
Кирилловская церковь на Дорогожичах
Виртуальная экскурсия :
https://my.matterport.com/show/?m=ekRQmewCeg4&...3cbycTCm3ufwZFg9-SE9KSE7o0805U
Уникальность этого храма – в его подлинности.
После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и, в придачу, сберегший древнерусскую живопись.
Вокруг храма разворачивались трагические события многих столетий
Фрески древнерусских мастеров сочетаются с работами Михаила Врубеля, чью Богоматерь сравнивают с Сикстинской Мадонной. В церкви трудились и выдающиеся украинские живописцы И. Ижакевич и М. Пимоненко.
![]()
Синтез различных культур и школ живописи составляет одну из особенностей художественного украшения кирилловского храма.
Храм был усыпальницей одного из родов древнерусских князей. Древнерусская архитектура «читается» в храме, как в книге.
Реставрации ХVІІ-ХVІІІ веков внешне придали ей черты украинского барокко, но основа и план Кирилловской церкви сохраняется с XII столетия.
Впечатление огромности внутреннего вида церкви достигается верно найденным масштабом, а также стилем и размером фресковых изображений.
Всего сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира.
Здесь, впервые в древнерусских храмах XII в., написан «Страшный суд». Особенного внимания заслуживает цикл жития святых Кирилла и Афанасия Александрийских.
Подлинным шедевром является оригинальная по интерпретации фреска «Ангел, свивающий небо». Михаил Врубель написал для храма, помимо изображения Богородицы, фрески «Сошествие Духа Святого», «Евхаристия», «Въезд Христов в Иерусалим», «Благовещенье», «Сретение» и изображения апостолов Петра и Павла.
Эти произведения - первые самостоятельные работы выпускника Санкт-Петербургской академии, с которых и началась популярность Врубеля.

«Богоматерь с младенцем»,
1885 году
Михаил Врубель.

София Киевская
Виртуальная экскурсия:
https://my.matterport.com/show/?ref=fb&m=XxDnK...m8l_z9NG_Kh0sLVdZjjjrQSPXC_r_c
Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.
На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик
(260 м²) и фресок (3000 м²)
первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя.
На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко.
Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века
Серебряные царские врата Софийского иконостаса XVIII века
выполненных византийскими мастерами.
Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена»
— находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды.
Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей).
Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов.
Интерьер Софийского собора. Изображение Богоматери «Оранты» в центральном алтаре. Мозаика XI в.
На трех стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.
От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части — 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон.
Центральная часть фрески утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник
На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год
Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI—XX веков.
Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей — Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154). Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился ,но пуст
