История создания духов необычайно романтична. Как в любом создании произведении искусства, в сотворении духов не обошлось без участия Амура, потому что все, что было человечеством создано прекрасного, было создано в момент любовной лихорадки. Все-таки не зря говорят, что Миром правит любовь…
Так же, как влюбленный в Симонетту Веспуччи живописец Сандро Боттичелли написал «Рождение Венеры», алхимик из Александрии по имени Таппути, будучи влюбленная в сына аптекаря, придумала духи. Первые в истории духи были получены путем дистилляции (это когда эфирные масла при высокой температуре испаряются на стенки сосуда). Процесс этот сложен и хлопотлив. Только представьте: для того, чтобы получить 1 литр розового масла, нужно перегнать 5 тонн лепестков роз! Однако, не смотря на сложность, и сегодня этот способ получения ароматных основ весьма востребован.
[550x413]
Вообще, надо сказать, что со времен Александрии техническая сторона вопроса производства духов мало изменилась. Конечно, прогресс дает возможность использовать новые технологии, но парфюмеры, хранящие свои традиции, предпочитают старую добрую алхимию.
Как и 86 лет назад, французский Дом Fragonard (Фрагонар), создает свой парфюм при помощи перегонки, растворения, и отжима прессованием. В копилке Дома Fragonard более 30 восхитительных парфюмерных основ (поговаривают, что основу для своих духов у Fragonard заказывала сама Коко Шанель), и все эти основы создаются парфюмерами вручную.
Традиции производства духов Amouage (Амуаж) также опираются на золотые правила: перегоняй, растворяй, вари и отжимай. Основу нишевой парфюмерии Amouage составляют мускус, серая амбра,розовый инжир, корица, сандал, шафран, и другие истинно восточные арматы, полученные ручным способом с применением традиционных принципов. Правда, 4 года назад Amouage рискнули попробовать создать механическое производство, но, заметив изменение ароматной композиции своей парфюмерии, отказались от этой затеи.
[550x487]
Но не стоит думать, что все ароматы, кроме селективной или нишевой парфюмерии, получены путем странного смешения эфиров, спирта, и воды. Возможно не все парфюмерные компании придерживаются способа натурального производства ароматных основ, но от этого их продукция хуже не становится. Например, Дом Chanel…
В Chanel никогда не скрывали, что производят свой парфюм «синтетическим» способом с применением альдегидов (бесцветные вещества с приятным запахом). Мало того, автор Chanel № 5, парфюмер Эрнест Бо, стал первооткрывателем этих химических элементов, начав новую эпоху производства духов в Европе. Бо изобрел современный способ создания парфюмерной продукции, дав парфюмерам всего мира возможность фантазировать без границ. И ведь сейчас никто не вспомнит о том, как мадам Коко обивала пороги Дома Fragonard в поисках уникальной основы для своего парфюма, но зато любой назовет имя непревзойденного «носа» Дома Chanel — Эрнеста Бо.
«Носы» — вот кто создает неповторимый дух духов и дирижирует ароматами! Эдмонд Рудницка (Dior), Тьерри Вассер (Guerlain), Франсис Кюркджян (Lancôme), Доминик Ропийон (Tiffany & Co.), и другие великие парфюмеры современности, подарили миру моды великолепные запахи, создав маленькие ароматные бестселлеры.
Как же делают духи парфюмеры? Работа парфюмера заключается в разработке так называемых формул, по которым создаются ароматные основы. Вначале парфюмер отбирает ингредиенты, взвешивает концентраты и смешивает их в нужной пропорции, а после этого слушает полученный аромат. Если ароматная основа удалась, ее растворяют в спирте (концентрация спирта зависит от того, что хочет получить парфюмер – духи, одеколон, парфюмерную воду или туалетную воду), а после того, как смесь постоит пару недель в темном прохладном месте, ее отделяют от осадка и фильтруют. Конечный результат трудов парфюмера разливают по флаконам, упаковывают и отправляют на суд публике.
Кстати, попробовать себя в качестве парфюмера сегодня может любой желающий. Ежегодно парфюмерные школы Франции, Англии и Испании выпускают до 1500 потенциальных парфюмеров (подобные школы есть и в России). Кончено, одного диплома такой школы недостаточно для того, чтобы сразу занять пост парфюмера в какой-нибудь престижной компании ,но что может быть бесценнее полученных эмоций от создания именного парфюма на уроках в школе парфюмеров? Наверное, только его появление на витрине магазина.
| Как создаются духи? | ||||
|
Наверное, многие женщины согласятся с тем, что путешествие по "ароматному миру" надо начать с духов - самого дорогого, но одновременно и самого стойкого вида парфюмерной продукции. Постараемся ответить на вопросы: почему это "удовольствие" так дорого стоит, из чего оно состоит, каким образом создается, почему иногда, несмотря на запредельную стоимость заветного флакончика, многие женщины предпочитают другим подаркам именно этот, с притягательным и манящим ароматом?
Возникновение аромата - довольно сложный процесс. Сначала по разработанной парфюмером рецептуре изготавливается смесь. Далее ее растворяют в самом качественном из имеющихся спиртов. Пропорциональное соотношение душистой смеси и спирта определяется самим продуктом (духи, парфюмированная или туалетная вода). В спирт добавляют немного воды; обычная концентрация спирта - от 70 до 85 % в зависимости от конечного продукта. Свежеприготовленная смесь должна несколько недель "созревать". Потом ее охлаждают и фильтруют, чтобы абсолютная прозрачность жидкости долго сохранялась. Иногда добавляют немного красителя, но чаще всего цвет духов зависит просто от цвета ароматических веществ. Порой в состав вводят немного антиокислителя, чтобы аромат оставался стойким и тогда, когда флакон откроют.
Мускус В одной железе взрослого самца кабарги содержится 10–20 г натурального афродизиака мускуса – самого дорогого продукта животного происхождения. Цена на мускус определяется как неуклонно растущей потребностью в нем, так и прогрессирующим сокращением численности кабарги и в настоящее время составляет 25–35 тыс. американских долларов за 1 кг так называемых кабарожьих струй – вырезанных и высушенных вместе с кожей желез. Химический состав мускуса весьма сложен. В нем содержатся жирные кислоты, воска, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина… Основной носитель мускусного запаха – макроциклический кетон мускон. Запах мускуса ощущается в концентрации 1:100000000000. Первое упоминание о мускусе в Европе относится к 390 г. н.э. О мускусе знали арабские врачи Ибн-Сина и Серапино – в ХI веке это вещество было очень популярным и дорогим лечебным средством. В ХIV веке Марко Поло указывал на наличие особенно ценного мускуса в стране Эрингул, расположенной, по-видимому, на территории современной Монголии или Западного Китая. Эффективность мускуса как лечебного средства отмечалась и тибетской медициной. Кроме собственного аромата мускус является хорошим фиксатором запахов, так что стойкость духов, содержащих это вещество, значительно возрастала. Так же являясь мощнейшим афродизиаком, натуральный мускус используется лишь в дорогих французских духах – Chanel’s № 5, Desprez’s Bal a Versailles, Guerlain’s L’Heure Bleu, Rochasа, Madame Rochas.
Амбра
Под хвостом бобра - обладателя шикарной шубки - расположены грушевидные мешочки. Это - не железы, а особый, ни на что не похожий орган, имеющийся только у бобров. Желтоватая и маслянистая струя источает едкий дегтярный и кожаный запах. |
| Структура запаха. Ноты ароматов. | ||||
|
Составление духов можно сравнить с пирамидой. Каждая ступень этой пирамиды соответствует определенной характеристике запахов. В основании лежат ароматы конечной ноты: именно они придают духам стойкость, Сердцевинная нота в полном смысле слова является основой композиции и составляет ее главную тему. Вершина пирамиды - наиболее летучие ароматы, испаряющиеся первыми при открытии флакона. |
| Классификация ароматов | ||||
|
В разных классификационных системах запахи подразделяются на 20 - 30 категорий (амбровые, цветочные, древесные, фруктовые и т. п.). Но, строго говоря, все попытки классифицировать ароматы субъективны и схематичны. У составителей духов гораздо больше идей, чем слов для их описания. |
| Классификация по качеству используемых экстрактов | ||||
|
В зависимости от качества используемых экстрактов духи делятся на классы. |
| Концентрация ароматических масел и вопросы стойкости | ||||
|
Стойкость любой парфюмерной продукции также зависит от типа духов:
|