Занятие по математике во 2 младшей группе «Чудо-дерево»
Программное содержание:
I.
1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
2. Продолжать учить различать один и много предметов.
II. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, длина, форма, количество).
III.
1. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.
2. Развивать у детей внимание, мыслительные операции, комбинаторику.
3. воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Материал к занятию
Демонстрационный.
Макет дерева, на нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками.(Можно нарисовать дерево на листе ватмана, выложить его из веревок). Маска кота, мягкая игрушка- собачка, палочки Кюизенера.
Раздаточный:
Цветные круги, разрезанные на 3-4 части по количеству детей.
Методические приемы:
Задача№1
Воспитатель высыпает в центр круга палочки Кюизенера. Предлагает детям назвать цвет палочек, их длину; длину и цвет. Обращает внимание детей на то, что одинаковые палочки по цвету имеют одинаковую длину и наоборот.
Задача№2
Воспитатель достает маску кота, одевает на одного из детей, обозначает его роль. Дети размещают стульчики по группе, они мышки. Проводится игра «Кот и мыши». Воспитатель обращает внимание детей на то, что мышек и норок много, а котик один.
Задача№1
Воспитатель достает из мешочка игрушечную собачку. В группе на столах для каждого ребенка приготовлены цветные круги, разрезанные на 3-4 части. Собачка разбила тарелки у хозяйки. Дети предлагают помочь собачке собрать тарелки из осколочков. Дети собирают «разбитые тарелочки» - круги. Называют их цвет и форму.
Ход занятия:
Дети входят в зал. У стены стоит дерево, ко котором висят яркие мешочки с цветными бантиками.(Можно нарисовать дерево на листе ватмана.
Выложить его из веревок).
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!
Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем.
Воспитатель снимает с ветки один из мешочков. Чего-то очень много там. Садитесь на ковер в кружочек.
В средину воспитатель высыпает палочки Кюизенера.
-Что это?
-Палочки!
-как много цветных палочек! А найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку.
-Какого цвета у тебя, Юля, палочка?
-Положите палочки в кучку.
-А сейчас возьмите 2 одинаковых по цвету палочки.
-Таня, у тебя одинаковые палочки?
. Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине
-Катя, какого цвета твои палочки?
-Они синие, обе синие.
-Положите палочки назад.
-А где длинные палочки? А короткие?
-Возьмите длинную палочку в одну руку, а короткую палочку в другую руку.
-Какого цвета длинная палочка у Даши? А короткая?
-А у Егора желтая палочка короткая и оранжевая длинная.
-Вот так палочки выросли на нашем дереве! Давайте их сложим обратно в мешочек и посмотрим, что же еще есть на чудо-дереве.
Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек. Спрашивает о цвете бантика на мешочке. Заглядывает в него. Кто-то там мяукает. Кто же там?
-Кошка!
Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.
-Юля у нас будет котиком, а вы - мышками. Ставьте себе норки-стульчики и прячьтесь от котика.
Воспитатель помогает детям расставить стульчики по групповой комнате. Дети сидят на корточках за стульчикам. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.
«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.
Ах, как много мышек тут!
-Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»
Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.
«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!
Только котик засыпает, мышки пляску начинают»
Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!
«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»
Игра повторяется еще раз.
-Сколько тут мышек? Сколько норок? А сколько котов?
-Мышек и норок много, а котик один.
Вот как мы поиграли интересно. Ставьте стульчики назад и садитесь. А я еще сниму мешочек с чуда-дерева. Вот этот, с зеленым бантиком. Ой! Кто это?
-Собачка!
-Это собачка Тяпа. Она почему-то грустная.
Тяпа говорит, что она разбила тарелочки у хозяйки и теперь ей попадет! Ав-ав-аав! Остались одни осколочки. Вот они. Показывает на столы, где для каждого ребенка приготовлены цветные круги, разрезанные на 3-4 части.
-А мы, ребятки, можем помочь Тяпе собрать тарелочки?
Походите к столикам. Вот, Юля, тебе разбитая тарелочка, а эту тарелочку Сережа собирать будет.
Дети складывают тарелочки. Воспитатель спрашивает, какого они цвета, какой они формы.
Воспитатель от имени Тяпы хвалит детей. Теперь хозяйка не будет ее ругать.
-Ребята, а Тяпа еще хочет с вами поиграть. Возьмем ее с собой на прогулку? Пойдем одеваться, покажем Тяпе нашу горку.
Конспект познавательного занятия:
Заложить первые ориентиры о мире природы, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.
Программные задачи:
1. Уточнить и закрепить знания детей о деревьях.
2. Учить, правильно определять у дерева, где находятся корни, ствол, ветки, листва (строение дерева).
3. Учить детей наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы о свойствах дерева. Расширить знания детей об особенностях назначения предметов из дерева.
4. Воспитание навыков культурного общения. Приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
5. Формировать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Создать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворения З.Александровой «Ёжик». Изготовление атрибутов: (плакат с изображением дерева; модели строения дерева: крона, ствол, корень; поляна). Шитьё костюмов: Буратино, ёжик, лиса, старушка – веселушка.
Материал:Скалка, стол, ёмкость с водой, небольшие дощечки и бруски по количеству детей, деревянные предметы кухонной утвари, тарелка, сахарница, графин с рюмками, деревянные игрушки матрёшка, пирамидка, магнитофон, конверты.
Ход занятия:
Звучит музыка (голоса птиц, шум леса).
Буратино: (Воспитатель в одежде Буратино) Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: Узнали. Ты — Буратино.
Буратино: Я вас приглашаю в сказочный лес, лес полон чудес и сказочных героев. И, думаю, нам будет очень интересно прогуляться по сказочному лесу. Идемте со мной.
Звучит веселая музыка.
Буратино:Большие ножки идут
по дорожке Топ-топ... Маленькие ножки бегут
по дорожке ТОП-ТОП-ТОП... Вот и пришли мы с вами в лесок.
А кто это сидит на пеньке?
Дети: Лиса.
Лиса: Здравствуйте, дети. Я бежала по тропинке, нашла скалочку (показывает). И не знаю, для чего она нужна?
Буратино:Скажите, а для чего нужна скалка?
Дети:Тесто раскатывать.
Буратино: А из чего сделана скалка?
Дети:Из дерева.
Лиса(удивленно). Из дерева.., а где растет дерево?
Дети: В лесу.
Лиса:Расскажите дети, а дерево - оно какое? Дети подходят к стенду, где висит плакат с изображением дерева. Рассказывают, где находятся у дерева корни, ствол, ветки, листва.
Буратино:А сейчас ребята давайте покажем лисе как сложить дерево из частей картинок. (Моделирование: работа с раздаточным материалом).
Лиса: молодцы, справились с заданием.
Буратино: В лесу много растет деревьев. Лиса, послушай, какие деревья знают дети.
Дети:Береза, сосна, ель, дуб.
Буратино: Ах, какой свежий воздух в лесу. Так легко дышится, это деревья очищают нам воздух. Поэтому природу нужно беречь, не ломать деревья, не мусорить в лесу и не разводить костры. Помните это ребята.
Лиса:Вы, ребятки, молодцы, За ваш интересный рассказ я вам подарю скалочку, она вам пригодится.
Дети:Спасибо.
Лиса убегает.
Буратино: А мы, с вам и отправляемся дальше в путешествие.
Звучит музыка.
Буратино: Большие ножки идут по дорожке Топ-топ... Маленькие ножки бегут по дорожке ТОП-ТОП-ТОП...
Ребята, посмотрите, куда мы вышли?
Дети: На большую полянку.
Буратино: А кто это сидит на полянке?
Дети: Ежик.
Ежик:Здравствуйте, дети!
Дети:Здравствуй, ежик!
Ежик:А зачем вы пришли па мою полянку?
Буратино: Дорогой ежик, на этой полянке мы хотели с ребятами провести небольшие опы¬ты и, если не возражаешь, ты мо¬жешь посмотреть их.
Е ж и к: Я с удовольствием посмотрю и послушаю.
На столе заранее приготовлены: деревянные предметы (по количеству детей); емкость с водой; небольшие дощечки и бруски (по количеству детей).
Буратино: Ребята, давайте посмотрим: какие дощечки лежат на столе? Дети отвечают.
Давайте возьмём тонкую дощечку и попробуем её переломить. (Дети пробуют переломить). Деревянная дощечка тонкая, ее можно переломить она ломается. А теперь давайте возьмём толстую дощечку – брусок и попробуем переломить. Да ребята если дощечка толстая — брусок, его переломить нельзя. Как вы думаете, если взять брусок и бросить на пол, он разобьется или нет? Дети отвечают.
Давайте бросим брусок на пол. Дети бросают на пол брусок. Не бьется. Предметы из дерева твердые, гладкие, шершавые; бывают тонкие и толстые. А теперь попробуем все опустить свои дощечки в воду (опускают в воду) и посмотрим, утонут ли наши дощечки в воде. (Ответы детей) — Да действительно ребята деревянные дощечки не тонут, не бьются. Дорогой ежик, тебе понравились наши ответы?
Ежик:Очень понравились, я так много о деревянных предметах узнал.
Буратино: А давайте ребята вместе с ежиком поиграем. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики:
Гонит ветер с неба тучки - (дети поднимают руки вверх и выполняют движения вправо, влево, раскачиваясь) Пляшут листья во дворе - (кружатся вокруг себя) Гриб, надетый на колючки - (упражнение «Грибок»: на вертикально поставленный кулачок одной руки,опустить округлённую ладонь другой руки, затем, поменять руки).
Тащит ёж к своей норе - (упражнение «Ёжик», скрестить обе руки З. Александрова вместе в замок и пальчики поднять вверх).
Ёжик: Вот какие иголки у меня. Но мне пора уходить. До свидания, ребята.
Дети:До свидания.
Буратино: Из дерева делают и мебель, и посуду, и игрушки. Назовите предметы, которые сделаны из дерева.
Дети:Стул, стол, полка, кровать.
Буратино: Молодцы, мы отправляемся дальше в путешествие.
Звучит музыка.
Большие ножки идут по дорожке -Топ-топ... Маленькие ножки бегут по дорожке ТОП-ТОП-ТОП... Смотрите, куда мы попали? За столом сидит бабушка, перед ней на столе предметы кухонной утвари; игрушки, музыкальные инструменты.
Бабушка:Здравствуйте, дети!
Дети:Здравствуйте!
Бабушка:Меня зовут старушка - веселушка. Я вас давно поджидаю.
Буратино: Старушка - веселушка, а что у тебя здесь на столе, расскажи нам, пожалуйста.
Бабушка:Здесь деревянные предметы: тарелка, сахарница ложки, графин с рюмками, ножик... А еще у меня есть деревянные музыкальные инструменты: ложки.
Давайте, дети, поиграем на них. Звучит русская народная музыка «Калинка». Дети исполняют упражнение с музыкальными инструментами (ложками). Бабушка пляшет.
Буратино: Спасибо, бабушка, порадовала ты нас, а за это мы тебе подарим скалочку.
Бабушка:Спасибо за подарок. Она мне пригодится лапшу катать. А сейчас на прощание угощайтесь моими оладушками. Ладушки, ладушки,
Испекла я вам, оладушки,
Маслом поливала
Деток угощала
Оладушки вкусные, да со сметанкою.
До свидания ребята, приходите ко мне ещё в гости.
Дети: До свидания!
Игра-викторина "Чудо-дерево" по сказкам К.И. Чуковского для детей 4–7 лет
Цель:
Персонажи: доктор Айболит, Федора, ведущая.
Оборудование: «чудо – дерево» с заданиями для викторины, на дереве туалетные принадлежности (мыло, 2 зубные щетки, 2 зубные пасты, 2 расчески, 2 полотенца), 2 линейки, 2 конверта, 2 тетрадки, игрушки; «черный ящик» в нем - калоша, мочалка; «сладкий поднос» на нем розетки с конфетами, вареньем, сахаром; 2 разрезные мозаики, лист ватмана, восковые мелки.
Предварительная работа: Чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино – горе», «Телефон», выполнение рисунков к стихам и сказкам К.И.Чуковского.
Оформление студии и сценические декорации: Студия, где предстоит проводить праздник, оформлен рисунками детей. На видном месте помещен портрет К.И.Чуковского. На сцене – декорация двух «уголков»: уголок Федоры и уголок доктора Айболита и Мойдодыра. В уголке Федоры стоит стол, накрытый нарядной скатертью. На столе стоит посуда: чашки, самовар, заварной чайник. Над столом на гвоздиках висят сковородки. На полочке – кастрюли, утюг.
В уголке доктора Айболита и Мойдодыра установлен столик с расставленными на нем аптечными принадлежностями: градусники, бутылочки, докторская трубочка. Вокруг сидят перевязанные бинтами игрушечные звери.
Рядом с аптечным столиком – рукомойник, напоминающий Мойдодыра. Он «украшен» полотенцем и мочалкой. В большом стакане расческа и зубная щетка, рядом кусок мыла и зубная паста.
Ход игры - викторины
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручаются медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
Ведущая:
- Ребята, вы любите путешествовать?
- На чем можно отправиться в путь?
- А пешком можно?
Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку, где живут добрые сказки К.И.Чуковского (дети проходят на полянку, на которой они видят «Чудо – дерево»).
- Вы узнали это дерево?
- Кто знаком со сказкой «Чудо – дерево?
- Кто автор этой сказки? (Показать портрет)
Педагог читает отрывок:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки.
-Что вы видите на нашем дереве? (задания для викторины)
Задания для команд: Задания детям читают доктор Айболит, Федора.
1 задание: - Найти нужные Мойдодыру вещи и сложить в таз.
(На двух столах разложены предметы – мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, игрушка).
2 задание: - Кто вспомнит?
- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)
- Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка)
3 задание: «Черный ящик».
В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
- Что это? (Калоша)
В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
- Что это? (Мочалка)
Музыкальная игра «Делай как я».
4 задание: «Сладкий поднос».
На подносе розетки с конфетами, вареньем, сахаром.
- Чем Муха – цокотуха угощала бабочку? (вареньем)
5 задание: Узнай сказку по отрывку.
- Из какой сказки эти строки?
А за ними блюдца – блюдца дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля
И танцуют и смеются дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля. («Федорино – горе»)
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)
6 задание: Прочитай наизусть.
Дети по желанию читают отрывки из сказок К.И.Чуковского.
7 задание: Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского.
8 задание: Отгадай загадки.
- Из какой сказки герой?
А кто к хозяину идет –
Она знать дает. (Собака – «Айболит»)
Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла, с собой принесла. (Лиса - «Айболит»)
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц – «Путаница», «Айболит»)
Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк – «Айболит»)
А весной проснется. (Муха - «Муха – цокотуха», «Путаница»)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон – «Телефон»)
9 задание: Кто быстрее нарисует любимого героя сказки.
(Дети вместе рисуют любимого героя на листе ватмана.)
Танцевальная пауза «Веселый танец»
Подведение итогов игры – викторины. Награждение
Организационный момент