• Авторизация


Павловопосадский платок 30-12-2019 00:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lora-46 Оригинальное сообщение

Павловопосадский платок

https://cuturie.com.ua/images/stories/platnue-vukroiki/verh-odejda/cape-s-kapushonom-pavlopasad_f3.jpg

 

Павловопосадский платок

наменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном.

 

[показать]

Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.


https://www.souvenirdvor.ru/wa-data/public/shop/products/59/66/6659/images/81607/81607.970.jpg 

Фестон — орнамент, расположенный по периметру платка.

Кружевные фестоны на платке Ирины Дадоновой напоминают, по замыслу художницы, контуры минаретов.

 

 

Во время работы над дизайном в 1985 году она предполагала, что шали будут продавать в восточных республиках. Однако на фабрике платок назвали «Русская красавица», он стал настоящим павловопосадским хитом, и спрос на него так велик, что платок выпускают более 30 лет.

 

 

 

Восьмиконечная звезда в центре платка

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/8730_4665.jpg

Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

 

 

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

4353564

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

https://img3.okidoker.com/c/2/5/5/190568/8914418/19462960_2.jpg

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/951-17.jpg

 

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

 

Павловопосадская платочная мануфактура

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

 

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна).

https://images.ua.prom.st/1660737340_w640_h640_734_7_man.jpg

Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками.

https://pavlovoposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/3469_32005.jpg

  [показать] В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/1837-13.jpg

 

Главный элемент павловопосадских мотивов — цветочные букеты правильной формы. Раньше каждый из них состоял из трех роз, потом количество цветов в букете увеличилось. Однако три розы обязательно выделяются, образуя равносторонний треугольник.https://static.auction.ru/offer_images/2017/05/09/11/big/M/MfSK4a9qCAv/pavlovoposadskij_platok_vintazhnyj_avt_z_olshevskaja.jpg

В народном искусстве треугольный букет, цветущий куст или дерево традиционно считался Мировым древом, которое соединяло землю и небо. Цветы на павловопосадских платках изображаются в натуральную величину, а иногда — и крупнее, чем живые оригиналы.

 

https://www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/02bb2d768342decdced9668178621732.png/g_center,c_fill/4.png

На первых павловопосадских шалях изображали букеты из роз, вскоре благодаря им цветочные мотивы изделий мануфактуры стали узнаваемыми. В 1930-е годы работник мануфактуры Константин Аболихин создал свой рисунок живописной розы. Многие художники учились писать именно с нее, а со временем находили свой стиль. В 40-е годы ХХ века в цветочных павловопосадских мотивах появились колокольчики и маки, ромашки и сирень, рябина и пионы.

Цветы на платке «Русская красавица» отличаются круглыми сердцевинками, раскрывшимся нижним венчиком и лепестками c мягким контуром.

 

Восьмиконечная звезда в центре платка

https://platki.lv/wp-content/uploads/2016/10/1635-1.jpg

В рисунках павловопосадских платков используют стилистический прием «позитива — негатива». Свободный от орнамента фон сам становится элементом узора: в центре композиции появляется крест или восьмиконечная звезда.

https://pavloposadskie-platki.ru/wp-content/uploads/8730_4665.jpgУ древних славян восьмилучевая звезда или восьмиугольная розетка олицетворяла солнце, а в христианской традиции — Вифлеемскую звезду. При производстве платков центральный элемент иногда выделяют дополнительно и закрашивают его фон другим цветом.

Колорит: традиции и современность

Колорит платка создает художник во время работы над эскизом. Затем колеровщики проверяют на опытных образцах, смогут ли они воплотить в жизнь этот замысел. Параллельно для платка разрабатывают еще несколько цветовых решений. «Русская красавица» с 1985 года выпускалась в восьми вариантах — на белом, черном и зеленом фонах, в том числе и с ярко-бирюзовыми розами.https://turizm.sputnik.ru/attachments/c10a74ef714d4f549d90c8020c00690394ee4c90/store/limit_progressive/860/570/65c3f9b02342176bb401e635ce21dd5bbadd44a90480a12377ed03b12e64/platok.jpg

Изначально на фабрике в Павловском Посаде использовались краски растительного происхождения: колорит платков был естественным, в красно-коричневых тонах.

https://cuturie.com.ua/images/stories/platnue-vukroiki/verh-odejda/cape-s-kapushonom-pavlopasad_f2.jpg

В начале 1880-х растительные краски заменили на анилиновые. Тогда же в цветочных росписях появился ярко-розовый цвет - это еще одна отличительная черта павловопосадских изделий. Цветы фантазийных оттенков первым стал изображать на платках Константин Аболихин.

 

https://pavlovoposadskie-platki.ru/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Павловопосадский платок | kirovogradka - Дневник kirovogradka | Лента друзей kirovogradka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»