“Посмертный” – потому, что впервые он был издан только после смерти композитора. А написал его Шопен в 20 лет.
Слово “ноктюрн” намекает на ночь. Это любимое время суток для романтиков, потому что это пора любовных свиданий или, наоборот, блаженного одиночества. Луна, звёзды, ночные ароматы и мечты.
Ноктюрн – самый популярный жанр у Шопена. Его природная меланхоличность и чудесный мелодический дар слились в ноктюрнах в настоящие шедавры музыкальной красоты.
Польский пианист Ян Лисецкий – один из лучших исполнителей Шопена на сегодняшний день.
Ещё один из самых известных ноктюрнов Шопена. Здесь уже без тоски и надрыва – только безмятежность и красота. В ноктюрнах Шопена понимаешь, как же чист и прекрасен фортепианный звук!
При жизни Шопена изумительно красивые мелодии его ноктюрнов привлекали многих знаменитых певиц, и они пели эти ноктюрны, как колоратурные арии.
Артур Рубинштейн – великий польский пианист старой школы
А это (чтобы немного разбавить академический жанр) очень-очень старая запись ноктюрна в обработке американского джазмена Эдди Дучина со сладким вокалом Тони Леонарда.
Слово “полонез” означает “польский”. Это старинный танец польской шляхты. Здесь уже никакой лирики. Фактически это музыкальная декларация независимости Польши и патриотический манифест. Когда Германия в сентябре 1939 года вторглась в Польшу, этот полонез ежедневно звучал по национальному радио.
Владимир Горовиц
Шопен не выносил всяческих названий для своих произведений, “революционным” этот этюд назвал Лист, которому он и посвящён. Шопен написал его в 21 год по мотивам кровавых событий на его родине: русские войска жестоко разгромили польское национально-освободительное восстание. Бурлящий поток страстных эмоций – протест, ненависть, горе, жажада мести – это совсем другой Шопен.
Обратите внимание, какой великолепный no pasaran звучит в четырёх последних аккордах этюда!
Тянь Лу – ничем не знаменитая пианистка из Китая. Но Революционный она играет замечательно.
У Шопена столько прекрасной музыки, что выбор чего-то одного – это довольно мучительное дело. Из целой галереи великолепных вальсов Шопена этот выделяется разве что своей хрупкой прощальной меланхолией и завораживающим кружением мелодии в рефрене. Во всяком случае, он так популярен, что его нельзя не включить в этот список.
Владимир Ашкенази – прославленный наш – раньше, а теперь исландский пианист.
Шопен завещал исполнить эту прелюдию на его похоронах, и его воля была выполнена.
Даже такую тяжёлую щемящую печаль, как в этой пьесе, Шопен сумел возвести в категорию прекрасного.
Прелюдия настолько популярна, что звучит везде – во множестве фильмов, в разнообразных аранжировках и даже компьютерных играх.
Клаудио Аррау – знаменитый чилийский пианист
Мало кто слышал эту погребальную музыку в оригинале, все представляют её в звучании духового оркестра на траурных официальных церемониях.
Но на самом деле, это третья часть мрачнейшей Второй сонаты, и звучит она вот так:
Бенедетти Микеланджело
1. Шопен - это первый поляк, который вошёл на равных в европейский список музыкальных классиков. Ни один другой уроженец Польши за 200 лет не занял такого важного места в истории мировой культуры, как Шопен.
2. Фридерик Шопен - наполовину француз (его отец в юности приехал из Франции в Польшу на заработки). К тому же, во Франции он прожил вторую половину своей жизни до самой смерти. Поэтому дух Франции тоже присущ его музыке.
3. Он был чудо-ребенком, и с семи лет знал о себе, что он фортепианный гений и надежда всей Польши. Об этом писали варшавские газеты после каждого его выступления. Русский государь Александр I во время визита в Варшаву подарил мальчику бриллиантовый перстень.
4. Шопен был страстным патриотом Польши, и терпеть не мог "проклятых москалей", которые лишили его Родину независимости (Польша с 1815 года входила в состав Российской империи). Его патриотические чувства подогревало то обстоятельство, что он так и не смог вернуться на родину после своих зарубежных гастролей: пока он отсутствовал, там началось восстание за независимость. Оно закончилось кровавым разгромом и перешло в хронические военные стычки поляков с русскими войсками. А Шопен навсегда остался во Франции.
Вся бурно-патетическая и трагическая музыка Шопена, включая его знаменитый Похоронный марш, пылает протестом против захватчиков.
5. В паспорте Шопена было написано: "подданный Российской империи".
6. Как и Ференц Лист, Шопен был выдающимся пианистом. Но его манера игры была совершенно оригинальной. Он был великолепным виртуозом, но производил сильнейшее впечатление на публику не техническим блеском, а завораживающей поэтичностью и созданием трудно описуемой мистической звуковой атмосферы. Он играл всегда очень негромко, в камерной манере.
В отличие от Листа, в концертных залах он выступал крайне редко - не любил шума и стеснялся большого количества публики. Он был салонным пианистом, играл для "своих" - парижской элиты, а на жизнь зарабатывал в основном преподаванием и сочинением.
7. Шопен стал первым композитором в истории музыки, который завоевал себе место в пантеоне классиков, не написав ни одного крупного сочинения: ни оперы, ни симфонии, ни оратории. Он писал только для фортепиано, и вообще не владел оркестровкой.
8. Музыка Шопена абсолютно аристократична. Это, практически, эталон вкуса, изысканности, ума и идеальной красоты, довольно редкого в романтическую эпоху. Сам он тоже производил впечатление аристократа.
Всё это - следствие прекрасного семейного воспитания, хорошего образования и среды, в которой вырос Шопен: лицей, где он учился, и где работал его отец, был самым элитным учебным заведением в Варшаве. Друзьями детства и юности Шопена были отпрыски самых знатных родов Польши. Примерно такой же круг общения был у него и в Париже.
9. Шопен был невысокого роста (170 см) и очень худым (весил меньше 50 кг). У него были каштановые волосы, голубые глаза и крупный нос с горбинкой. Он был очень остроумен и ироничен, и обладал даром метко пародировать людей.
10. Шопен не был женат. Его любовницей в течение десяти лет была французская писательница баронесса Аврора Дюдеван, писавшая свои романы под мужским псевдонимом Жорж Санд. Она была эмансипе, имела скандальную репутацию, курила сигары, меняла любовников, и поначалу произвела на рафинированного Шопена отталкивающее впечатление. Она сама сделала и первый, и второй шаг к сближению.
Их роман был довольно мучительным из-за несходства характеров, к тому же, в их отношения постоянно вмешивались взрослые дети Авроры (она была на шесть лет его старше). Разрыв принёс обоим много страданий. После него Шопен прожил только два года.
Это единственное фото Шопена (дагерротип) сделано в период их расставания.
11. Шопен был болен хроническим туберкулёзом. Умер он от кардиологических осложнений этого заболевания в 39 лет.
У Шопена два места захоронения: тело находится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце - в Варшаве. Такова была воля композитора. Его сестра контрабандой перевезла его в сосуде с бренди через русскую границу на родину.
Сердце Шопена замуровано в колонне варшавской церкви Святого Креста. Во время нацистской оккупации Варшавы один из немецких капелланов (поклонник таланта Шопена) достал его оттуда, чтобы спасти от возможной бомбёжки, и хранил его до окончания войны, а потом вернул полякам.