Это цитата сообщения
Лулу_Прада Оригинальное сообщение" И внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт " (памяти А.С.Пушкина)

Александр Пушкин и митрополит Московский Филарет
В биографии Пушкина немало памятных дат, но событие 1828 года к ним относят редко. Между тем духовный переворот, начавшийся у Пушкина в это время, можно с полным правом назвать вторым рождением поэта. 6 июня 1828 года, в день своего 29-летия, Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что его назовут «воплем отчаяния».
Находясь в состоянии некоей внутренней безотрадности, Пушкин написал известные стансы:
«Дар напрасный, дар случайный».
Святитель Московский, высоко ценивший талант поэта, увидел в этих стихах «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния» и, как духовный врач, отвечал ободряющим посланием, взяв и сам в руки поэтическую лиру.
Роль посредницы между поэтом и митрополитом сыграла Елизавета Хитрово (дочь Михаила Кутузова, хозяйка одного из светских салонов). Именно она познакомила Филарета со стихотворением Пушкина и она же сообщила Александру Сергеевичу о стихотворном послании митрополита. Помимо проповедей и иных творений есть еще один прекрасный памятник соучастия великого пастыря Митрополита Московского Филарета в деле российской словесности.

Поэтическая переписка А.С. Пушкина с Филаретом (Дроздовым) – митрополитом Московским.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
"Велик талант Пушкина. Но к сожалению, он только может поставить вопросы, и не может дать на них ответы. Талант лишь по форме, не по смыслу".
Глубоко и столь же поэтически зрело ответил Пушкину Филарет (Дроздов) – митрополит Московский (1821 до 1867), уже при жизни названный мудрым, а ныне причисленный Церковью к лику святых:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Ищущую душу поэта глубоко потряс этот неожиданно обращенный к ней голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и покаяния:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Наш великий русский гений нашел ответ на самый жгучий вопрос. Он понял, почувствовал всей своей душой бессмыслицу, отчаяние греховной суетной жизни, неминуемо отнимаемой неумолимой смертью. Но он пережил и другое – радость осознания того, что человека ожидает не тупик смерти, а бесконечная перспектива жизни, наполненной Богом-Любовью. И, как известно, с Его именем на устах он перешел в тот мир.

Это событие 1830-го года стало сюжетом для миниатюры современного иконописца архимандрита Зенона, известной в широких массах как «икона с Пушкиным».
В православной традиции стихотворение Филарета принято оценивать как акт духовного спасения, а реакцию Пушкина на него — как возвращение на истинный путь веры.

Богословская разработка образа и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону, в частности, представленного в данном фрагменте клейма «Святитель митрополит Филарет за писанием своих трудов» и «Встреча святителя митрополита Филарета с Пушкиным».
Как сообщается на сайте иконописной мастерской, "Икона святителя Филарета (Дроздова) Митрополита Московского написана по заказу митрополита Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата для храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке, г. Москва.
Надо сказать, что идея изобразить свт. Филарета с А.С. Пушкиным позаимствована митрополитом Иларионом у архимандрита Зинона, который показал Пушкина как олицетворение поэзии. Здесь же мы видим двух юношей в партикулярном платье - догадаться, кто из них Пушкин можно только по более темным волосам и свитку в руке. Пушкину тогда исполнилось 29 лет, он был уже в полном творческом расцвете. И свт. Филарет был еще далеко не так стар, как изображено, - всего 46 лет.
Возможно, конечно, владыка Иларион прозорливым оком углядел "духовное младенчество" Пушкина (и того, кто за ним) и так своеобразно отразил это в своем "богословии" иконы.

Митрополит Филарет (Дроздов). Акварель В.И. Гау. 1854 г.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем истории Русской Церкви XIX столетия. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, «природным Патриархом» Русской Церкви.
Митрополит Филарет — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818);
почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.
В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. День памяти — 19 ноября (2 декабря).
Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест, - за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и - далеко не в последнюю очередь - за высокую образованность. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II.
Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Филарет вступил в Российское библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент.
Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна.
Однако самым известным его литературным богословским творением стал «Православный Катехизис», который был переведён на многие языки и до сих пор помогает православным христианам верно понимать учение Церкви.
Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины в 1876 году.
Один из величайших русских святых XIX века, крупный богослов и общественный деятель, один из авторов Манифеста об отмене крепостного права 1861 года.
Однако стоит упомянуть и о втором случае, когда слово св. Филарета стало источником пушкинского вдохновения. Осенью 1830 года стихотворение «Герой» родилось как отклик на проповедь свт. Филарета в связи с приездом императора Николая I в зараженную холерой Москву.
Каждый из них по-своему пережил тяжелые времена холерной эпидемии 1830 года. Пушкин выехал в село Болдино, но карантинный барьер преградил ему обратный путь.
Митрополит Филарет остался в охваченной заразой Москве…
Сей год станет годом Болдинской осени, но уже сейчас, в январе, из-под пера гения одно за другим выходили стихи, свидетельствующие о новом великом приливе его творчества.
Только 14 марта 1831 года, через полгода после начала эпидемии, Москва полностью освободилась от холеры. Филарет отслужил благодарственный молебен (молебны печатали в газетах, что бы люди повсюду смогли слышать слово Божье).
Пушкин посвятил святителю такие строки:
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал,
Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Если о знаменитой стихотворной переписке святителя Филарета с Александром Пушкиным известно многим. Однако мало кто знает, что еще в юности святой занимался поэтическим творчеством, которому, правда, не придавал особого значения.
А за год до своей кончины он написал стихотворное переложение с греческого «Песни увещевательной» святителя Григория Богослова, которое в каком-то смысле стало завещанием митрополита:
Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю
И уже вижу вдали козни горького зла:
Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,
Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.
Но, Блаженне, помилуй, и, хотя поздно мне, даруй
Жизни останок моей добрый по воле Твоей.
Много страдал я, о Боже Царю, и дух мой страшится
Тяжких судных весов, не низвели бы меня.
Жребий мой понесу на себе, преселяясь отсюда,
Жертвой себя предая скорбям, снедающим дух.
Вам же, грядущие, вот заветное слово: нет пользы
Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах.
Пушкин тридцатых годов это тот, чья «душа согрета огнем Филарета».
Он уже семьянин, у него один за другим рождаются дети, и он поступает на службу. Он знакомится с министром народного просвещения и президентом Петербургской академии наук графом Сергеем Семеновичем Уваровым, автором знаменитой триады «православие - самодержавие - народность», ставшей девизом всей николаевской эпохи. Пушкин открыто заявляет о себе как о русском патриоте стихотворением 1831 года «Клеветникам России»:
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?...

Пушкин пишет свою величественную «Осень». Он создает «Историю пугачевского бунта», отнюдь не такую, какую можно было потом учить в школах по советским учебникам. Он творит удивительные по силе народного звучания свои пушкинские русские сказки и дает «Песни западных славян».
Он начинает печатать свой журнал «Современник», коего успеет издать лишь четыре тома, пятый будет выпущен его друзьями в качестве посвящения погибшему поэту. Он заканчивает «Капитанскую дочку», свое последнее крупное произведение. Пушкин не собирается умирать:
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу...
Он затеял величественный труд «Историю Петра Великого». Но конец света все ближе и ближе. Он наступит не в 1836 году, а 27 января 1837-го, в день святителя Иоанна Златоуста, на Черной речке...
И вот наступает год 1836-й, предсказанный как конец света...
Но конец света все ближе и ближе. Он наступит не в 1836 году, а 27 января 1837-го, в день святителя Иоанна Златоуста, на Черной речке..
...В собраниях сочинений Пушкина приводится в качестве черновой редакции "Родрика" некий отчасти загадочный отрывок, который, по утверждению некоторых исследователей, имеет самостоятельное значение. В нем видят отчасти ключ к разгадке судьбы пушкинской, указание на некое видение, явленное самому поэту с предсказанием близкого завершения его жизни:
Чудный сон мне Бог послал:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: "Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия Небес.
Путник, ляжешь на ночлеге,
В пристань, плаватель, войдешь..."
В эту "пристань" Александр Сергеевич Пушкин вошел 10 февраля 1837 года, спустя два дня после поединка.
"Дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья... и дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи", - молился поэт Создателю и был услышан. "Требую, - так сказал он перед смертью Вяземскому, -чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином". Он завещал то же как бы и всем.
Перед смертью Пушкин выразил желание видеть священника.
Когда доктор Спасский спросил, кому он хочет исповедаться в грехах, Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви.
Священник был поражен глубоким благоговением, с каким Пушкин исповедовался и приобщался Святых Таинств. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, — сказал он княгине Е.Н. Мещерской (дочери Карамзина). — Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».
Вяземскому отец Петр тоже со слезами на глазах говорил о Христианском настроении Пушкина.
Данзасу Пушкин сказал: «Хочу умереть христианином».
Дуэль признавалась не только государственным, но и православным преступлением. В отношении дуэлянтов не существовало особых постановлений, они попросту приравнивались к самоубийцам, коих нельзя было отпевать в храме, хоронить внутри церковной ограды и поминать вкупе со всеми христианами. На исполнении этой строгости в отношении Пушкина настаивал Петербургский митрополит Серафим. Переменить его твердую точку зрения взялся Московский митрополит.
Митрополит Филарет лично настоит на том, чтобы убитого на дуэли Пушкина похоронили по христианскому обычаю. Возможно, лишь одному Филарету мы обязаны тем, что Александр Сергеевич удостоился христианского упокоения.

Моисеенко Евсей (1916-1988) Памяти поэта. 1984-1985 г


N.B. От себя: Господь хранил Пушкина - не сделал Гения убийцей!
«Гений и злодейство — две вещи несовместные».
N.B. Знаменитый российский учёный-зоолог и биогеограф, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник и популяризатор науки Николай Дроздов приходится святителю Филарету двоюродным пра-пра-правнуком. Осенью 2018 года Николай Николаевич записал аудиоверсию «Православного Катехизиса», написанного святителем Филаретом (Дроздовым). Аудиокнига была создана в рамках совместного проекта Издательства Московской Патриархии и радио «Вера».
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge/bog_osipov-all.shtml
http://orthodoxmoscow.ru/gde-uvidet-pushkina-na-ikone/
https://stihi.ru/2015/05/25/627
https://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=3034
https://cont.ws/@vitimbabi4ev/1148488
http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=17712.0
Серия сообщений "о Пушкине":
Часть 1 - Пушкинский вальс
Часть 2 - На холмах Грузии
...
Часть 11 - Последняя поэма А. С. Пушкина
Часть 12 - Последний год поэта, последняя дуэль...
Часть 13 - " И внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт " (памяти А.С.Пушкина)