• Авторизация


Перун. 09-12-2011 13:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Перун
Верховным божеством наших предков был
Перун, бог грома и молнии. Именно он возглавляет
список Владимировых богов, и именно его
идол (единственный из всех) подробно описан
Нестором-летописцем. О его главенствующей роли
свидетельствуют и древние историки. Славяне,
пишет, например, Прокопий Кессарийский
(VI в.), ≪считают, что один из богов — создатель
молнии — ... есть единый владыка всего, и ему
приносят в жертву быков и всяких жертвенных
животных≫. Слова ≪единый владыка всего≫ означают,
что культы отдельных, не связанных между
собой богов к этому времени уже начали складываться
в общеславянскую религиозную систему,
и центром ее становился Перун.
Перун обитает на небе и повелевает небесным
огнем. Оружие Перуна — камень или каменные
стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего
образуется гроза. В Полесье до сих пор верят, что
молния — это каменная стрела, пущенная на землю.
Таким камнем считают белемнит или просто
любой узкий продолговатый камень6.
Из дней недели Перуну был посвящен четверг
(у полабских славян четверг так и назывался
≪Перунов день≫), из животных — конь, а из деревьев
— дуб. В частности, в одной древнерусской
грамоте говорится о Перуновом дубе. Он —
воинственный бог и был покровителем древне-
русской княжеской дружины. Лаврентьевская
летопись за 971 год свидетельствует, что русские
воины, заключая договор с Византией, ≪по русскому
закону клялись оружием своим и Перуном
богом своим≫.
Идол Перуна в Киеве стоял на холме еще во
времена князя Игоря. В летописи под 945 годом
читаем: ≪На следующий день призвал Игорь послов
и пришел на холм, где стоял Перун, положил
оружие свое и щиты, и золото...≫ А в Новгороде
идол Перуна установил дядя князя Владимира
Добрыня, причем не просто над рекой, а в
специальном святилище, названном Перынь, существование
которого подтверждается современными
археологическими раскопками. Оно
представляло собой круглую площадку, в центре
которой возвышался идол, а по краям горели восемь
костров.
После принятия христианства культ Перуна,
верховного языческого божества, подвергся наиболее
яростному и сокрушительному искоренению.
Как гласит летопись, в 988 году воспринявший
крещение князь Владимир повелел привязать
Перуна к конским хвостам и скинуть с горы
по Боричевскому спуску ≪на Ручаи≫. Новгородцы,
приняв крещение, под руководством епископа
Иоакима разорили святилище Перынь, а идол
божества разрубили на части, протащили по грязи
и скинули в Волхов. Один новгородец, увидев,
что идол волной прибило к берегу, отпихнул его
шестом, приговаривая: ≪Ты, Перунище, досыта
ел и пил, а нынче плыви прочь!≫10 Перун, как и
другие языческие боги, был причислен к разряду
бесов, а на месте его святилищ построили православные
храмы. В Киеве на холме, где стоял идол
Перуна, князь Владимир поставил церковь святого
Василия (поскольку при крещении он получил
христианское имя Василий), на месте новгородской
Перыни был воздвигнут Перынский скит с
церковью Рождества Богородицы.
Но память о Перуне народ хранил вплоть до
XVII века. Вот что рассказывает иностранный путешественник
Адам Олеарий, посетивший Россию
в 1654 году: ≪Новгородцы, когда были еще
язычниками, имели идола, называвшегося Перуном,
т.е. богом огня, ибо русские огонь называют
≪перун≫. И на том месте, где стоял этот их идол,
построен монастырь, удержавший имя идола и
названный Перунским монастырем. Божество
это имело вид человека с кремнем в руке, похожим
на громовую стрелу (молнию) или луч. В
знак поклонения этому божеству содержали неугасимый
ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый
из дубового леса. И если служитель при этом
огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то
наказывался смертью≫\".
С течением времени функция громовержца в
народной культуре была перенесена на Илью-
пророка, и он стал по существу христианским заместителем
Перуна. У восточных славян и в XX
веке сохранялось убеждение, что гроза происходит
от того, что Илья-пророк ездит по небу на огненной
колеснице (поэтому мы слышим гром) и
мечет на землю громовые стрелы —молнии. Вот,
к примеру, современная запись, сделанная в Архангельской
области:
Илья-пророк —какой-то божественный, видимо... Который
грозу приносит. Гром и молнию. Когда гроза сильная,
говорят: ≪А, Илья-пророк катится, на тройке едет≫.
От Перуна Илья-пророк унаследовал и такой
любопытный мифологический мотив: в народе верят,
что во время грозы Илья (а в некоторых местностях
считают, что Господь Бог) своими стре-
лами убивает нечистую силу, которая, дрожа от
страха, стремится спрятаться где попало — под
деревом, под лошадиным брюхом и даже у человека
под одеждой. Белорусы до сих пор говорят:
≪ударит перун, так это Илья) нечистика бьет≫. А
вот что рассказывают в украинских Карпатах:
Гром бьет в то дерево, под которым черт прячется.
Мама моя рассказывала: пасла она корову и там увидела,
что черт из-под корней пихты вылезает — как хлопчик невеликий,
в красной сорочке, штанишки красные на нем и
шапочка красная. Вылез он из-под корней и на вершину
влезает, а с вершины — снова к корням. Вдруг ударил сильный
гром, молния такая большая, хлопчик запищал, и его
убило, а пихту с корнем вырвало. Так мама сказала, что от
этого черта лишь крови немного осталось, от того Сатаны.
Как молния его убьет, так остается черная кровь.
Так же считают и в Полесье:
Говорят, что пожар от молнии нельзя потушить. Мне
это покойная мать говорила. Раньше у нас стояла груша во
дворе. Да такой был гром, стрела такая огненная покрутилась
над окном да и ударила в грушу. Гром убивает нечистого.
Он прячется под грушей, под вербой, под дубом. Да, говорят,
и под человеком прячется, а гром бьет нечистую силу.
Да такой был гром, да так ударил, что расколол грушу.
Стрела такая огненная. Надо креститься и читать ≪Отче
наш≫, как гремит, иначе нечистая сила введет в бедствие.
А вот и народная сказка, где говорится о том,
как Илья спорил с чертом:
— Я тебя убью, — говорит Илья.
— Как же ты меня убьешь? Я ведь спрячусь под
человека! — отвечает нечистый.
— А я убью человека и тебя убью! — говорит Илья.
— А я спрячусь под коня!
— Тогда я и коня убью — и тебя убью.
— А я под корову спрячусь.
— Я и корову убью — и тебя убью.
— А я под дерево спрячусь!
— А я дерево разобью — и тебя убью!
— Ну, тогда я спрячусь в воду, под корч, под колоду!
— заявил нечистый.
— Там тебе место, там и находись! — ответил Илья.
Однако в некоторых местностях эту сказку
рассказывают так, что вместо Ильи там действует
сам Перун, а угрожает он не черту, а Змею. Таковы
белорусские сказки ≪Перун и Сатана≫, ≪Перун
бьет чертей≫, ≪Гром с Перуном≫. Белорусы считают,
что летом чертей меньше, чем зимой — ≪их бы
не столько было, если б не бил Перун. А то они за
зиму наплодятся, а летом Перун поубивает≫.
Стремясь восстановить древние поверья о
Перуне, некоторые ученые пришли к выводу, что
сказочный спор Ильи (или Бога) с чертом — не
что иное, как позднее переосмысление древнего
славянского мифа о борьбе громовержца Перуна
с каким-то могучим противником. Они полагают,
что этот сюжет и был центральным мифом славянского
язычества, и на его основе создавались
все остальные мифологические рассказы об отношениях
между богами. Кто же в древнерусской
языческой мифологии выступал в качестве противника
громовержца?
[516x700]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Перун. | viki-san - Дневник viki-san | Лента друзей viki-san / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»