
Сюрреалистическое мировосприятие
Сальвадора Дали
обязательно должно было вырваться из двухмерного мира картин в мир трех измерений. И это произошло, с 1969 по 1972 годы, Дали создал целую галерею скульптур сюрреалистических образов, воплощенных в воске.
Большинство из них -это те же образы, что фигурируют в его живописных полотнах.

Почти все скульптуры были созданы в доме Дали в Порт-Лигате. По рассказам биографа Дали, Робера Дешарна, после полудня художник брал воск, выходил к бассейну, и на протяжении нескольких часов занимался лепкой, а после обеда вновь возвращался в мастерскую к живописи.

движется в стремительном ритме. Она переполнена энергетикой танца. Ее образ - это образ материализованной страсти. Все выше и выше вздымаются складки кружащейся юбки, превращаясь в крылья. В этом танце заключена магическая сила, способная вознести человека над реальностью.
В 1973 году Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом, который приобрел восковые скульптуры, и изготовил по ним четыре серии отливок в бронзе. Первая из бронзовых отливок осталась у коллекционера, остальные были проданы и разошлись по миру.али всегда восхищался искусством танца. Особенно близок ему по духу испанский фламенко, знаменитый богатейшими возможностями достойного выражения доминантных человеческих эмоций.

Сюрреалистический рояль
Изысканные формы реального рояля рождали в голове Дали множество изысканных сюрреалистических образов. В данном случае деревянные ноги рояля художник заменил танцующими женскими ножками. Инертный, банальный объект по мановению сюрреалистической волшебной палочки Дали ожил и превратился в инструмент для наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический символ такого утонченного наслаждения

Прославление Терпсихоры
Терпсихора – муза танца. Мы видим двух сюрреалистических танцоров движущихся в символическом пространстве. Танцор с мягкими классическими формами представляет Грацию и Бессознательное. Его ритм – утонченная чувственность. Второй, с кубическими формами, представляет хаотичный ритм современной жизни. Разные ритмы соединились и танцуют вместе, в каждом из нас

Ликующий Ангел
Дали как то сказал, что ни одна идея так не вдохновляет его, как идея ангела. С конца сороковых годов, когда художник начал вплетать в свои произведения религиозные мотивы, образ ангела занял прочное место в его творчестве.
Непревзойденный по экспрессии - переполненный божественной энергией и вместе с тем легкий, будто на него не действует земное притяжение- этот ангел является лирическим отражением мира Далианских фантазий. Он самозабвенно трубит в волшебную трубу, посылая ликующую весть всем, кто способен его услышать

Леди Годива с бабочками
Дали, великий мастер сюрреализма, выделял образ Леди Годивы как один из своих самых любимых. Эта скульптура по замыслу Дали должна прославлять женственность и чувственность. Возвещая прибытие Годивы, бабочки не просто порхают вокруг нее и ее благородного коня - они становятся драгоценным украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту. Бабочки символизируют мир неземной красоты

В этом изящном шедевре эротической скульптуры Дали изображает Адама, Еву и Змея- Искусителя в предверии грехопадения.
Соблазненная Змеем, Ева уговаривает Адама отведать запретный плод. Адам уже поднял руку, но в последний момент замер, не решаясь сделать окончательный выбор между обещанием Богу и неодолимым искушением.
Мудрый змей пытается погасить сомнения и успокоить обреченную пару. Зная об ожидающих людей страданиях, он завивается между ними в форме сердца, как бы соединяя их новым даром, любовью и, создавая образную триаду, потенциально богатую смысловыми оттенками и философскими обобщениями.

Дали сочетает несочетаемое. К человеческой фигуре он приделывает голову цапли, превращая тем самым человека в полуптицу, или, возможно, птицу в получеловека. Попробуйте определить, кто здесь главный – человек или птица. Человек ли кажется цаплей, или цапля маскируется под человека? Дали любит играть в диалектические загадки.

Святой Георгий и Дракон
Святой Георгий является ангелом-хранителем Арагона. В средние века в Европе он считался святым покровителем рыцарства. Дали воссоздает в объеме легендарную битву Св. Георгия с драконом. Мы видим так же женщину, с поднятой рукой, символизирующую Победу

Пылающая женщина
В этой скульптуре объединены два навязчивых Далианских образа – живого существа, поглощаемого огнем и женского тела с выдвижными ящичками. Языки пламени воплощают мощное подсознательное желание в то время, как выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь женщины. Женщина бессильна перед обуревающими ее страстями и пороками. Символ бессилия – золотой костыль, поддерживающий фигуру сзади. Детали лица намеренно оставлены не проработанными, что бы подчеркнуть, что это образ не какой-то конкретной женщины, но всех женщин - нынешних, прошлых и будущих
УЛИТКА И АНГЕЛ
Хорошо известно, что улитка была одним из фетишей Дали. Символический образ улитки многозначен. Это сочетание нежной живой плоти и жесткой мертвой ракушки. Это слияние мужского и женского начал в одном существе ( земные улитки – гермафродиты). Это совершенная гармония любовных отношений, потому что при совокуплении двух улиток каждая реализует оба своих сексуальных начала.
Раковина улитки символ застывшего времени, спираль раковины символизирует бесконечность. В данной скульптурной композиции улитка символизирует медленное течение времени.
Стремительный ангел появился для того что бы наделить улитку даром неограниченной скорости. Но перед временем и он бессилен, о чем свидетельствует костыль – символ слабости
ПРОФИЛЬ ВРЕМЕНИ
Человек должен склониться перед шествием времени.
Мы видим профиль Дали на циферблате часов. Из глаза выкатилась слеза.
Дали оплакивает жизнь, как тот путь во времени, который должен пройти каждый.
ПРИСЯГА МОДЕ
Связь Дали с миром Высокой Моды зародилась в 1930 г., в период его совместной работы с Коко Шанель, Эльзой Чиапарелли и журналом Vogue и не прекращалась затем до конца его жизни.
Высокую Моду олицетворяет Венера в позе супермодели, голова которой усыпана розами или даже создана из роз, которые традиционно считались самыми изысканными цветами,и трактуются Дали как символ женственности.
Ее лицо намеренно лишено деталей, что бы дать простор воображению поклонников.
Мы видим коленопреклоненного рыцаря, кутюрье, который приносит присягу этой музе нашего времени
ВИДЕНИЕ АНГЕЛА
Эта скульптура, посвящена единства человека и Бога. Образ Творца представлен в этой мистической скульптуре большим пальцем правой руки, из которого появляется все сущее (как ветви из ствола дерева). «Перст божий»- символ божественной воли, также вызывает ассоциации с башней … Человек тоже создан богом, по его образу и стремится уподобится творцу, но Бог всемогущ и человек никогда не сможет его превзойти, какие-бы знания он не пробрел. Фигура человека напоминающая дерева, ветви которого устремляются к небесам, а корни крепко привязывают к земле, отображает двойственную суть человека. Фигурка ангела в стороне скорбно размышляет о двойственности человеческой натуры и тщетности человеческих устремлений, что подчеркивается костылем за спиной ангела
Единорог
Мифический Единорог в древние времена считался символом безупречной чистоты.
Полагали что его рог обладает волшебной силой и может спасти от любого яда. Однако в этой пикантной скульптурной композиции Единорог символизирует обретение мужественности. Рогом он пронзает символическую живую преграду, выдавливая в ней отверстие в форме сердечка. Рядом лежит прекрасная обнаженная женщина только что побежденная мифическим зверем
Величие Времени
Мягкие часы удобно расположились на старом дереве, этом вечном символе жизни.
Древо жизни – образ цикличности и непрерывности жизни.
Корона, венчающая часы, символизирует господство времени. Рядом находятся погруженный в бесплодные раздумья ангел и женщина, которая вглядывается в Неведомое, надеясь заслониться от него покрывалом. Дали таким образом показывает нам, что время является верховным правителем, властвующим над искусством и человеческим бытием
Лошадь под седлом времени
Один из самых знаменитых Далинианских образов – образ лошади. На эту лошадь к тому же положено седло в форме знаменитых Далинианских тающих часов. Разумеется, это седло предназначено не для человека. Только время может скакать на таком звере. Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением., первородной свободой и неподвластностью человеку
текст-