Производство японских зонтиков начинается в эпоху Камакура. Первые образцы были похожи на шелковые куполообразные зонтики, родиной которых являлся Китай.
Вначале зонтик в Японии называли «кинугаса» (зонтик из шелка), но потому, что родиной японских зонтиков был Китай (кара), ещё их называли «каракаса». Зонтики предназначались для различных целей. Кинугаса являлся символом положения в обществе и, как считали, мог охранять владельца от злых сил.
[199x300]Зонтики, изготовленные из бумаги (васи) - вагаса - стали популярны особенно в период Эдо. Невероятный спрос на зонтики в эпоху Мэйдзи и период Тайсё характеризуется открытием все новых фабрик по изготовлению зонтиков. Более ста фабрик существовало только, например, в городе Канадзава. Но после 1950 года, когда в стране появились недорогие и практичные европейские зонты, японский зонт становится в какой-то степени предметом роскоши и элегантности.
Красота бумажных зонтиков, декорированных рисунками из китайской и японской мифологии, изображениями птиц, цветов, фруктов, девушек, делает возможным оценивать зонтики как прекрасное украшение интерьера в японском стиле.
[198x300]Впрочем, почему бы не прислушаться прямо сейчас к гипнотическому звуку падающих капель дождя на восточный зонтик и не шагнуть в мир старой Японии?
Изготовление традиционного японского зонтика - чрезвычайно сложный процесс.
Зонтики делают только из природных материалов, бамбук, васи, древесины, и требуется несколько месяцев и мастерство более десяти высококвалифицированных мастеров, чтобы представить готовое изделие. Укрепляют водонепроницаемым составом из хурмы, льняного масла и китайского деревянного масла.
Несмотря на то, что вначале становления производства зонтиков, в Японии использовали китайскую бумагу, японцы усовершенствовали и в этом мастерство до мельчайших деталей.
[290x300]Бумагу, васи, для зонтиков, делают из волокон внутренней коры кодзо или шелковицы бумажной, мицумата (бумажный кустарник, Edgeworthia chrysantha) и гампи (полукустарниковая викстремия, Diplomorpha sikokiana). Гамписи, кодзогами, мицуматагами. Наиболее широко употребляется кодзогами, мицуматагами очень дорогая бумага и соответственно японских зонтиков из неё совсем немного. Из мицуматагами, имеющей прекрасную поверхность цвета слоновой кости, в эпоху Мэйдзи, кстати, печатали деньги.
[300x225]Раньше зонтики делали преимущественно из гамписи. В древние времена бумагу называли «хиси». У неё гладкая, блестящая поверхность. Бумага прочная, краска на ней не растекается, что, конечно, великолепно подходит для ремесел. Кодзогами – очень прочная и водостойкая бумага.
[300x300]В современной Японии очень известным центром производства зонтиков является район Кано в городе Гифу, где зонтики делают с середины 18 века. Государство в те годы было феодальным по строю и местные даймё (феодалов) имели огромные полномочия, политические и экономические, в пределах своих автономий. Феодал, назначенный в Гифу, вынужден был бороться с экономической разрухой, следствием опустошительных наводнений. Он увидел способ, который бы стимулировал местную промышленность и дал возможность заработать населению, в том числе и обедневшим самураям, в изготовлении зонтиков.
[300x300]В районе Кано давно уже изготовляли бумагу. Мино-васи, местная бумага ручной работы. Очень прочная бумага благодаря длинным волокнам. Бамбук отличного качества произрастал в долине реки Кисо, кунжутное масло и лак было достаточно легко получить из произраставших на местных горах растений. Все эти существенные преимущества и сделали область подходящей для производства зонтиков.
В Японии вагаса всегда играл огромную роль, можно даже смело говорить о японской культуре как о «культуре зонтика». Мало того, что зонтик - обязательный предмет повседневной жизни, как защита от дождя и солнца, вагаса широко используется в традиционных искусствах (театр Но, театр Кабуки).
Вот лишь несколько типов японских зонтиков:
[300x300]Крепкие и изящные зонты одновременно, традиционные истинные шедевры. Без всяких художественных украшений, только бамбук и бумага высшего качества из Гифу (Мино васи или миногами). Из бамбука делают не только структуры для зонтиков, но также ручки.
Муссонный климат Японии с продолжительными дождливыми сезонами сказался на национальной одежде. Это находило отражение в форме и материале и головных уборов, и накидок, и обуви. Так, еще в глубокой древности появились широкополые шляпы каса, сплетенные из соломы, бамбука, камыша, осоки. Вариантов этих плетеных шляп было превеликое множество.
Сусэгаса предназначались для работы в поле, кумагаигаса — для воинов, ориамигаса — для повседневной носки представителями низших сословий. Странствующие монахи надевали на голову нечто вроде ведра, сплетенного из соломы и совершенно скрывавшего лицо, — тэнгай, а гонцы пользовались коническими шапками сандогаса. Иные из каса покрывали лаком, чтобы дождевая вода не размачивала волокна.
[показать]
[показать]
Надо ли удивляться, что первые зонты, ввезенные из Китая в Японию в середине VI века, тоже стали называть каса, хотя и с другим иероглифическим написанием. Нынешние складные зонтики весьма отдаленно напоминают древние каса. Тогда это был шелковый тент, натянутый на деревянную раму и пристроенный на достаточно длинную палку. Это сооружение слуги носили над головой важного чиновника, например прибывшего из Китая посла, и в пасмурные, дождливые дни, и при ясной погоде. Это скорее был некий статусный атрибут, свидетельствовавший о высоком государственном ранге человека.
Именно так и был воспринят зонт японцами тех давних лет. Синтоистские жрецы расценили это переносное укрытие от дождя и солнца как временное обиталище божества. Соответственно, китайские зонты (каракаса) вошли в обиход как церемониальная принадлежность высшей религиозной и государственной знати. Формальность предназначения каракаса подчеркивалась его красным цветом, характерным для всех официальных церемоний в стране. Благородные обладатели зонта зачастую украшали его красный купол своим семейным гербом.
[показать]
[показать]
Этот нюанс можно проследить до наших дней. Весьма характерно, что зонты, раскрываемые в парках и садах для проведения под ними чайной церемонии, всегда имеют красную расцветку.
В начале XI века писательница и поэтесса, автор знаменитых «Записок у изголовья» Сэй Сёнагон упомянула каракаса в перечне вещей, необходимых для каждого дома. Естественно, это замечание было сделано придворной дамой. Для низших сословий такая «необходимая вещь» чаще всего была недоступна.
Постепенно традиция ношения зонта распространилась и на священников более низкого ранга, в том числе и на монахов. Каракаса заменил для них традиционную широкополую шляпу каса. Правда, зонты у них были менее престижными, чем у знати. Вместо шелкового тента на бамбуковую раму стали натягивать промасленную бумагу.
[показать]
[показать]
Лишь в начале периода Эдо (1600-1868) зонты вошли в повседневный обиход простых людей. Но к тому времени каракаса претерпели существенные изменения. Благодаря творческому подходу японских ремесленников, они стали более удобными, легкими, даже изящными. Отказавшись от шелкового покрытия, мастера широко применяли промасленную бумагу, в немалом количестве производившуюся в стране. Но главное — зонты стали складываться. Отсюда и их новое название — вагаса (японский зонт).
Методика изготовления вагаса была несложной, но трудоемкой. Приходилось точно выверять длину и крепления бамбуковых ребер, связывая их конским волосом. Сверху ребра оклеивались бумагой кодзо, обработанной соком хурмы. Процесс оклейки был особенно сложным и ответственным, ведь под купол зонта не должна была просочиться ни капля дождевой воды. Далее мастер покрывал бумажный верх красной краской, которую затем дополнительно промазывали льняным или конопляным маслом. И наконец, завершающую обработку изделия производили, нанося лак на деревянные части зонта. Готовые зонты выносили в поле, где они сушились под лучами солнца.
Изготовленный таким образом вагаса мог служить лет десять при условии бережного обращения с ним. От влаги бумага размякала, поэтому зонт приходилось тщательно просушивать после каждого дождя, но не пересушивать, чтобы покрытие не стало слишком жестким и хрупким.
Со временем мастера стали модифицировать расцветку зонтов. Появились бангаса и дзяномэгаса. Термин бангаса родился в годы средневековья, когда купцы одалживали своим клиентам в плохую погоду зонты. Внешне они были достаточно простыми, одноцветными и сугубо функциональными. Ими чаще пользовались мужчины. Для того чтобы зонты не потерялись, на них сверху наносили номер (бан), а порой и название лавки. А зонты дзяномэгаса были более изящными — черными, красными, голубыми с белым пятном в центре. Отсюда и название дзяномэ — «змеиный глаз».
[284x416]
Иногда концентрические круги заменяла цветная спираль. Ими особенно любили пользоваться разряженные в праздничные кимоно японки. Затем вошли в обращение эхигаса — зонты, раскрашенные изображениями птиц и цветов. Эти зонты в дождливые сезоны стали неотъемлемой частью туалета столичных модниц.
Надо отметить, что вагаса были (и остаются) весьма дорогим приобретением, поэтому с началом периода Мэйдзи (1868-1912) их столь легко стали вытеснять сравнительно дешевые европейские образцы с металлическими спицами.
[показать]
[показать]
К началу второй мировой войны в Японии насчитывалось около 10 тысяч мастеров по производству вагаса. Но в послевоенное время производство вагаса практически прекратилось, а профессионалов, способных изготовить настоящий японский зонт, остались единицы. Изготовление вагаса превратилось из ремесла в искусство, и штучные поделки престарелых мастеров ныне рассматриваются как шедевры национальной культуры.
Увидеть такую красоту на улице в дождливую погоду — дело практически невозможное, поэтому любоваться японскими зонтами проще всего, рассматривая великолепные гравюры Харунобу с изображениями японских красоток и актеров Кабуки времен Эдо.
[показать]