прима-балерина Мариинского театра в 1906—1913 годах,
одна из величайших балерин XX века.
Всё, кроме сцены, всё, кроме ее творчества, кроме танца, для Павловой было второстепенным.
После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив в более чем 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог "Умирающий лебедь"» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
В 1907 году М Фокин поставил для нее концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Этот номер сопровождал ее всю жизнь, образ лебедя стал ее любимым, и последние слова перед смертью Анна Павлова говорила:"Подайте мой костюм лебедя".
Выросшая на Лиговке, дочь прачки Нюра Павлова, никогда не знала своего отца. Она принимала участие в первом Русском сезоне Сергея Дягилева. Успех был громадный. Покинув Россию навсегда в 1912 году, она никогда не забывала о том, что она русская балерина
и не забывала своих великих учителей -Павла Гердта, Александра Облакова, Екатерину Вазем. В голодные революционные годы Павлова посылала из Англии продуктовые посылки артистам Мариинского театра. Всем поименно
Хрупкая и болезненная, гениальная Павлова сильно простудилась в поезде, шедшем в Амстердам, где Павлова должна была танцевать. . Уже в Амстердаме, королева Нидерландов Вильгельмина, направила к ней своего лечащего врача. Диагноз- плеврит.
Ее можно было спасти- ей была необходима срочная резекция ребра, чтобы отсосать скопившуюся жидкость. Но это ставило приговор на ее дальнейшей карьере. Павлова -отказалась. Танец был всей ее жизнью и жизнь без него ей была не нужна.
23 января 1931 года великая балерина ушла.
а теперь подробней:
Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата ? и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.
В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.
В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте».
В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.
В 1910 году в Лондоне она организовала собственную балетную труппу, чтобы ставить классику, и с ней отправилась в кругосветное балетное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. За ним последовали концерты в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе.
Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где она была ненадолго задержана как «русская шпионка». Балерина вернулась в Россию, но война и балет несовместимы – и она вместе со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот в Петрограде произошел, когда она блистала в Латинской Америке.
За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.
Но, при всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов.
В честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».
Ее называли "Божественной" и "Восхитительной". Говорили, что она – "Белый Лебедь" и даже "Фея лебединой стаи".