• Авторизация


Предтеча и любимец прерафаэлитов Карло Кривелли . Часть вторая 02-01-2017 00:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Филофоб Оригинальное сообщение

Предтеча и любимец прерафаэлитов Карло Кривелли . Часть вторая

[показать]

Св. Иероним

Его принято относить не столько к поздней готике, сколько к раннему маньеризму. Думаю, самому Кривелли было в достаточной степени всё равно, куда именно его распределят в "Истории искусств". Тем более, что отводят на него абзац-два - чай не Леонардо. Хотя и современник. 
По мне, он прекрасен - вот этим волшебным синтезом старого и нового. И ошибка думать, что архаичность этой живописи - от незнания. Разделяя мир на реальный и условный, сочетая объём и линеарность в одной картине, то искусно применяя светотень, то забывая про неё, Кривелли говорит: "хорошо, я возьму ваши игры с перспективой, ваши складки, достоверность вашей парчи и атласа, ваши чаши с их объёмом и бликами, прозрачность вашего стекла, но плоть моих святых останется бесплотной, потому что не во всём должно быть мясо". И они прекрасны есть.
 

Самая знаменитая работа Кривелли -"Благовещение со Святым Эмидием":

[показать]

 

Большой алтарный образ подписан: "OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI" (произведение Карло Кривелли венецианца). Напоминание о месте рождения художника свидетельствует о том, что он работал вдали от Венеции: все основные произведения Карло Кривелли созданы на территориях Марке, находившихся во владении Рима. В южной части этой области расположен город Асколи Пичено, в жизни которого произошло важное событие: 22 марта 1482 года папа Сикст IV специальной буллой восстановил права городского самоуправления. Послание понтифика - Libertas ecclesiastica - достигло места назначения 25 марта, в день Благовещения, тут же объявленный общегородским праздником. Тогда же Карло Кривелли был заказан алтарный образ Благовещения для церкви Сантиссима Аннунциата (закончен в 1486 году). Понимая все значение этой картины, Кривелли стремился не просто рассказать о евангельском событии, но и раскрыть те исключительные обстоятельства, что сопутствовали заказу.


[600x585]


Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Над жилищем Мадонны возвышается второй этаж с просторной лоджией, создавая общее впечатление аристократического дворца. Напротив него - похожее палаццо, и пролегающая между ними улица увлекает взгляд вглубь, где линии перспективы замыкаются аркой, в ее проеме видна зубчатая стена - граница города. В этом идеальном урбанистическом виде асколанцам предстал их родной Асколи Пичено, не подлинный, а город мечты, чей образ соответствовал культурным и эстетическим принципам Ренессанса.

Перенесение евангельского события в фантастическую и одновременно реалистическую обстановку приближало его к современности и отвечало чаяниям заказчиков алтаря: праздничной атмосферой радостного предчувствия живут все персонажи картины.



[258x388]
Деталь


Мария осенена сиянием Святого Духа - луч проникает к ней с неба через зарешеченное окно. Он, однако, невидим для многочисленных персонажей, заполняющих первый и отдаленные планы - это горожане, жители Асколи Пичено. Все они, занятые неторопливой беседой на ступеньках дворца, стоящие на галерее или же прогуливающиеся по саду, томятся в нетерпеливом ожидании; те, кто не в силах справиться с волнением, пристально вглядываются в небо.


[259x388]
Деталь


Они тоже ждут "Благую весть" - не случайно рядом с Архангелом Гавриилом представлен Святой Эмидий - покровитель города - с моделью Асколи Пичено в руках. На шестах сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. 


[600x421]

Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. Единственный посредник между зрителем и персонажами картины - маленький ребенок, только ему дано созерцать таинство благовещения. Надпись на карнизе вдоль нижнего края картины напоминает о событии, послужившим поводом для создания алтаря: LIBERTAS ECCLESIASTICA, тут же гербы папы Иннокентия XIII и епископа Каффарелли.


[600x498] 

Карло Кривелли стремился передать целый мир, увиденный глазами художника XV века. На переднем плане помещены яблоко, символизирующее первородный грех, и огурец - плодородие и сады Эдема. Оба плода - своего рода "обманки": огурец "съезжает" с цоколя, переходя из живописного пространства в реальное. 

 

[597x600]
Деталь


Павлин, восседающий на карнизе второго этажа, - намек на бессмертие, вечную жизнь, уготованную праведникам. Несмотря на обилие красочных подробностей, композиция не кажется перегруженной: благодаря развитому чувству гармонии Карло Кривелли удается сохранить общее равновесие. За художником не случайно закрепилась слава мастера утонченно-рафинированного стиля: он обогатил традиционные приемы венецианцев уверенным рисунком и контрастной светотенью, математически точным построением пространства и архитектуры, ювелирной отделкой форм, грациозностью и элегантностью фигур, как будто сошедших со страниц рыцарских романов.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2012/hm4_1_300.html



Еще немного CV. 

Карло Кривелли — итальянский художник. Родился в Венеции в 1430 или 1435 году. Умер в 1495 в Асколи-Пичено.

Происходил из семьи художников. Учился в Венеции и Падуе. Большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus).

Сын венецианского художника, работы которого ныне не известны, Якопо Кривелли, жившего в приходе Святого Моисея. В 1444 году в документах есть упоминание о младшем брате Карло Витторио. Дата рождения Карло неизвестна. В 1457 году он достиг совершеннолетия, так как был осуждён в Венеции за прелюбодеяние, совершённое с Тарсией, женой моряка Франческо Кортезе, на полугодовое тюремное заключение и денежный штраф.

Документально подтверждённых данных об обучении Кривелли нет. Но, основываясь на его первой подписной работе, предполагают знакомство художника с современной падуанской школой, прежде всего Скварчоне, и влияние идей Ренессанса, с которыми Венецию познакомили Липпи и Донателло. Возможно, что Карло был учеником Антонио Виварини, Джованни д' Алеманьа и Бартоломео Виварини.

Два нотариальных акта (от 23 июня 1463 г. и 11 сентября 1465 г.) упоминают художника Кривелли — гражданина далматинского города Дзары. Вместе с ним там жил и работал брат Витторио.
В 1468 году переехал в Марки и работал там до своей смерти.

Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма. Большая коллекция его работ находится в Национальной Галерее Лондона. Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в 1950 году.

Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.

Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Влияние Карло Кривелли испытали его брат Витторе Кривелли и художник П. Алеманья.
http://www.cherrysoft.ru/art/5856-karlo-krivelli-xve-carlo-crivelli.html

Вот что пишет о маэстро  _ksa:

Итак, известно, что выйдя из тюрьмы он покинул Венецию, предполагается, что несколько лет странствовал. пока не осел в провинции Марке. Здесь, в церкви Сан Сильвестро, остался его полиптих, подписанный 1468 годом:


[показать] 
 

Собственно, с этого момента и до конца жизни ничего другого он писать и не будет. Алтари, написанные для церквей Марке и Долмации частично останутся в Италии, но в основном, разрозненными досками, осядут в музеях мира: Девы с Сыном, сам Сын Божий - предаваемый, распятый, умирающий, воскресший, ангелы и разнообразные святые - в рост и поясные. У них неизменно белые лица плоскостного письма, изящные длиннопалые руки сжимают книги, лилии и пальмовые ветви, а то символы мученичества - колесо, меч, стрелу, пыточный ворот или кокетливо демонстрируют стигматы на ладонях - драгоценные, как рубиновые броши. У них одежды, расшитые золотом и жемчугом, лежат жёсткими, ломкими складками. Длинные волосы женщин змеятся, волосы мужчин и детей кудрявы, как золотое руно. Это мир без воздуха, с сияющей и покрытой узором твердью небес и плоской землёй, кончающейся сразу за ступнями героев. 

Изучая Кривелли в общей череде "итальянских мастеров Поздней Готики-Раннего Возрождения" его легко пропустить - ещё один мастер манерных святых. Но мне повезло - первой святой работы Карло, попавшейся мне, была Мария Магдалина. Я увидела её в книге по истории костюма, фрагмент ростового изображения, иллюстрирующий статью о вышивках на платьях венецианских модниц:

[показать]

 

- вышитую цаплю на рукаве я смогла рассмотреть много позже, потому что полвечера изучала вот эту невероятную посадку головы, лисье длинноносое лицо, морщинку в углу рта, птичий очерк выпуклого глаза.

Вот она полностью:
[показать] - оценили, как хитрец Кривелли в полноростовом изображении удерживает внимание на лице героини? Большая часть фигуры закрыта плащом (и, при всей любви мастера к складкам и вышивкам, гладким плащом), направляя взгляд вверх - по ступеням почти горизонтальных кистей рук к поднятой корсажем груди, к мраморной шее, к этому заговорщицкому, обещающему взгляду. Ничего лишнего - даже волосы, складки покрывала и сосуд с мирро смазаны, растворены в золоте фона.

А увидь я первой эту Магдалину:
[показать]
- возможно волшебства и не случилось бы. А всего-то чуть больше внимания наряду и волосам, чуть вычурнее поза, чуть больше акцент на руки - и соблазн погиб. Хотя в Риксмузеуме возле этой девы я всё равно простояла довольно долго - соблазн-соблазном, а техника - техникой.

На мой взгляд, практически полностью ситуацию с двумя Магдалинами повторяют два дьяволоборца:
Вот архангел Михаил, попирающий беса:
[показать] - златокудрый мальчик с мечом и весами.

А вот занимающийся тем же богоугодным делом святой Рох: 
[показать] - тот же фокус - чуть больше восхищения костюмом (оцените этот панцирь, имитирующий плоть - до горошины соска), чуть меньше выбора в подаче деталей, более выгодный для рассматривания (но отнимающий у героя его завораживающую целеустремлённость) ракурс головы - и казнь превратилась в нарядный балет.

Кривелли - мастер деталей. Каждый алтарь переполнен ими - драпировками, рельефами, вышивками, плетёными сандалиями и сафьяновыми туфлями, поясами, диадемами и лентами, завитками волос и меха, структурой мрамора, цветами и плодами, чашами, птицами:


[показать]
 

Эти подробности прекрасны в своей дробящей мир суетности. Пёстрая, самостоятельная жизнь вещей подчёркивает отрешённость белых ликов Мадонн.

[показать]

[показать] 

[показать]

[показать]

[показать]


[показать]

 

Но едва ли не прекраснее Кривелли лаконичный, творец этой строгой девочки - святой Урсулы:


[показать]

Или этого отстранённого, настороженного святого Георгия:
[показать]

Или этой волшебнейшей из Мадонн:

[показать]

[показать]
Мадонна делла Канделетта,1490-1492, Пинакотека Брера, Милан
Большой размер



[337x450]

[450x360]

[381x600]

[600x440]
Поклонение пастухов , c. 1490, Музей изящных искусств Страсбурга

[494x600]
Богоматерь с младенцем и святыми Франциском и Sebastian. 1491
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)
Большой размер



[450x600]
Мадонна делла Рондине. 1492
Алтарь из S. Франциск Zoccolanti, Matelica 
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)
Большой размер

[399x600]
Святой Фома Аквинский
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)



[353x600]

[454x600]

[454x600]

[454x600]

[452x600]

[339x600]

[385x600]
Мадонна с младенцем ,ок. 1480. в музее Метрополитен в Нью-Йорке

[400x541]
Мадонна с младенцем " , 1480-1486, Пинакотека Civica, Анкона



Еще работы художника:
http://www.nationalgallery.org.uk/artists/carlo-crivelli
или здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/stat_masterom/post164288173/
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Carlo_Crivelli?uselang=ru



via Лена a.r.b.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Предтеча и любимец прерафаэлитов Карло Кривелли . Часть вторая | princess_Alba - Дневник princess_Alba | Лента друзей princess_Alba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»