[220x164]Секретно section 01 of 14 astana 000251
Sipdis
State for sca/cen, s/srap
E.o. 12958: decl: 03/06/2059
Метки: pgov, prel, econ, epet, pinr, marr, snar, kz
Тема: Казахстан: руководство для главы Центрального командования генерала Петреуса
Засекречено: посол Ричард Э. Хогланд согласно 1.4 (b), (d)
Развитие «Казбрига»
43. (C) xxxxxxxxxxxx Первоначальные планы состояли в том, чтобы к концу 2009-го года «Казбриг» представлял собой профессиональную, оснащённую и обученную бригаду, однако, с конца 2003-го года в сфере профессионализма «Казбрига» наблюдался минимальный прогресс. В это самое время «Казбриг» стал первоочередной задачей сотрудничества США в области безопасности. Препятствия, стоящие на пути «Казбрига», включают комплектование личным составом, оснащение и подготовку, но на настоящий момент самым серьёзным препятствием является недостаток профессионализма. Только будучи профессиональным, «Казбриг» может стать полностью боеспособными и готовыми к немедленному развёртыванию миротворческими силами. Казахстан взял на себя обязательство выполнить эту задачу к 2010-му году, равно как и получить свидетельство второго уровня по стандартам НАТО. Однако Казахстан продолжал откладывать осуществление этих задач, что привело к неопределённым условиям окончания операции. Профессионализации так и не произошло, и 70% призывников в составе «Казбрига» продолжают оставаться небоеспособными и не готовыми к боевым действиям: по закону Казахстана новобранцы не могут быть дислоцированы за пределами страны. Отсутствие боеспособности и готовности к боевым действиям будет продолжаться до тех пор, пока Минобороны и правительство Казахстана не возьмут на себя обязательство по доведению подготовки бригады до профессионального уровня. Ограниченный профессионализм «Казбрига» похож на гладкоствольные ружья, которыми вооружены офицерский и сержантский кадровые составы 1-го и 2-го батальонов, а также в штаб-квартире «Казбрига». С учётом смены цели и требования Минобороны Казахстана содействия со стороны США, США продолжают придерживаться своих обязательств, подготавливая и оснащая «Казбриг» для его боевого задания, срок которого остаётся неопределённым и недостижимым в настоящих условиях. Сейчас укомплектован и подготовлен к миротворческим операциям один батальон, хотя и на 70%. Во 2-ом батальоне продолжаются преобразования, а переподготовка третьего боевого батальона «Казбрига» была отложена на неопределённый срок. Это явилось результатом преобладающего числа новобранцев, потерь в личном составе от демобилизации 70% призывников ежегодно, а также потерь военнослужащих сержантского/офицерского состава, разочаровавшихся отсутствием значимых боевых заданий, а также неудовлетворительной оплатой. Офицеры «Казбрига» считают причиной данного отсутствия боевых заданий проблемы комплектования и удержания личного состава. Оценка НАТО после учений «Степной Орёл» (Казахстан/Киргизия/США) в 2008-ом году показала, что только один боевой батальон «Казбрига» взаимозаменяем с ограничительными условиями по стандартам НАТО. Минобороны провёл внутреннее оценивание второго батальона во время учений «Степной Орёл» в 2009-ом году и планирует оценить второй батальон и личный состав «Казбрига» во время учений «Степной Орёл» в 2010-ом году, перенеся оценивание интероперабельности и потенциала двух батальонов и личного состава бригады по стандартам НАТО на 2011-2012 г.г.
44. (S) Недавно полученная информация указывает на то, что Минобороны Великобритании серьёзно рассматривает возможность полного прекращения помощи в сфере безопасности Казахстану ввиду отсутствия прогресса с «Казбригом». Также очевидно, что Минобороны Великобритании с большой долей вероятности представит Минобороны Казахстана ультиматум о доведении подготовки «Казбрига» до профессионального уровня в строго установленные сроки с требованием развёртывания и поддержания взводного подразделения в составе Международных сил содействия безопасности в зоне Южного командования с целью проведения основных операций по обеспечению безопасности и защите войск. Также является вероятным, что, в случае если Казахстан не выполнит этих требований, то всё сотрудничество по безопасности прекратится. Кроме того, Великобритания хотела бы получить нашу поддержку для установления строгих требований в отношении профессионализации и развёртывания, а также сроков, в противном случае имеется опасность того, что Казахстан проигнорирует требование Великобритании и будет продолжать рассчитывать на сотрудничество по безопасности с США, чтобы заполнить пробел, образовавшийся вследствие прекращения поддержки со стороны Великобритании.
Боевые задачи «Казбрига»
45. (C) Учение «Степной Орёл» и оценка НАТО были важны для возможного объявления боевых задач «Казбрига». Успешная оценка «Казбрига» есть необходимое, но недостаточное условие для объявления его боевых задач. Учитывая тот факт, что только один батальон является боеготовым подразделением «Казбрига», то для поддержания долгосрочных операций понадобится ротное подразделение модели формирования войск 3:1 развёртывание-подготовка. Последнее развёртывание взводного подразделения в поддержку операции «Свобода Ирака» не отвечало пропорции 3:1, однако, будущие планы по развёртыванию ротного подразделения отвечают настоящей возможности. Поскольку закон Казахстана позволяет участвовать в международных операциях только профессиональным солдатам и поскольку в настоящее время профессионалами являются только офицерский и сержантский личные составы «Казбрига», Минобороны должно взять обязательство по доведению подготовки «Казбрига» до полного профессионализма, с тем чтобы обеспечить наличие боеспособной части. Отсутствие профессионального подразделения также снижает эффективность учений и подготовки. Более 70% личного состава «Казбрига», принимавшего участие в учениях «Степной Орёл» в 2009-ом году, были призывники, демобилизовавшиеся до начала учений в 2010-ом году. Мы полагаем, что вслед за объявлением о боевых задачах проблемы комплектования личного состава исчезнут, усилится внимание на подготовку и помощь, а «Казбриг» будет готов к проведению основных миротворческих операций в слабой или средней боевой обстановке под командованием ведущей страны.
Развитие Каспийских сил реагирования
46. (S) Программа подготовки и оснащения 1206 на 2008-ой год концентрировалась на развитии подразделения сил специального назначения Минобороны Казахстана для реагирования на угрозы в отношении важных энергетических инфраструктур и других жизненно важных объектов в Каспийском регионе. Поставленное оснащение включает 4 семиметровые надувные десантные лодки с жёстким корпусом, а предстоящие отправки включают оборудование для водолазных работ с незамкнутой и замкнутой цепью, HMMWV и предметы дополнительной поддержки. Базовая контрактная подготовка, финансируемая программой 1206, была выполнена в июле 2009-го года. Центр командования сил специальных операций и ВМС США провели в 2009-ом году обучение по борьбе с наркотерроризмом в виде помощи силам специального назначения Казахстана в создании эффективных сил и средств для морских операций. Хотя основная часть оснащения ещё не доставлена, подразделения сил специального назначения Минобороны Казахстана были подвергнуты в промежутке нескольким переподчинениям и реорганизациям. Наши взаимоотношения с силами специального назначения Казахстана находятся в стадии развития. Мы продолжаем запланированную текущую деятельность, но следим за этими взаимоотношениями с целью гарантии их невыхода за рамки договорённых двусторонних целей.
Военно-гражданское сотрудничество
47. (U) План по военно-гражданскому сотрудничеству Центрального командования был в последние два года значительно расширен, в первую очередь, ввиду заинтересованности со стороны министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Божко. Он проявил личный интерес к работе с агентствами США. Программы военно-гражданского сотрудничества в основном осуществляются Инженерным командованием сухопутных войск США, Национальной гвардией Аризоны и группами быстрого реагирования Аризоны через Программу государственного партнёрства Бюро национальной гвардии. Заинтересованность министерства по чрезвычайным ситуациям была подчёркнута визитом в Аризону и Вашингтон Владимира Божко в июле 2008-го года с целью обсуждения программы военно-гражданского сотрудничества и начала процесса военно-гражданского сотрудничества в будущем. Министр Божко был крайне доволен результатами визита и чётко обозначил сферы, в которых он желал бы получить содействие из Аризоны и Инженерного командования сухопутных войск. План сотрудничества на 2009-ый год с министерством по чрезвычайным ситуациям обозначил значительное расширение числа и видов договорённых направлений работы с министерством по чрезвычайным ситуациям. Они включали обмен визитами между Аризоной и Казахстаном по обмену опытом в чрезвычайных ситуациях и тушении пожаров. Помимо этого, Инженерное командование сухопутных войск США заложило основу для проведения в будущем подготовительных семинаров с министерством по чрезвычайным ситуациям и уже провело Семинар по региональным географическим информационным системам в Астане, Семинар по водоиспользованию и защитным дамбам в США, а также организовало визит представителей министерства по чрезвычайным ситуациям в Вашингтон с целью обсуждения будущего взаимодействия в сферах промышленной безопасности, в том числе при аварийном разливе нефти, в географических информационных системах и пр. Наш план сотрудничества на 2010-ый год включает продолжение начатого в 2009-ом году, а также визит высокопоставленных представителей министерства по чрезвычайным ситуациям в национальную гвардию Аризоны и Северное командование США. Министр Божко выразил особую заинтересованность в межведомственном и местном/государственном/федеральном координационном процессе в Рамочном договоре государственного реагирования и Государственной системе действия по ликвидации последствий инцидентов. К сожалению, в 2009-ом году бюро национальной гвардии было выделено всего 2,2 млн долларов на программы военно-гражданского сотрудничества, которые были распределены между 48 штатами и программами в 63 государствах. Аризона получила 200 000 долларов финансирования, но сможет осуществить лишь 3 из 11 запланированных в 2010-ом году мероприятий с министерством по чрезвычайным ситуациям. Отдел военного сотрудничества запросил у национальной гвардии Аризоны выделение дополнительного финансирования со стороны Бюро национальной гвардии на программы военно-гражданского сотрудничества.
Программы по борьбе с наркотиками
48. (S) В ноябре 2007-го года Отдел военного сотрудничества создал новую должность координатора программы по борьбе с наркотиками. Этот шаг обозначил рост в Казахстане числа программ Центрального командования по борьбе с наркотиками, связанных с сотрудничеством с пограничной службой Казахстана. Начиная с того времени отдел военного сотрудничества работал с представительской группой США в части борьбы с наркотиками и обеспечения безопасности границ, подготовки и программ оснащения, нацеленных на оказание помощи Казахстану в укреплении безопасности его границ. Финансирование Центрального командования позволило осуществить доставку модернизированных версий приборов ночного видения и авионики для трёх вертолётов Mi-8MT (7,9 млн долларов), пяти ручных детекторов Sabre 4000 для использования на пограничных контрольно-пропускных пунктах (500 000 долларов) и 10 транспортных средств UAZ 4×4 для сил быстрого реагирования пограничной службы (500 000 долларов). Отдел военного сотрудничества в настоящее время сотрудничает с пограничной службой по программе наземной обзорной РЛС. Финансирование Центрального командования на 2009-ый год планируется в размере 10 млн долларов и направлено на модернизацию дополнительного Mi-8MT, наземной обзорной РЛС, передвижных убежищ для пограничного контроля и систем средств дистанционного контроля. Программа по борьбе с наркотиками также включает программы подготовки, например, подготовку проверок на контрольно-пропускных пунктах. Наконец, программа обмена по борьбе с наркотиками содействовала проведению таких мероприятий как визиты в центр береговой охраны США и на американо-мексиканскую границу. Эти обмены содействовали возникновению тесных взаимоотношений с пограничной службой и бóльшей заинтересованности в сотрудничестве с США. Пограничная служба подчиняется разведке Казахстана, комитету государственной безопасности, не подвергавшемуся реформированию с момента распада СССР, который имеет тесные связи с ФСБ и с подозрением относится к взаимодействию с США. КГБ недавно заявил о контроле со своей стороны над нашим сотрудничеством с пограничной службой и начал жёстко ограничивать масштаб и участие в мероприятиях по взаимодействию. В согласовании с Международным комитетом по контролю за наркотиками отдел военного сотрудничества начинает разрабатывать коллективные программы по подготовке, оснащению и строительству с межведомственным Комитетом по борьбе с наркотиками, подчиняющимся министерству внутренних дел, и с Таможенным комитетом, находящимся в подчинении у министерства финансов.
Заключение
49. (SBU) Резюмируя вышесказанное, что мы с нетерпением ждём вашего визита. Весь коллектив посольства ждёт возможности сделать вашу встречу с ценным стратегическим партнёром, необходимым для наших стратегических государственных интересов, успешной и плодотворной. Мы готовы ответить на все ваши вопросы.
Hoagland