковь Распятия, построенная также рыцарями тамплиерами в позднем романском стиле (фото 05). Башня, увенчанная мальтийским крестом, построена в 1635 г. Интерьер церкви изысканно аскетичен и символичен. Пространство церкви разделено продольной колоннадой из четырех колон (четыре стороны света). Одна часть, левая, если стоять лицом к алтарю – светлая, а правая – темная. Технически это достигается наличием только в левой части большого окна-розетки, через которое в пространство церкви льется свет. В правой части источник наружного света практически отсутствует, в силу чего в ней сгущен полумрак. Такая игра света и полумрака наводит на мысль о борьбе в жизни человека добра и зла, о наличии нашего земного непросветленного мира и мира света высших миров. Красив портал церкви. Резные капители колон портала обветшали, но две хорошо сохранилась и представляют интерес, как мне представляется, с точки зрения символизма тамплиеров. На одной изображены два гуся, шеи которых переплетены, а в клювах они держат какой-то плод. На другой капители – две лозы ягод (скорее всего винограда), также переплетены. Памятуя о том, что цифра два была значима для тамплиеров (известная печать с двумя всадниками на коне, по уставу они должны были перемещаться подвое и т.д.), а также то, что символом каменщиков, строителей средневековых соборов в Европе была гусиная лапка, можно предположить, что выбор рисунка капителей не определялся только художественными соображениями. Кроме того, что гуси это знак принадлежности церкви к Ордену тамплиеров, это еще и указание на важность взаимодействия и сотрудничества в обществе людей, как это происходит в животной и растительной природе.
Историческая справка: Город Puente La Reina основан в XII в. Название городка происходит от романского моста, построенного в XI веке под покровительством Рейны Мунии, жены Санчо III Великого короля Навары (992-1035), чтобы облегчить путь пилигримам через реку Arga. На Calle Major (улица Главная) стоит церковь Сантьяго, впечатляющий романский портал которой, с мавританскими влияниями, повторяет фасад церкви Сан Педро Rъa в городе Estella.
Церковь Распятия и госпиталь паломников – свидетельства присутствия на Пути тамплиеров.
[699x468]