• Авторизация


Анри де Тулуз-Лотрек. Прекрасное в уродливом 03-03-2013 11:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда-то в глубокой юности я впервые увидела репродукции картин Тулуз-Лотрека, надо сказать впечатлило, ну-ка, ну-ка вспомним и сравним ощущения.

[200x281]

 

[220x349]

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет работы Джованни Болдини

Граф ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де(1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).

Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ( "Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.


[668x514]

В ресторане La Mie

[505x607]

Портрет Сюзанны Валадон

Похмелье

[показать]

Две подруги

[показать]

Марсель Лендер, танцующая болеро

[показать]

Ла Гулю, покидающая Мулен Руж в компании двух подруг

[показать]

Мадам Poupoule за туалетом

[419x430]

Портрет матери

Французского художника графа Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрек-Монфа довольно трагична. Он был красивейшим малышом, миленьким мальчуганом. Но, по слухам, позже граф де Тулуз-Лотрек был обезображен наследственной болезнью. Нижняя губа отвисла, речь его стала отрывиста и непонятна, ну а зубы сгнили еще в юном возрасте. Так ли это было на самом деле? Нет никаких фактов, подтверждающих это. Однако Анри никогда не улыбался перед камерой и носил густую бороду.

 

Что же произошло со знаменитым мастером графики и рекламного плаката? Точного ответа нет. Однако большинство биографов, впрочем, как и знаменитых врачей-исследователей второй половины 20 века, склонны усматривать в его «нестандартной» внешности следы наследственных генетических мутаций.
 
[показать]
 
Болезнь начинает впервые проявляется в 13 лет. Анри вставал с кресла, но неожиданно упал и сломал бедренную кость. Полгода она срасталась, но болезнь усилила врожденные патологии и рост левой ноги остановился. Однако на этом беды несчастного Тулуз-Лотрека не заканчиваются. Через год Анри падает в канаву и ломает правую ногу. Но запущенную реакцию уже невозможно остановить: прекращает расти и правая нога. До конца своих дней он был обречен передвигаться только с помощью трости.
 
Семья Тулуз-Лотреков, аристократы и богачи, считали, что семейное золото должно оставаться в семье. Поэтому браки, в основном, заключались между ее членами. Так, к примеру
 
[показать]
 
родители несчастного Анри были двоюродными братом и сестрой, как, впрочем, его дядя и тетя. От их союзов на свет появилось шестнадцать детей, но четверо из них были карликами. Однако Анри повезло больше других, ростом он оказался намного выше, чем его братья и сестры.
 
Не отрицают ученые и тот факт, что и сегодня, спустя столько лет, члены благородной семьи де Тулуз-Лотреков все еще являются носителями генных мутаций. А аномалии не проявляются только лишь потому, что прекратилась практика кровосмесительных браков.
 
[показать]
 
Впрочем, Анри не питал особых иллюзий по поводу своей болезни. Однажды вечером он сидел в своем любимом Ирландском баре на Монмартре. Две привлекательных женщины, сидевших по соседству с Тулуз-Лотреком заспорили о родословной собаки. Ее ноги тряслись от дисплазии бедренных суставов. Но хозяйка, одна из сидящих, упорствовала, что родословная несчастного животного не может быть лучше. «Ты что, шутишь? У этой собаки и родословная? Да ты погляди на ее гадкий мех и искривленные ноги», – смеялась подружка. «Ты явно в этом ничего не понимаешь», - хозяйка повернулась к Анри. – «Скажите же ей, месье, что моя собака вполне может быть уродливой, но с хорошей родословной». Говорят, Анри, слез с высокого стула, стоявшего у барной стойки, вытянулся на все свои 152 см. и пробурчал: «Это Вы у меня спрашиваете?»
 
Но, несмотря на видимое спокойствие, Анри очень переживал по поводу своего внешнего вида. Человек неглупый, он прекрасно понимал, что у него просто нет шансов составить хорошую
 
[показать]
 
пару с красивой девушкой. А постоянные шутки и издевки людей все больше омрачали несчастного. Так, однажды, Иветт Гильбер рассматривал свой новый портрет, выполненный Тулуз-Лотреком. Ухмыльнувшись, он пробурчал: «Действительно, Лотрек, – ты гений безобразного», на что Анри только и мог ответить коротко: «Да».
 
Все это сыграло решающую роль в судьбе графа. Он стал часто исчезать на долгое время: мастерская пустовала, не появлялся он и в любимых кабаках на Монмартре. Но его тайна открылась быстро. Он попросту оставлял Монмартр и переселялся в дома терпимости на улице Жубер, и даже у вокзала Сен-Лазар. «Бордель! Ну и что из этого! Дом у воды. А сколько воды-то надо, а?», отвечал Анри всем, кто пытался его наставлять (от франц. "bord deau" - у воды). Родные и друзья были в ужасе, но ничего не могли поделать.
 
Он, отверженный всеми, покупал женщин, продающих любовь за деньги, другие же были для него недоступны. Анри искал равных себе, но нашел их только на самом дне общества. Для них он не был ни известным художником, ни графом. Он был просто неплохим человеком. «Они - сердечные женщины. Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Мне этого достаточно». И он, действительно, не искал большего. Лотрек не ждал любви, хотя, возможно, что он попросту в нее не верил. Но в самые тягостные минуты, когда отчаяние накрывало его с головой, он шёл именно к этим падшим женщинам, единственным, которые могли его понять.
 
[показать]
 
 
И самое поразительное было в том, что именно в этих падших женщинах он сумел найти ту истинную красоту души, которой были лишены представительницы его сословия. Анри нередко называл их «добродетельными женами» и делал им маленькие подарки, а помнил он, на удивление, даты именин всех девиц из домов терпимости.
 
Современная медицина затрудняется в постановке конкретного диагноза несчастному графу. Одни, Пьер Марото и Морис Лами, склонны были считать, что он страдал от остеопетроза. Другие, как Джулия Фрей, она же автор последней биографии графа Лотрека – отмечают, что многие из признаков болезни, отмеченных у Анри, не характерны для указанного заболевания. Поэтому и сегодня таинственная болезнь не дает покоя исследователям и практикующим врачам.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анри де Тулуз-Лотрек. Прекрасное в уродливом | Marinhen - Дневник Marinhen | Лента друзей Marinhen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»