Шуваловский дворец на Фонтанке,
в котором сейчас расположен музей Фаберже,
Дворец в его нынешнем виде был построен в несколько этапов. Левая часть здания возведена в 1780-х гг. Воронцовыми по проекту неизвестного архитектора.
Флигель справа от старого дома пристроен в 1821—1822 гг. новым владельцем участка, Д. Л. Нарышкиным (возможно, по проекту К. И. Росси).
Сочетание элементов позднего классицизма и неоренессанса
После революции до 1925 года его занимал музей дворянского быта.
19 ноября 2013 года в нём официально открывается музей Фаберже.
Парадная лестница
в Музее Фаберже
собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов, в котором также представлены другие направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Императорская пасхальная коллекция .
Это самая большая коллекция пасхальных шедевров в мире
От «Курочки» до «Ордена Святого Георгия».
В музее можно увидеть:
Мемориальные предметы семьи Романовых
(кабинетский подарки) :
Табакерки, портсигары, драгоценные подносные предметы, рамки для фотографий и многое другое. Эти роскошные ювелирные изделия зачастую не имели никакой практической пользы, но они прекрасны: флоральные этюды, «каменный зоопарк» Фаберже и т.д.
Это массовая продукция, отвечавшая моде и новым веяниям времени: часы, пряжки, бинокли, броши, сумочки, несессеры, марочницы и т.д.
Русские эмали Очень большая коллекция! Здесь вы сможете познакомиться с работами известных московских мастеров: Павел Овчинников, Антип Кузмичев, Иван Хлебников, Фёдор Рюкер и другие.
Русское серебро . Это редчайшие по исполнению и замыслу чайно-кофейные сервизы в «оригинальном русском стиле», самовары, ковшы и т.д.
Иконы Ювелирное церковное наследие Византии и Древней Руси вдохновила московских мастеров на создание окладов для икон:
Павел Овчинников, Иван Хлебников, мастера фирмы Фаберже и другие.
Фарфор : Музей располагает обширной коллекцией произведений Императорского фарфорового завода и частных российских предприятий. А ещё здесь можно встретить бисквитные произведения, изготовленные Севрской фарфоровой мануфактурой.
Красная гостиная Шуваловского дворца,
восходящая к 1820-м годам, раньше называлась Нарышкинской.
На полуциркульном своде сохранились повторяющиеся изображения герба этого выдающегося рода. При Шуваловых в Красной гостиной выставлялась испанская живопись.
С того времени в люнетах торцевых стен сохранились станковые вставки «Христос и два апостола» и «Шесть тосканских поэтов», среди них - портрет Данте Алигьери, являющийся копией картины Джорджо Вазари.
Сегодня Красная гостиная Музея Фаберже отведена под коллекцию русского художественного серебра XVIII – начала XX вв. .
Ковш презентационный.
Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
в Красной гостиной Музея Фаберже
в Рыцарском зале Музея Фаберже представлен
монументальный презентационный ковш,
подаренный князем Владимиром Сергеевичем Оболенским, гофмаршалом при дворе Александра III, офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка в 1891 году.
⠀Ковш выполнен в стиле неорококо Юлием Раппопортом, главным серебряных дел мастером петербургского филиала фирмы Фаберже. Завиток ручки украшен двуглавым орлом. Именно такие фигуры орлов венчали шлемы русских кавалергардов.⠀
В музее можно увидеть выдающиеся произведения лучших столичных фирм - Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна.
Все они носили высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.
Камин в Золотой гостиной Шуваловского дворца
- бывшей парадной столовой. Сегодня здесь представлены важнейшие направления, в которых работали мастера фирмы Карла Фаберже: кабинетские подарки и фантазийные предметы
Сердце Музея Фаберже
Синяя гостиная,
где представлена самая большая в мире
пасхальная коллекция фирмы Фаберже
Готический зал
Музея Фаберже, который также называют Кабинетом графа. При последнем Шувалове (Павле Петровиче) здесь находилась библиотека, значительную часть которой составляли книги по юридическим наукам, военной технике и истории религии. А сегодня в зале представлено богатейшее собрание русских икон!
Собрание Музея Фаберже включает в себя около 300 икон, которые можно увидеть сегодня в Готическом зале.
Иконка «Святой князь Владимир», Москва, 1908–1917.
Фирма Карла Фаберже, мастер Федор Рюкерт. ©
Готический зал,
Музей Фаберже,
Оклад иконы «Святой князь Владимир» напоминает скандинавский вариант модерна — несколько сумрачного, фантастического, ассоциирующегося с дохристианским миром.
Золотая гостиная Шуваловского дворца.
Это бывшая парадная столовая. Возможно, одним из авторов архитектурной отделки Золотой гостиной был Александр Брюллов. Дизайн относится к 40-м годам XIX столетия и характерен для второй половины царствования Николая II.
Сегодня в ней представлены предметы, отражающие несколько направлений художественной деятельности фирмы Фаберже:
царские подарки, objets de fantaisie и золотые коробки с портретами российских императоров. Особенно интересны objets de fantaisie – цветы, фигурки животных из поделочных камней, крошечные лейки и миниатюрная мебель. Все эти вещи были оригинальными и довольно дорогими сувенирами. Сам Карл Фаберже описывал их так: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценность, а такая вещица походит».
Часы настольные с глобусом.
Санкт-Петербург, 1908-1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Глобус выполнен из горного хрусталя, а корпус часов - из нефрита. На поверхности глобуса выгравированы основные морские пути. Часовой механизм, соединённый с осью глобуса, приводит его в движение. Шкала, нанесённая Генриком Вигстремом на совпадающий с экватором золотой обруч, позволяет определить время в разных точках земного шара.
Яйцо «Лавровое дерево»⠀
Санкт-Петербург, 1911 года.
Фирма Фаберже.⠀
Какой цвет любил Карл Фаберже?Особенное предпочтение ювелир отдавал зеленому оттенку, называя его «цветом надежды».⠀ ⠀ Традиционно, зеленый, символизировал юность, цветение, триумф жизни и весны. В произведениях Фаберже часто применялся саянский нефрит. Из этого материала выполнено 325 листочков, образующих крону лаврового дерева, в виде которого выполнен подарок для матери имперартора Николая II, Марии Федоровны, на Пасху 1911 года.⠀
⠀
Плотная зелень листьев оживлена розоватыми и желто-оранжевыми плодами из аметистов и цитринов, а также белыми эмалевыми мелкими цветками. Специалисты справедливо отмечали, что прототипом яйца послужили затейливые миниатюрные апельсиновые деревья с плодами и цветами и с заводными поющими птичками.
⠀
⠀ Среди зеленой листвы «маленькая пичужка», которых так любила императрица, пела, раскрывая клюв, хлопая крылышками и вертясь в разные стороны.
Как поет птичка?- услышим...
После поворота золотого ключика несколько листьев наверху яйца поднимались, и птичка взмывала из его недр, а после исполнения своего номера пряталась обратно.⠀
Рамка в форме сердца
с тремя миниатюрами Санкт-Петербург,
1897. Фирма Карла Фаберже, миниатюры Иоганна Цейнграфа.
Рамка в форме сердца - это единственный случай, когда сохранился только сюрприз утраченного яйца.⠀
⠀ К сожалению, судьба семи из 50 императорских яиц в настоящее время неизвестна. К их числу относится яйцо, обозначенное в счете от 1897 года как «Яйцо с эмалью цвета mauve с тремя миниатюрами».
⠀ ⠀
Оно было подарено Николаем II на Пасху вдовствующей императрице Марии Федоровне.⠀
⠀ Рамка установлена на подставке, украшенной в стиле Людовика XVI. При помощи сложного механизма сердечко, покрытое землянично-красной эмалью по гильошированному фону, раскрывается, превращаясь в трилистник клевера.⠀
⠀
Его лопасти украшены
портретами Николая II, Александры Фёдоровны и Великой княжны Ольги Николаевны.
Все миниатюры написаны акварелью по слоновой кости Иоганнесом Цейнграфом. На внешней стороне одного из листочков алмазами выложена дата «1897».
Чайно-кофейный сервиз⠀
Москва, 1908-1917.
Фирма К. Фаберже.⠀
Около 1900 года московский филиал, в отличие от петербургского ювелирного дома Фаберже, охотно воспринял идеи движения ар-нуво, причем иногда этот стиль у мастеров из Москвы даже сочетался со старорусскими растительными и лиственными мотивами. В России это явление получило название «стиль модерн».⠀ ⠀ В начале ХХ века в Москве был выпущен этот изысканный сервиз с рельефными узорами на фоне матовой «болотной» эмали. Подобной бархатистой эмалью сдержанных темноватых тонов, характерных для изделий в стиле ар-нуво, часто украшались шкатулки, ларцы и другие предметы с элементами национального романтизма.⠀ ⠀ Сервиз состоит из чайника, кофейника, сливочника, сахарницы, щипчиков для сахара и ситечка.
⠀
Яйцо-часы «Петушок» -
подарок императора Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года.⠀ ⠀ «Петушок» – единственное из императорских яиц-часов фирмы Фаберже с круглым циферблатом. Остальные яйца с часовыми механизмами имеют медленно вращающиеся по окружности циферблаты-ротаторы с римскими цифрами.
⠀
⠀
https://fabergemuseum.ru/kollekczii/shedevryi-kollekczii/
больше- здесь