[показать]
[показать]
[показать]
|
|
Дастин Хоффман / Dustin Hoffman
|
Дата рождения: |
08.08.1937 г. |
«Чудо Дастина Хоффмана». Английский журналист Уилл Лоуренс не стал скромничать, присвоив громкий заголовок своей статье1 – настоящему панегирику выдающемуся, а точнее, великому американскому актёру… Любопытно, что задолго до собственного признания Дастин и его сосед по съёмной квартире Джин Хэкмэн2 практиковали игру на барабанах, стараясь тем самым походить на Марлона Брандо, почитателями таланта которого были. Однако ирония судьбы проявилась в том, что Марлон остался, по сути, единственным из четверых юных «суперзвезд», взошедших на небосклон Голливуда в 1950-е годы, в то время как аналогичный квартет, сложившийся парой десятилетий спустя, на рубеже 60-70-х, составил славу «фабрики грёз» и впоследствии. Наступил XXI век – а имена Хоффмана, Джека Николсона, Роберта Де Ниро и Аля Пачино по-прежнему у всех на слуху!
Урождённый Дастин Ли Хоффман, появившийся на свет 8-го августа 1937-го года в Лос-Анджелесе и получивший от родителей имя в честь артиста Дастина Фарнэма, блестяще реализовал мечту юности, прославившись в качестве уникального актёра-хамелеона, быть может, и отличающегося сложным характером, не всегда ладящего с режиссёрами, но способного воплотить практически любой образ, мастерски владеющего широчайшим творческим диапазоном. Дебютировавший в 1961-м в телесериале «Обнажённый город», он сравнительно недолго ждал звёздного часа, набираясь опыта на ТВ. Известный театральный постановщик Майк Николс сделал безупречный выбор, догадываясь, каким событием станет его язвительный «Выпускник» /1967/, бьющий не в бровь а в глаз, вскрывая внутренние, так сказать, объективные предпосылки наступления «сексуальной революции». Это не просто попадание в типаж. Тридцатилетний Дастин именно перевоплотился в юного бездельника, вчерашнего студента, порывающего с папочкиным (и мамочкиным!) образом жизни. Явление хоффмановского Бенджамина стало одним из самых явных свидетельств перемен, которые принесло с собой вступающее в жизнь поколение.
Впрочем, Дастин Хоффман почти сразу ушёл от навязываемого амплуа выразителя чаяний молодых бунтарей – и предпочёл рисковать, соглашаясь на немыслимо сложные партии. Даже Джон, встретивший Мэри, всё-таки не является персонажем типичной мелодрамы. Что уж говорить о Рэтсо – физически ущербном и морально надломленном обитателе огромного Нью-Йорка, пытающемся выжить на пару со случайным знакомым, заезжим «полуночным ковбоем»? В высшей степени необычайна и судьба «маленького большого человека» Джека Крэбба, на собственной шкуре познавшего, что это такое – покорение Дикого Запада. К безусловным достижениям лицедея следует отнести и интеллигентного математика Дэвида Самнера, находящего в себе силы дать отпор осатаневшим обывателям, и запуганного, забитого арестанта Луиса, товарища алчущего свободы «Мотылька», и комика-правдоруба Ленни Брюса, погибшего при загадочных обстоятельствах, и легендарного журналиста Карла Бернстайна. Даже полуудачи актёра того периода (допустим, ироническая мелодрама «Кто такой Гарри Келлерман и почему он говорит обо мне ужасные вещи?» /1971/, итальянская сатира «Альфредо, Альфредо» /1972/, английский детектив «Агата» /1979/) тем не менее заслуживают пристального внимания.
Десятилетие, одарившее американский кинематограф блистательными кинопроизведениями, завершилось ещё одним триумфом Дастина Хоффмана. «Крамер против Крамера» /1979/ также стал своеобразной вехой, ознаменовав подспудную смену общественных настроений и наверняка – оказавшись исключительно близким самому Дастину, дорожащему репутацией убеждённого семьянина и образцового отца шестерых детей. Отныне Хоффман выбирал проекты тщательно и придирчиво, параллельно – выступая на сцене, покорив заядлых театралов. «Тутси» /1982/, отмеченная блистательной игрой «травести поневоле», и «Человек дождя» /1988/, растрогавший зрителей судьбой взрослого аутиста, не нуждаются в особом представлении. Но, на мой взгляд, куда более счастливой участи заслуживала и сатирическая комедия «Иштар» /1987/, отмеченная тандемом с Уорреном Битти – тандемом уморительным и, кстати, отличающимся ничуть не менее тщательной проработкой рисунков характеров.
К началу 1990-х Дастину Хоффману уже не надо было никому ничего доказывать. Он мог с блеском выдержать сольную партию – а мог блистательно сыграть в дуэте, какой бы яркой (как у Джона Войта, Стива МакКуина, Роберта Редфорда, Тома Круза или того же Битти) ни казалась индивидуальность напарника. По-видимому, кумир решил для себя, что настало время продемонстрировать: он ничуть не хуже работает в команде, что для истинного лицедея не менее важно. Что объединяет мелкую сошку Хамблса и влиятельного гангстера Голландца Шульца, эксцентричного капитана Хука и вечно пьяного адвоката Дэнни Снайдера, режиссёра до мозга костей Стэнли Моттса и увлечённого психотерапевта по имени Бернард, парфюмера Джузеппе Бальдини и профессора Джулса Хилберта? А то, что Хоффман всякий раз показывает, как следует вписываться в любую атмосферу, не привлекая избыточное внимание к собственной персоне, но помогая режиссёру высветить лейтмотив фильма. Завидное качество!
И всё-таки точнее всего Дастин Хоффман выразил своё призвание в презабавной комедии «Герой» /1992/ англичанина Стивена Фрирза. Так уж получилось, что почёт за мужественный поступок, совершённый его Берни Лапланте, присвоил некто Джон Баббер, больше соответствующий представлениям о том, каким должен быть образец для подражания… И если б не стечение обстоятельств да не проснувшаяся совесть самого Джона, Берни, идущий на очередной подвиг, понося всех последними словами и преодолевая лень и страх, так и остался бы неведомым. Таков и сам Дастин Хоффман – артист, являющийся идеальным воплощением подлинного героя нашего негероического времени.
__________
1 – Опубликована в номере The Times от 8-го декабря 2007.
2 – Забавно, что друзья в жизни, они впервые встретились на съёмочной площадке только в 2003-м, работая над триллером «Вердикт за деньги».
© Евгений Нефёдов, World Art (статья от 2009.11.29 г.)
Копирование этого текста запрещено даже с установленной ссылкой на оригинал!
Роли в кино:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2003 |
|
- |
|
Афера - Уинстон Кинг 7.8/10 (5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1998 |
|
- |
|
Сфера - Доктор Норман Джонсон 8.0/10 (20) |
|
|
|
|
|
|
|
1996 |
|
- |
|
Спящие - Дэнни 8.2/10 (37) |
|
|
|
|
|
1995 |
|
- |
|
Эпидемия - Сэм Дэниэлс 6.2/10 (6) |
|
|
|
|
|
|
|
1992 |
|
- |
|
Герой - Берни Лаплант 7.3/10 (3) |
|
|
|
|
|
|
|
1991 - Симпсоны - в 1 эпизоде 8.6/10 (500) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1987 |
|
- |
|
Иштар - Чак 7.0/10 (1) |
|
|
|
|
|
1982 |
|
- |
|
Тутси - Майкл Дорси / Дороти Майклс 7.7/10 (44)  |
|
|
|
|
|
1979 |
|
- |
|
Агата - Уолли Стэнтон 10.0/10 (1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1974 |
|
- |
|
Ленни - Комедийный актер Ленни Брюс 9.0/10 (1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1967 |
|
- |
|
Выпускник - Бенджамен Брэддок 7.3/10 (9)  |
|
|
|
|
|
|
|
|