Доброго времени суток!
Сегодня я хотела бы рассказать Вам о мантилье (испанское "la mantilla", от латинского "mantellum" - "покрывало") и пейнете ("la peineta" - "гребень") – двух составляющих национальной испанской женской прически и одежды.
Сразу стоит сказать, что для современных испанок (а также для жительниц испаноязычных стран Латинской Америки, в первую очередь мексиканок) эта часть костюма канула в Лету еще в конце XIX-начале XX века. Такой прекрасный архаизм можно увидеть только изредка на национальных и религиозных праздниках, карнавалах, свадьбах и во время аудиенций с Папой Римским. Последнего, конечно, удостаиваются дипломатические персоны – но тогда покрывают головы даже не-испанки: традиция обязывает.
[594x396]
История мантильи и пейнеты до конца не прослеживается, но отмечается ее связь с чадрой: мантилья как отклик арабского завоевания Испании. Однако в каждом регионе есть отличительные черты этого покрывала, имеются различия и для каждого сословия.
В частности, на севере страны мантилья – защита от непогоды, она ткется из шерстяной ткани. А на юге, где климат не суров, покрывало гораздо более воздушно и несет более декоративную нагрузку, чем функциональную. В то же время оно служит и защитой от палящего солнца.
[397x512]
Так вот, различия в сословиях при ношении этого наряда, выражались, главным образом, в тонкости выделки ткани и гребня, в материалах и дополнительной отделке.
[468x700]
Теперь о гребне, так называемом «пейнета». Раньше он изготавливался из слоновой кости и черепахового панциря. Современные же изготавливаются из гораздо более дешевой пластмассы, а заодно и без причинения вреда популяциям черепах (когда-то это было действительно насущной проблемой, вследствие чего и произошел отказ от использования при изготовлении их панцирей).
[468x700]
Размеры исторической пейнеты – обязательная высота в 20 сантиметров. Форма – прямоугольная, часто скругленная по форме затылка, с 5-6 зубцами. Цвет – черный или коричневый (для замужних женщин), белый или кремовый (для незамужних), иногда красный (для танца фламенко).
[448x432]
Носили ее строго по средней линии - никаких "налево", особенно для замужних, не допускалось даже в такой мелочи, как закалывание гребня! Впоследствии форма и размеры гребня изменились, особенно когда его стали носить отдельно от мантильи – сейчас можно встретить и совсем миниатюрные декоративные пейнеты.
Гребни украшались шикарной резьбой, но почти никогда не было инкрустаций камнями. Впрочем, все равно все это располагалось под вуалью.
Классическая ткань для мантильи – кружево ручной работы bolillo.
Также соблюдалось цветовое различие: замужние женщины носили не только черные пейнеты, но и черные мантильи (к слову, в сочетании с черными же платьями это, порой, выглядело как сборище черных вдов).
[699x491]
[698x700]
Соответственно, незамужним можно было надеть мантилью белого или кремового цвета.
[337x596]
Помимо цвета было еще одно правило при ношении мантильи, за которым особенно строго следили у молодых девушек – речь идет о длине.
Вуаль должна была быть такой длины, чтобы при повороте головы вправо было закрыто левое плечо девушки, и наоборот. Впрочем, предусматривалась незаметная фиксация покрывала к одежде.
Мантилья для торжественных случаев предусматривалась еще более длинной: спереди до кончиков пальцев руки, сзади до середины бедра - колен.
[440x580]
София Греческая - королева Испании, чтит традиции своей страны и во время дипломатических встреч и парадов ее можно увидеть в мантилье, которую Ее Величество носит с истинно королевским величием.
[550x406]
Обратите внимание на длину - все как положено, как раз до кончиков пальцев руки!
А это национальный праздник, и женщины оделись, согласно традициям своей страны. Хотя согласна, напоминает какие-то суперторжественные похороны...
К сожалению, такой женственный и шикарный элемент одежды сейчас не пользуется популярностью. Но он оставил большой след в истории и искусстве!
Женщин в мантильях и пейнетах можно увидеть на картинах Гойи, Диего Велаксеса, Пикассо.
[474x699]
[489x699]
[501x700]
Диего Веласкес. Дама с веером
Франсиско Хосе де Гойя, Донна Изабелла Кобос де Порсель
Пикассо. Его русская жена Ольга Хохлова в мантилье
Но мода циклична! Кто знает – возможно, мантилья и пейнета когда-нибудь снова займут свое достойное место под солнцем. Ведь современные модельеры часто показывают модели, неотъемлемой частью которых является этот национальный красивейший атрибут.
Напоследок я предлагаю Вам еще немного полюбоваться фотографиями – ретро и современными.
[700x548]
Отсюда - http://fashiony.ru/page.php?id_n=67796
Серия сообщений "мода, косметика, парфюм":
Часть 1 - Коко Шанель
Часть 2 - Coco Chanel
...
Часть 30 - Принцессы-невесты
Часть 31 - Цветы зла
Часть 32 - Испанские красавицы прошлого.
Часть 33 - Чарльз Фредерик Ворт - родоначальник высокой моды - ч.1
Часть 34 - Чарльз Фредерик Ворт - родоначальник высокой моды - ч.2
...
Часть 40 - Эталон Серебряного века - Женщина-цветок
Часть 41 - Идеал женщины
Часть 42 - ...И ПРОЧИХ КРАСНЫХ КАБЛУКАХ