• Авторизация


Фламандское кружево 03-01-2017 00:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения СударушкА_-_77 Оригинальное сообщение

Фламандское кружево





Фламандское кружево известно на протяжении нескольких веков своей тонкостью и изысканным орнаментом, который довольно сложный в исполнении. 




Во времена расцвета кружевного дела во Фландрии ажурным полотном ручной работы украшался алтарь в храме в то время, когда там проводились торжественные церемонии. Кружевные шторы или обрамление покрывала могло встречаться в кабинете или спальни уважаемой монаршей особы. 









Изящные кружевные воротники, воланы, пелерины, манжеты, мантильи и вуалетки поражали современников тонкостью узорных орнаментов, тем не менее, позволить себе приобрести кружевной гарнитур могли не все люди, а только состоятельные модники. Чтобы сделать одну ажурную вещицу, нескольким кружевницам нужно было работать долгими месяцами. 



















В качестве сырья использовалась очень тонкая, практически невесомая и невидимая глазу нить. Льняную кудель, которая была выращена на местных полях, пряли в сырых полу мрачных подвалах, потому что только из влажной пряжи получались самые тонкие нити. 















Производство кружев во Фландрии (сегодня эта страна называется Бельгией) несколько моложе, чем итальянское. В шестнадцатом веке развивалось производство шитого кружева, которое, на итальянский маневр, включало больше геометрических узоров, использовалось для украшения края манжетов, воротников и носовых платков. Коклюшечные кружева развивались параллельно и уже в семнадцатом столетии стали появляться плетенные бельгийские гипюры. 













Кружева, которые были лишены рельефности, обладали большой изящностью и особенно четкими элементами, они славились многообразием узорных сеток. Правители соседних держав были заинтересованы секретами выработки уникальных кружевных изделий, столь воздушных и тонких. 









Подданные Англии и Франции желали украсить свои костюмы великолепными бельгийскими и венецианскими кружевами, что в буквальном смысле наносило существенный удар по экономике этих стран. 













Известен случай, когда английский монарх возжелал приобрести кружевную одежду работы бельгийских мастеров и парламент ему настоятельно рекомендовал воздержаться от столь дорогостоящей покупки. И не мудрено, ведь цена нескольких кружевных манжетов была равна стоимости массивных браслетов из золота лучшей пробы! 



Впрочем, это не помешало моде на кружевные аксессуары к мужским и женским одеждам не терять своих позиций на протяжении нескольких веков. Среди аксессуаров были воротники с ажурными рюшами, которые держались на каркасе веерообразной модели, также воротники покрывали плечи, изготавливались галстуки с кружевными окончаниями, прелестные жабо. Дамские наряды отличались кружевными корсетами, отделкой подола юбок, крупными манжетами, веерами, зонтиками и даже отворотами сапог. 







Людей, которые стремились окружить себя модными и стильными вещами, не останавливала высокая цена на такие изделия. Работы бельгийских мастериц постоянно дополнялись новыми элементами, необычными узорами. Пышный рисунок кружева состоял из многочисленных орнаментов, соединенных между собой тончайшими нитями, просматривалось изобилие стилизованных узоров цветов и побегов, завитков, которые свойственны стилю барокко. Эти элементы сменялись другим орнаментом, который был популярен во время расцвета рококо. 











Кружева украшались не только растительной тематикой, в рисунке встречались и изображения людей, животных, мифологических персонажей. В кружевах могли отображаться даже сценки с религиозной тематикой или картины, которые изображали исторические события. Во второй половине восемнадцатого столетия стал заметным переход к тюлевым кружевам – воздушным и легким. Подобные полотна можно встретить и сегодня, однако, это будет уже не ручная, а машинная работа.











Ранее элементы орнамента соединялись не связками, а невесомой сеткой с невероятно мелкими ячейками. Одновременно с орнаментом выплеталась и сетка, ячейки непременно должны быть одинаковой формы, это обязательное условие. В те времена встречались ромбические, квадратные или круглые ячейки.



Существует несколько разновидностей фламандских кружев. 



Кружево типа «малин», или мехельнское кружево, — одно из наиболее известных фламандских кружев. Эта разновидность кружева очень тонкая, типичным для нее считаются цветочные мотивы и фон из мелких шестиугольников. Малин чаще всего использовали для отделки ночных гарнитуров, манжет и пошивки жабо.



Англетер — вид брюссельского плетеного кружева, производимого в конце 17 начале 18вв. Отличалось разнообразием орнамента и технических приемов. Узор располагался на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон из пикотированных (украшенных мелкими зубчиками) связок. Очень разнообразные ажурные сетки, детали цветочного узора часто подчеркиваются мелким рельефом. Узор и фон Англетер плели одновременно, что затрудняло изготовление фасонных вещей.



Основу кружева из города Брюгге составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок. Брюггское кружево схоже с вологодским кружевом.



В XVI веке в городе Бенш начинают плести тонкое и нерельефное кружево. Его так и назвали — бенш. Его орнамент образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из густых узорных сеток. Отличительная черта этого кружева — узор сетки фона, который напоминает мерцающие снежинки, он носит название «снежный ком».





Для брюссельского кружева орнаменты выполнялись отдельно друг от друга, а затем соединялись с помощью тюлевого фона. Этот вид кружева считался самым дорогим, даже дороже малина, и пользовался большим спросом спросом за границей. Из-за запрета на ввоз фламандских кружев в Англию, брюссельские кружева ввозили в страну нелегально под видом английских, за счёт чего вторым названием брюссельского кружева является англеттер.





Особой разновидностью брюссельского является «дюшесс» кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединялись непосредственно друг с другом. Кружево Дюшес относится к гипюрам, но не игольным, а плетеным на коклюшках. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги характерны для гипюров XVII в









В 1830-х годах был изобретен машинный тюль, что облегчило и удешевило выделку кружев, но и снизило их художественное качество, так как, несмотря на пышный орнамент из необычайно тонко и искусно выполненных реалистически трактованных цветов и листьев, кружево на машинном тюле, сделанном к тому же часто не из льняных, а из хлопчатобумажных нитей, навсегда потеряло мягкость, легкость и эластичность, присущие плетеным из шелковистых льняных нитей фламандским кружевам XVII в.













Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением. Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. Но и сейчас кружева любимы модницами.



...Я примеряю кружева…
Переплелись у мастерицы
В узорах сказочные птицы
И приворотная трава....

блог Сударушки

 

[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фламандское кружево | princess_Alba - Дневник princess_Alba | Лента друзей princess_Alba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»