Это цитата сообщения
missis_anchous Оригинальное сообщениеИгры и потешки для детей 1-2 лет (много)
"На суше"
Сюрприз! Задача - развернуть игрушку из слоев газеты. Дополнительно - развязать красивую веревочку поверх упаковки.
А ну-ка попади! Разбросанные по всей комнате игрушки отправляем в ведро или коробку. Предметы издают непохожие звуки. Если бросать с прикрытыми глазами, то попытаемся расспросить, что это было? Коробка находится близко, почти на расстоянии вытянутой руки. Кидать в мишень можно разными руками и, естественно, предпочтительней вместе с мамой.
Сортировка. Предметы из общей горки раскладываем по признакам (форме, цвету, размеру) в разные кучки. Взрослый помогает.
Прятки. Прячем игрушки, сначала на глазах у малыша, а после за его спиной; тренируем внимательность. Небольшие предметы "зарываем", например, в кастрюлю с горохом или пшеном. Малыш с удовольствием раскопает "залежи", а заодно и разовьет мелкую моторику рук. Ищем и находим все что угодно: носик и глазки на своем, мамином, мишкином лице. В прятки играем и сами, прячась за диваны, шкафы. Меняемся наоборот. Разыскиваем свое чадо, недоуменно разводя руками и не "замечая" торчащих из-под штор ножек: "А где же Настя? А вот она!" Психологи утверждают, что подобная игра очень важна: она позволяет детишкам почувствовать уверенность в том, что мама и папа рядом даже тогда, когда их не видно.
Препятствие. Учимся перешагивать через все, что встречающиеся на ходу, идти вдоль линии из веревочки.
"На воде"
Мыльные пузыри. Лучшие - с добавлением шампуня. Пожалуй, это одна из самых эмоциональных игр, наряду с ловлей воздушных шариков. Хлопать разноцветные пузыри очень занятно, ведь каждый раз что-то происходит: то на нос "вода" приземляется, то огромный пузырь лопается о шкаф.
Домашний помощник. Дети очень любят подражать, а потому с превеликим азартом кинуться "по-взрослому" мыть посуду, подметать пол, купать куклу или стирать вещички. Их даже не надо агитировать: сами возьмут все в свои руки. Вам лишь нужно набраться терпения и не препятствовать рвению малыша. Небольшие лужи возле раковины - небольшая трата за полученное удовольствие.
Рыбаки и рыбки. Посреди комнаты, особенно в жаркую полу, ставим тазик с водой. На воду выпускаем надувных уточек и рыбок. Вылавливать нужно "с берега", находясь за краями таза. Можно при помощи большой ложки или сачка в виде сита. Трофей положить в другую емкость или снова отпустить на водную гладь. При погружении резиновые игрушки с дырочками выпускают со дна занятные пузырьки воздуха, а при выныривании "почему-то" брызгаются направленной струйкой. Кроме игр из "подсобного" материала вашу жизнь несомненно украсят и значительно разнообразят также игрушки фабричного производства. Для этого возраста подходит следующее:
Юла. Ее загадочное вращение подолгу удерживает внимание малыша. Он сам начинает пробовать "заводить" игрушку. Радости от убежавшего в сторону волчка нет предела.
Матрешки. Ничем не заменимая традиционно русская игрушка. Сделана из дерева, а значит, ее можно немного погрызть, когда лезут зубы. Ярко разрисована, и, следовательно, снова и снова вызывает восторг. И, наконец, она разбирается и собирается, сначала неудачно - "головой" в "ноги", а затем все успешнее. Одновременно тренируются понятия "большой", "маленький", "средний".
Кубики. Выбирать лучше с картинками. Из низ строим пирамидки, кладя один кубик на другой (только такое построение будет удаваться малышу в этом возрасте), а также ищем картинки на сторонах: тут лисичка, а тут петушок.. как кричит петушок?
Конструктор. Предпочтительнее с небольшими деталями, умещающимися на ладони. Полностью собирает конструктор один из родителей. Ребенок нетерпеливо разбирает. По несколько раз на дню повторяет упражнение Винни-Пуха "входит и выходит" с детальками. Постепенно подключает все большее количество. Заодно тренируемся различать по цветам, подавая по маминому запросу "желтую" или "красную" деталь.
Пазлы и рамки Монтессори. Предпочтительнее из мягких материалом, поскольку в жесткие сложнее играть, да и разбирать сложнее. У ребенка хорошо получается разбирать целую картинку на составляющие, собирать назад - только вместе с мамой, рассказывающей про нос, глазки, уши у сборной собачки. Комментарий можно продолжить на окружающих (малыше, папе), таким образом тренируя обобщение предметов.
Пирамидки. Нанизывать разноцветные кольца все еще помогает мама. А вот стаскивать их и приносить в одно место замечательно получается у самого малыша.
Шнуровка. Это может быть большая пуговица или ежик, на спине которого лежат яблоки. Главное - наличие шнурка, на который надеваются яблоки через отверстие большой дырки. Развивается моторика рук. Такую компактную игрушку легко брать с собой в дорогу.
Набор надувных игрушек. Плавающие рыбки хороши для ванны. Надувной мячик, "растущий" на глазах в играх по дому. А дудка и свисток прекрасно развивают легкие малыша, развивают речевой аппарат.
Куклы и набивные игрушки. Предпочтительнее маленькие, гладкие, мягкие по составу (еще лучше с песочным наполнителем). С ними затеваются первые ролевые игры: задача уложить спать, накрыть, укачать, как делают это обычно с самим ребенком. Мягкие игрушки, с тканью разной на ощупь и внутренности из мелких деталей, тренируют ощущения ребенка, развивают ловкость рук. Обычно у кукол есть соответствующий набор для игр, копирующих настоящие предметы, что позволяет ребенку повторять действия взрослого без разрушительных последствий своей тренировки на той же посуде.
Может, ваша коллекция игр и игрушек будет иной. Зайдите в магазин, может, вы что-то пропустили или ассортимент пополнился чем-то новым.
Главное во всех играх - подключение своей фантазии. И еще: все занятия хорошо проводить под приятную музыку, поскольку в это время отмечается проявление музыкальных пристрастий: тяга к одним и отвращение к другим мелодиям. Негромкая, мелодичная музыка, без излишней нагрузки текстов успокаивающе действует на нервную систему. А значит, ваш малыш здоров и счастлив. А рядом с ним такой замечательный партнер по играм и просто родитель - его папа, мама или бабушка
Игра с палочкой
Эта игра развивает координацию действий ребенка, его умение сосредоточить внимание. Для игры понадобится палочка длиной около полуметра и диаметром такого размера, который бы позволил охватить палочку детской ручке. Когда малыш лежит на диване, нужно дать ему палочку, чтобы он зацепился за нее ручками. Потом палочку нужно постепенно поднять вверх, так чтобы вместе с ней поднимался и ребенок, пока не встанет на ножки. Те, кто помладше, могут из положения лежа, подняться в сидячее положение. Если потянуть палочку, то ребенок будет на ней подтягиваться. Лучше играть, если ребенок находится на диване.
Игра в дорогу
Эта развивающая игра для лучшей ориентации в пространстве, улучшает работу вестибулярного аппарата, учит преодолевать препятствия. Создайте дорогу, ограничив ее ширину игрушками, кассетами, кастрюлями, кубиками, карандашами, словом, любыми бытовыми предметами, главное, чтобы предметы не были опасными для ребенка. Потом малыша проводят за ручку по этой дороге. Постепенно дорогу можно делать более длинной, извилистой, ее можно делать уже и шире. Для начала такая дорога может иметь в ширину около ?>30 см. Часто малыш желает двигаться по прямой, снося «ограду», но постепенно учится ходить в промежутке «дороги». Неплохим подспорьем в создании дороги может служить обычная бельевая веревка – с ее помощью легче выкладывать изгибы дороги, ее проще складывать, и она менее опасна для малыша. Если ребенку интересно, можно поводить его на пятках, на носочках, прыжками.
Если есть возможность, можно создать дорогу из шершавой бумаги, в идеале – из песка (устроить на балконе или лоджии) или гладких камушков маленького размера. Такие тропинки массажируют ножки ребенка, приучают его ходить босиком, что, безусловно, полезно. При отсутствии специальной бумаги, используют обои, которые предназначаются для окраски – их поверхность достаточно шершавая. Если не жалко продукта, то можно ставить ножками малыша на гладкую фасоль, насыпанную в какую-нибудь коробку так, чтобы она покрывала только дно. Обычно детям очень нравится такая процедура.
Игра в катание
Малыши любят, когда их катают взрослые. Эта игра поможет малышу укрепить мышцы. Во время этой игры взрослый человек ложится на диван или на пол, ноги сгибает в коленях и поднимает вверх так, чтобы они образовывали относительно корпуса прямой угол. Ребенка кладут животом на согнутые голени, при этом придерживают за туловище. Потом малыша покачивают на ногах, приподнимая их вверх и опуская вниз. Если взрослый человек уверен в своей хорошей реакции, то он может уложить ребенка и на поднятые и выпрямленные ноги, расположив малыша животом на своих ступнях. Если взрослый уверен, то можно поставить малыша на подъем ноги взрослого, и шагать тихонько вместе с ним, придерживая за туловище или ручки. Катают детей и сидя на стуле, закинув ноги одна на другую. На ногу, расположенную сверху, кладут малыша животиком вниз, затем покачивают этой ногой вверх-вниз.
Игра в преодоление различных препятствий
Если в доме есть свободное пространство, то можно устроить малышу небольшое спортивное упражнение. Для начала пусть он проползает под установленным препятствием – например, под столом или стулом, конечно под наблюдением взрослых. Если есть большие спортивные надувные шары, то можно огибать его при ползании, или ползти и подталкивать его вперед. Можно также устроить игру с участием взрослых. В таком случае взрослый тоже может встать на четвереньки, а малыш будет проползать под ним. Или сесть на пол, согнуть ноги в коленях, а малыш будет под ними проползать.
Игра в ковер-самолет
Усадите малыша на одеяло, покрывало, коврик, объясните, что нужно крепко держаться за его края, а еще лучше – просто оберните малыша с двух сторон его углами, возьмитесь за них и тяните за собой. Малыш будет очень доволен, а кроме того, он учится держаться руками, развиваются его мышцы.
Хождение по мостику
Для начала «мостик» располагается на полу горизонтально. В качестве мостика используется гладкая доска шириной не менее 20 сантиметров. Длина такой доски зависит от возможностей вашей комнаты. Взрослый придумывает сказку, где мостик является обязательным местом, которое нужно пройти, не спускаясь с него на пол. Это может быть игра, в которой малыш кого-нибудь спасает (игрушку на другом конце доски), достает маме фрукт, и так далее. Если малыш не боится, обоприте доску на кресло или диван, пусть кто-нибудь держит ее, или укрепите, чтобы доска не упала, поставьте на такой мостик ребенка, придерживая его за руку, и пусть он спускается и поднимается. Такое упражнение совершенствует координацию движений. Можно использовать такую горку для спускания с нее игрушек, и пусть ребенок их ловит внизу доски.
Хождение с «острова» на «остров»
Можно усложнить игру в дорогу, расположив на полу какие-нибудь плоские предметы, на которые ребенок мог бы перешагивать, не становясь на пол. Это могут быть большие книги, например, или разделочные доски, большие кольца от игры. Малыша нужно держать за руку во время таких переходов с одного «острова» на другой. На балконе можно насыпать маленькие кучки песка, на которые малыш будет перескакивать или перешагивать. Есть еще варианты: если вы опасаетесь, что ребенок может ушибиться, то вместо книг уложите на пол квадратные листы разноцветной бумаги, а при перешагивании с одного на другой называйте их цвет, так малыш постепенно запомнит названия цветов.
Игра в сложное движение
Эта игра учит малыша продвигаться между предметами, для этого их нужно расставить таким образом, чтобы было расстояние для прохождения «восьмеркой», то в одну сторону, то в другую. Обычно малышам эта игра нравится. Предметы должны быть легкими и не травмооопасными: это могут быть пластиковые бутылки большого объема, кегли, коробки небольшого размера из картона или бумаги. Малыша во время его движения лучше держать за руку.
Игра с кеглями
Поставьте легкие предметы, если нет настоящих кеглей. К примеру, бутылки из пластика, легкие коробки. Возьмите мячик и покажите малышу, как нужно его толкать, чтобы он катился по полу и не подскакивал. Пусть толкают мячик ручками, стараясь, чтобы мяч задел установленные кегли. Можно кегли устанавливать под мостиком-горкой из доски или любых подходящих предметов – ими могут быть гладильная доска, столешница, часть полки и пр. Тогда скатывающийся мяч обязательно попадет в расставленные внизу предметы. Такие игры развивают координацию и внимание ребенка.
Игра в ритмы
Такая игра обычна для детей ясельного возраста, и многие взрослые могут смутно помнить ее по детским впечатления. Эта игра – начальная стадия обучения танцам, она учит координации, приучает слушать ритм, учит различать правую и левую стороны. Малышу показывают, как можно стать на правой ноге, и при этом левую поставить на пятку, на носочек по команде. Затем меняют позицию, и уже стоят на другой ножке, то есть на левой, а правую выставляют последовательно по команде на пятку и носок. Затем топают ножками, и повторяют все сначала. Взрослый должен командовать, на какую ножку стать, а какую выставить на носочек и пятку, а когда топать. Левую и правую ножки нужно сначала показать малышу, а затем подсказывать, если он ошибается. После топания ножками можно ввести еще один элемент: научить ребенка кружиться вокруг себя, поставив руки на пояс или же совершая руками круговые движения, как будто ребенок держит круглый предмет.
Игра в перешагивание
Когда дети становятся постарше, они любят перепрыгивать через скакалку. А в столь нежном возрасте их можно научить пока перешагивать через препятствие. Препятствие можно устроить из резинки, выбирая при этом самую мягкую, чтобы ребенок не пострадал. Или же использовать веревку, растянув ее между стульями или креслами, чтобы малыш перешагивал через них, не цепляясь ножками. Можно также устроить небольшую «баррикаду» из книг, кубиков и предложить малышу перешагнуть через них, не разрушив. Ребенка при перешагивании лучше держать за руку. Более сложная задача –использование обруча, через который малыш будет переходить. Обруч располагают вертикально, а ребенок проходит сквозь него, он может это делать сам, может переносить игрушки, может кидать через него мячик. Если держать обруч у пола, то важно, чтобы малыш заходил внутрь него, а если обруч чуть приподнять, то, чтобы ребенок перешагнул через него, попадая внутрь. Малыша нужно придерживать. Некоторые дети любят становиться ножками на обруч, расположенный вертикально, и пытаются достать руками его верхнюю часть.
Игра в метеорологов
Нарисуйте на плотной бумаге картинку, обозначающую погоду: солнышко, тучи, дождь, молнии, снег. К центру листа прикрепите стилизованную стрелку из плотной бумаги. Стрелка должна крепиться на обратной стороне листа и свободно вращаться. Расположите этот лист в детском уголке. Наблюдайте с ребенком за погодой, попросите малыша передвигать стрелку на ту погоду, которая за окном. Эта игра развивает наблюдательность и дисциплину. Можно подсказать ребенку, что такой указатель погоды очень важен, например, для кого-нибудь из членов семьи, который собирается выйти в магазин или погулять. Ребенок может сам нарисовать картинки или же вы можете вместе с ним найти их в старых журналах и вырезать.
Игра в окрашивание
Для наибольшей наглядности окрашивания предметов в тот или иной цвет, очень хорошо использовать сахар, так как он пористый и заметно движение красителя. Сахарные кубики хорошо окрашиваются при помощи фруктовых соков. Лучше использовать красные ягоды (в том числе и замороженные): малину, смородину, вишню. Положите кубики сахара в сок, и предложите ребенку понаблюдать за тем, как сахар постепенно будет приобретать окраску. Очень интересно развить этот опыт и поставить в окрашенную чернилами воду веточку растения или цветок. Через некоторое время черенок, стоящий в воде, приобретет оттенок цвета, которым окрасили воду, изменяется также окраска цветка.
Игра в мимику
Для этого могут понадобиться гутапперчивые куклы или специальные «лица» из мягкого материала, которые надевают на руку. Легким движением пальцев можно изменить выражение лица куклы. В некоторых случаях можно использовать такие игры и в воспитательных целях, показывая капризничающему ребенку как он выглядит, когда чего-то не хочет, или, наоборот, требует, разыгрывая целые сценки.
Игра в измерение
Чтобы измерить предмет, можно применить разные методы. К примеру, можно измерить пальцами, ступнями, шагами и так далее. Возьмите какой-нибудь предмет, измерьте его разными другими предметами, сделав их эталоном измерения. Предметы должны быть разной длины. Потом можно сравнить, сколько раз нужно было прикладывать палец, и сколько раз – ступню ноги. Попросите ребенка объяснить, почему одних нужно больше, а других – меньше. Если он не может сам рассказать, объясните ему сами. Так малыш узнает о размерах, о сравнении. Если в доме есть весы с двумя чашками, то можно попробовать объяснить ребенку, что такое вес, и что разные предметы по-разному весят. Для этого нужно на одну чашу положить предмет, а на другую несколько более легких предметов до уравновешивания чаш.
Игра в цвета
Эта игра помогает показать ребенку, каким образом из одних цветов получаются другие. Для этого можно использовать палитру. Основные цвета разместите в чашечках, смешивая их между собой, смесь выкладывайте на свободные чашечки. Можно краски в густом виде положить на плотную бумагу или полиэтиленовую пленку, дать ребенку кисточку, и попросить начать смешивать краски на свободном пространстве пленки. Называйте вслух получающиеся цвета.
Игра-викторина.
Нарисуйте на карточках времена года – осень изобразите в виде красного листа, зиму – снежинкой, лето - бабочкой, весну – солнышком. Задавайте ребенку вопросы о погоде в то или иное время года и попросите его поднимать карточку. Постарайтесь, чтоб вопросы были доступны пониманию ребенка и были просты. Например, спросите, когда на улице тепло, когда все время холодный дождь, когда ложится снег, когда тают сугробы, когда цветут цветы.
Знакомство с материалами
Показывайте ребенку предметы, сделанные из бумаги (книги, например), из ткани (одежду), из металла (посуду), из глины (горшки для цветов, тарелки), из пластика (бутылки пластиковые и другие предметы), из дерева – укажите предметы мебели; из стекла (стаканы, или, к примеру, очки). Потом спросите, какие предметы из чего сделаны.
Распознавание тканей
Покажите ребенку вещи из разных тканей – бархата, капрона, гипюра, шерсти, меха, шелка, хлопка, синтетики, кожи. Спросите, как ребенок может охарактеризовать эти ткани – мягкие, колючие, гладкие и так далее. Можно предложить малышу кусочки разных тканей, раскрашенных в похожий рисунок, например, в горошек, клеточку, полоску и предложить собрать их по характерным признакам. Можно попросить подобрать каждому кусочку соответствующую по окраске или по рисунку пару. Для того, чтобы ткань не заминалась, можно приклеить кусочки ткани на плотную бумагу или картон. Можно показать ребенку, как делают пэчворк, и попросить его составить кусочки для лоскутного одеяльца для куклы.
Наблюдение за следами
Зимой, когда лежит снежный покров или летом на песке очень хорошо видны следы животных и людей, понаблюдайте вместе с ребенком, какие следы оставляет птица, какие – собаки и кошки, какой след у взрослого человека, какой – у ребенка. Придя домой, нарисуйте на бумаге разные следы и спросите у малыша, как он думает, кому они принадлежат.
Наблюдение за звуком.
Попросите ребенка показать, каким голосом поет птичка, каким – лает собака, мяукает кошка. Пусть он проиграет какую-нибудь придуманную взрослым сценку между кошкой и собакой. Попросите показать как дует ветер, идет дождь, льется вода из крана. Если ребенок артистичен, ему понравится подражать и разыгрывать сценки, говоря разными голосами за разных персонажей. Можно даже нарисовать и вырезать из картона героев придуманной истории или разыгрывать сценки при помощи кукол и мягких игрушек, а также наручных кукол.
Игра во время
Дети ближе к четырем годам уже легко осваивают понятие времени. Они ориентируются в днях. И им можно рассказать, из чего состоит минута, час, сутки. Например, объясните, что один хлопок в ладоши – это будет секунда, затем скажите, что когда длинная стрелка обойдет весь циферблат, то пройдет одна минута, включающая 60 секунд, а когда маленькая стрелка сдвинется на одну цифру, то прошел час. Расскажите и понаблюдайте в течение дня за стрелками на часах, как они движутся, где маленькая стрелка находится в разное время дня – утром, днем, вечером. Объясните, что ровно через сутки, то есть нас следующий день, стрелка снова начнет сначала двигаться по циферблату.
Игра в карту
Нарисуйте с ребенком план с дорогой, домами, лесом, речкой и так далее. Если ребенок летал на самолете, то ему легче будет представить вид сверху на землю. Если же малыш не понимает, не делайте вид сверху, как это делают на картах, нарисуйте домик, деревья и т.п., как их видит ребенок. Отдельно вырежьте человечка из картона, пусть он двигается по нарисованной дороге. А вы вместе с ребенком придумывайте его приключения. По ходу сочинения могут появиться новые герои, которых вы также вырезайте из картона и отправляйте в «путь».
Игра в составление плана комнаты
Поставьте ребенка (придерживая) на стол или посадите себе на плечи, и пусть он «сверху» внимательно посмотрит на обстановку в комнате. Нарисуйте предметы мебели вашей комнаты как плоские изображения. А затем расставьте их на чистом листе бумаге. Если ребенок захочет, можно нарисовать фигурки людей, проживающих в вашей квартире. А можно мебель сделать в виде коробков разного размера из бумаги, или же слепить похожую по форме «мебель» из пластилина. Объемную «мебель» можно расставить внутри коробки, которая будет олицетворять вашу квартиру.
Игра-наблюдение.
Эта игра направляет внимание ребенка на разные свойства жидкостей. Поставьте плоскую дощечку из дерева (разделочная доска, например) наклонно на столешницу на кухне, оперев ее, к примеру, на кастрюлю, и капните на нее разные жидкости, например, воду и масло растительное. Спросите у малыша, какая капля бежит быстрее. Объясните, что разные жидкости имеют разную вязкость, то есть способность растягиваться, поэтому одна бежит быстрее, другая медленнее.
Игра в театр
Для того, чтобы малыш научился создавать куклы, совсем необязательно учить его их шить. Иногда достаточно нарисовать маленьких куколок на бумаге, оставить под рисунком полоску длиной около пяти сантиметров в обе стороны от куколки, вырезать, и нацепить на пальцы, соединив полоску бумаги под рисунком в колечко, которое наденется на палец. Или же нарезать полоски бумаги, а к ним приклеить вырезанных куколок.
Спортивные занятия
Спортивные занятия являются основой физического развития ребенка. Но чтобы малыша не перегружать, можно превратить их в игру. Для развития внимания рекомендуется игра, в которой взрослый предлагает ребенку повторять за ним, делать так же как он. Например, взрослый делает приседание, ребенок повторяет, взрослый поднимает руку, малыш тоже. Можно попробовать быстро менять положение рук и ног. Малышам не всегда удается правильно повторить, и им весело. А можно проводить занятие целенаправленно – например, тренируя спину, повторяя движение кошки, сворачиваться как ежик, движение рыбки. Можно повторить движения неуклюжего медведя, утки, бабочек и пр.
Игра "Я знаю слова"
Эта игра развивает навыки говорения и общения, расширяет кругозор ребенка. Игру необходимо проводить каждый день, постоянно повторяя выбранное вами слово.
Учите ребенка понимать смысл слов. Новые слова вводите постепенно, только в контексте уже знакомых ему понятий. Сначала произнесите два знакомых ему слова ,затем - не известное малышу. Повторяя за вами известные слова, он произнесет и это. После упражнения обязательно похвалите ребенка.
Игра "Принеси игрушку"
Игра обеспечивает развитие координации движений при ходьбе, тренирует мышцы. В нее лучше играть, когда вся семья дома. Вам понадобятся коробка с крышкой, любимые игрушки малыша.
Положите игрушки (2-3 штуки) в коробку и закройте ее крышкой. Поставьте коробку на пол. Позовите малыша: "Давай поиграем все вместе!" Попросите его открыть коробку и посмотреть, что там. Когда ребенок увидит свои игрушки, попросите его достать одну из них и отнести папе, сестричке и так всем поочередно. Когда он протягивает игрушку, обязательно благодарите его.
После игры похвалите малыша, прижмите к себе, поцелуйте.
Игра "Рамки Монтессори"
Пособия для этой развивающей игры продаются в магазине, но можно их сделать самим. В основе рамок Монтессори - картон с отверстием в виде геометрической фигуры и вкладыши такой же формы. Для занятия вам необходимы круг, квадрат, треугольник, трапеция. Эта игра предназначена для развития логического и абстрактного мышления.
Привлеките внимание ребенка к рамкам, он должен заинтересоваться ими. Смысл заключен в том, чтобы отверстие на картоне закрыть вкладышем соответствующей формы. Если поначалу ваш малыш не очень хорошо понимает задание, помогите ему, продемонстрируйте, что надо сделать. Каждый раз меняя рамки и вкладыши, вы стимулируете мыслительную деятельность ребенка. Внимательно наблюдайте за его действиями: малыш будет делать удивительные открытия. Постепенно он узнает геометрические фигуры и будет безошибочно соотносить вкладыш и рамку.
Позже, когда ребенок наиграется, можно видоизменить игру. Возьмите ватман и обведите фигуры цветным фломастером. Покажите малышу, что форма и цвет не зависят друг от друга. Это вызовет прилив эмоций и нового интереса к рамкам.
Игра "Копилка"
При помощи этой игры развиваются мелкая моторика рук, логическое и абстрактное мышление, его способность к анализу. Эта игры построена на желании ребенка проталкивать разные предметы в отверстие.
Вам потребуется свинья-копилка или копилка, сделанная вами самостоятельно. Копилку можно сделать из банки от кофе с пластмассовой крышкой, прорезав в ней дырочку. Отверстие в копилке должно быть такого размера, чтобы туда входили монетки, крупные пуговицы, картонные фишки или разноцветные кружки.
Сначала покажите ребенку, что надо делать. Возьмите монетку и опустите ее в копилку. Малыш сразу же начнет повторять за вами действие. На первых порах немного помогите ему: он быстро поймет, что копилку можно наклонять и вертеть, чтобы в нее входили разные по величине предметы.
Через неделю усложните игру: Положите в кучу такой предмет, который по размеру не пролезает в отверстие. После тщетных попыток его просунуть ребенок сообразит, что для него необходимо другое отверстие.
После игры похвалите малыша, вместе с ним уберите все игрушки.
Игра "Великий художник"
Игра способствует развитию художественных способностей и воображения, умению ребенка самовыражаться. Огромная просьба к родителям: не мешайте малышу творить! Если вы боитесь, что он что-то испачкает, уберите дорогие вещи, закатайте ковры. Ничто не должно сковывать фантазию малыша.
Положите на пол бумагу или застелите пол обоями, чтобы белая сторона была наверху. Поставьте рядом краски, карандаши, фломастеры. Малыш сразу же проявит интерес. Пусть ребенок рисует столько, сколько ему хочется. Если у вас есть настроение и желание, присоединитесь к нему. Можно включить классическую музыку. Когда картина будет закончена, покажите ее всем членам семьи - пусть позвалят маленького художника.
Игра "Кто сказал: "мяу"?"
Цель этой игры - расширение кругозора малыша, усвоение и закрепление названий животных и звуков, которые они издают, развитие ассоциативного мышления и способности анализировать услышанное. Не перегружайте ребенка информацией, не давайте сразу много карточек для запоминания.
Устройтесь на диване вместе с малышом и начните рассматривать книжку про животных. Встречая рисунок с животным, говорите, что это за зверь и как он разговаривает. Показывайте этих животных на карточках или домино и повторяйте вместе с малышом звуки. Потом покажите ребенку животное или птицу, и пусть он изобразит, как они разговаривают.
Когда большинство звуков животных будет ему известно, усложните игру. Перемешайте карточки, вытащите наугад любую из них, покажите малышу и спросите: "Как это животное разговаривает?" Можно поступить наоборот. Вы произносите звуки, а малыш ищет изображение зверя или птицы. После игры похвалите ребенка.
На основе карточек с изображениями животных можно придумать множество игр (например, какое животное как передвигается, какой зверь или птица в каком домике живет и т. д.).
Игра "Ищем следы"
Это - зимняя игра, ее надо проводить, когда много снега. Она формирует умение различать следы животных, птиц, человека, улучшает координацию движений.
Перед игрой на улице прочитайте сказку о Винни-Пухе, который ходил по своим следам. Чтобы увидеть различные следы, лучше отправиться в лес или парк. Сначала покажите ребенку свои следы, объясните, как они получаются, затем научите малыша оставлять следы и узнавать их. Пройдите по снегу параллельно друг другу и объясните, как отличить один след от другого, почему следы разные и т. д. В следующий раз приступайте к изучению следов птиц и зверей, расскажите, какой зверь какой след оставляет, сочините вместе с малышом "историю по следам". Развивайте этот навык у ребенка постоянно.
Белочки
Читайте стишок и используйте руки для этой игры: Раз, два, три, четыре, пять Пришли белки поиграть. (выпригивают пять пальцев) Одна кудато подевалась (спрячте руку за спину) Четыре белочки осталось. (выпригивают четыре пальца) А теперь скорей смотри (спячьте руку за спину) Их уже осталось три. (выпригивают три пальца) Ну и ну, какая жалость (спрячьте руку за спину) Только две у нас осталось. (выпригивают два пальца) Эта новость так грустна (спрячьте руку за спину) Осталась белочка одна. (выпригивает одни палец) Затем скажите: Пока мы с тобою считали, Белочки от нас сбежали. Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки пойти вздремнуть, поискать еду и так далее.
Чему же научится ваш ребенок? Счету
Понятие о двух и паре
Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распозновать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия "два". Помогите ребенку осмыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка два носка две руки две стопы два уха В беседе с ребенком используйте слово "два" везде, где только можно: "Посмотри на эти два цветка" Давайте ребенку по две вещи: "Вот две ложки" или "Вот две игрушки"
Чему же научится ваш ребенок? Счету
В сумке
Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок по вашей просьбе будет класть в сумку. Всякий раз говорите ему спасибо. Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебрянный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.
Чему же научится ваш ребенок? Принимать решение
Которая из них?
Сядьте на пол вместе с ребенком Найдите три какихнибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки изпод продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находиться игрушка Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также что под остальными банками ничего не спрятано. Играйте с ребенком и показывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.
Чему же научится ваш ребенок? Принимать решения
Прыгаем через книгу
Положите на пол небольшую книгу Покажите ребенку как перепрыгнуть через нее Напевайте на любой мотив, который покжется вам подходящим: Через книгу, через книгу Перепрыгнул я, ура, ура! Через книгу, через книгу Перепрыгнул я, ура, ура! Возьмите малыша за ручки и снова спойте эту песенку. Дойдя до слов двух последних строчек, поднимите егои пронесите над книгой. "Я" можно заменять именем ребенка. Повторяйте игру вновь и вновь. Когда малыш научится прыгать через книгу самостоятельно, замените ее более крупным предметом. Можно также учить ребенка подпригивать на одной ножке, избражать полет, делать плавательные движения, ходить задом наперед и т.п.
Чему же научится ваш ребенок? Перепрыгивать
Следуй за лидером
Положите на полу прямую дорожку из газет Покажите дорожку малышу и скажите "По этой длинной дорожке ты можешь гулять" Покажите как можно пройти по дорожке балансируя обоими руками, чтобы сохранять равновесие. Попросите малыша следовать по этой дорожке за вами. Если он не поймет, возьмите его за руки и ведите. Но в этом случае вам понадобится помощь еще одного человека, за которым вы оба будете идти. Если ваш ребенок хорошо справляется с этой задачей, сделайте дорожку более замысловатой формы, с изгибами или ведущую из комнаты в комнату.
Чему же научится ваш ребенок? Сохранять равновеси
Игра в звуки
Положите в несколько коробочек из под фотопленки предметы, которые могут производить разные звуки, например монету, пуговицу, катушку ниток, воздушную кукурузу, песок. Замечание: убедитесь, что крышки коробочекк плотно и надежно закрыты и ваш малыш не сможеть открыть их. Покажите ребенку как трясти коробочки. Не торопите его. Пусть он потрясет все коробочки и услышит все звуки. Возьмите две коробочки, одна из которых издает громкий или резкий звук, а другая тихий, нежный. Потрясите коробочку с мягким звуком и скажите очнь тихим голосом: "Тихий звук шшшшш". Теперь потрясите коробочку с резким или громким звуком и скажите громким голосом: "Громко" Теперь пусть ребенок потрясет сначала коробочку с тихим, а потом с громким звуком Держа коробочки в руках, ребенок обнаружит, что одни из них более легки, другие более тяжелые. Несмотря на то, что он еще слишком мал, чтобы понять смысл этого, он всеже почувствует разницу в весе.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки слухового восприятия
Игра с вращающейся плоскостью
Вырежьте из журналов картинки с изображением знакомых вашему ребенку предметов животных, людей, игрушек и тому подобное Возьмите вращающийся поднос или чтонибудь другое в этом роде, что можно вращать вокруг своей оси. Положите на поднос вырезанные картинки, закрепите их. Покрутите поднос. Пока он крутится, говорите "Раз, два, три кружись" Когда поднос остановится, покажите ребенку те картинки, что оказались прямо перед ним, и поговорите с малышом о них. Продолжайте игру. Если после очередного кружения перед малышом окажутся те же самые картинки, поговорите о них снова. Пусть малыш сам попробует крутить поднос. Это занятие не только пополнит словарный запас ребенка, но и будет способствовать доверительной связи между вами и малышом.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет речевые навыки
Первая из игр, подготавливающая ребенка к чтению
Вырежте из журналов и каталогов. Наклейте их на картонные карточки Покажите катинки ребенку и поговорите с ним о них. Побеседуйте о цвете нарисованного на них, о форме, о назначении и т.п. Дайте ему картинку и назовите нарисованный предмет. Пусть это будет ботинок. Теперь поросите малыша дать вам картинку, на которой нарисован ботинок. Когда малыш поймет суть игры, введите в нее и другую картинку. Когда вы снова попросите малыша дать вам картинку, у него будет выбор между двумя изображениями.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет речевые навыки.
Прогулки по очертаниям разных фигур
Возьмите широкую плотную ленту (тесьму) и с ее помощью изобразите на полу круги, квадраты, треугольники и зигзаги. Покажите ребенку, как идти по ленте. Начните с круга Возьмите малыша за руку, идите вместе с ним и пойте на любой мотив, который вам нравится, чтонибудь вроде: Мы идем по кругу Траляля траляля Теперь переходите к другой фигуре и пойте: По квдрату мы идем Траляля траляля Когда вы обойдете все фигуры, идите по ним задом наперед или боком, или на цыпочках. Прыгайте на них, перепрыгивайте их, ползайте, маршируйте по ним.
Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о форме
Эти игры очень хорошо подойдут для детей в возрасте от года до полутора
Попробуй и скажи
Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки.
Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает - т.е. тем самым отвлечь его от капризов.
Описание игры
Ребенка сажают за стол. Завязывают ему глаза, чтобы не подсматривал. На стол ставят несколько тарелок с едой. Дают ему по ложечке, а он по вкусу должен определить, что это.
Правила игры
1. По тарелочкам накладывают, суп, кашу, кисель.
2. Тарелочки ставят на стол.
3. Ребенка сажают за стол и завязывают ему глаза.
4. Перед ним ставят эти тарелочки.
5. Взрослый дает ребенку сначала попробовать ложку одного блюда.
6. Ребенок должен угадать, что он пробует.
7. Затем дают попробовать ложку другого блюда и т.д.
8. Игра продолжается до тех пор пока все блюда не будут угаданы.
Примечание
Не стоит использовать блюда которые ребенок не любит.
Звуки животных
Звуки животных – игр развивает навыки классифицирования, исследовательские навыки, слух.
Описание игры
Перед ребенком взрослый выкладывает картинки с животными, которые издаю те или иные звуки. После этого ребенку дают послушать какое животное издает какой звук или взрослый сам подражает животным.
Правила игры
1. Берут картинки с изображением различных животных.
2. Звук каждого животного записывают на кассету.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Перед ним раскладывают картинки с животными и включают аудио-запись со звуками этих животных.
5. После каждого звука кассету останавливают, а ребенок должен показать картинку с животным которого он услышал.
6. Игра продолжается до тех пор пока все картинки не будут разгаданы.
Потрогай!
Потрогай! – хорошая игра для маленького ребенка на развитие воображения и органов осязания.
Описание игры
Перед ребенком ставят бумажные пакетики, в которых находится какой-нибудь предмет (по одному предмету на пакетик). Ребенок должен засунуть руку в пакет и на ощупь определить, что это за предмет.
Правила игры
1. Берут несколько бумажных пакетиков.
2. Собирают различные предметы, любимую игрушку ребенка, маленький мячик, ложку, мыло и т.д.
3. Ребенка сажают на пол.
4. Перед ним ставят пакетики и объясняют, что он должен засунув только одну руку определить на ощупь, что там находится.
5. Если ребенок затрудняется угадать, можно разрешить ему понюхать если это, например, мыло.
6. Если предмет не имеет аромата взрослый должен засунуть свою руку в пакетик и описать предмет.
Паучок в паутине
Паучок в паутине – игра для маленького ребенка, на развитие зрительно-двигательной координации, общей и мелкой моторики, умения решать поставленную задачу.
Описание игры
Перед ребенком ставится задача распутать "паутину" в комнате.
Правила игры
1. Берут моток яркой пряжи и прикрепляют один конец к какому-нибудь предмету, например, кресло, с помощью скотча.
2. Затем продолжают путь, прикрепляя нитку к остальной мебели и стенам.
3. Когда паутина будет готова конец веревки отрезают (длинною примерно пол метра).
4. Просовывают конец веревки в дверь, за которой находится ребенок, чтобы он смог его заметить и проследить за паутиной.
Примечание
Веревочка прикрепляется не высоко, на уровне ребенка, чтобы он смог ее достать.
Веселые туфли
Веселые туфли – отличная игра на развитие фантазии и творческих способностей маленького ребенка.
Описание игры
Обычную обувь ребенка обклеивают, ватой, мехом, картоном, цветным материалом. Можно предоставить право выбора материала для обуви ребенку. Для ребенка это очень интересно и забавно.
Правила игры
1. Собирают цветной картон, материал, мех, вату и т.д.
2. Берут обувь ребенка.
3. Сначала обувь обматывают мехом и дают ребенку походить в такой обуви.
4. Затем ребенок сам выбирает во что укутать обувь.
5. Игра продолжается с использование разного материала, до тех пор пока ребенку не надоест.
Примечание
Желательно использовать канцелярский клей или любой другой смывающийся водой. В крайнем случае использовать обувь, которую уже собирались выбросить
"Где мишка?"
Обвяжите одним концом длинной тесемки любимого мишку малыша и спрячьте его в чулан (стенной шкаф и т.п.) Закройте дверь чулана, а тесемку, вынув ее из-под двери, протяните по мебели и под ней, а также под и над другими предметами, находящимися в комнате. Скажите малышу: "Ищи мишку". Помогите ему взять тесемку и следовать за ней в поисках мишки. Ваш ребенок непременно полюбит эту игру. Играйте в нее много раз и, когда будете идти, следуя за тесемкой, говорите, где она лежит, например: "Тесемка за стулом" или "Тесемка под ковриком" и т.д. Когда вы найдете мишку, крепко обнимите его и скажите: "Мишка, дорогой! Как мы рады, что нашли тебя!"
"Вместе с мишкой"
Можно очень многое делать с вашим малышом вместе с мишкой: покачайте мишку на руках; поцелуйте мишку; поднимите его высоко вверх; пощекочите мишке животик... В конце игры обязательно попросите мишку помахать "на прощание".
"Слушай, мишка..."
Скажите своему малышу, что вы начинаете играть с мишкой и что мишка будет делать все, о чем вы его попросите. Декламируйте стишок:
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки опусти.
Мишка, мишка, покружись.
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!
Читая стишок, выполните с мишкой все упражнения и попросите ребенка проделать с мишкой то же самое.
"Восхождение на башню"
Поиграв в эту игру с ребенком, покажите ему, как играть в нее с мишкой. Посадите малыша себе на колени, а одну его руку высоко поднимите. Затем, декламируя стишок, передвигайте пальцы другой своей руки вверх по ручке ребенка.
По ступеням шаг за шагом
Должен я теперь спешить
На вершину башни старой,
Чтобы в колокол звонить:
Динь-дон,
Динь-дон.
Когда вы произнесете "динь-дон", слегка покачайте ручку малыша, как будто звоните в колокол. Изображайте звенящий колокол разными способами: покачайте ручку ребенка или один пальчик, можно также сжимать и разжимать пальцы. Повторите игру с участием мишки или других зверюшек. Вашему малышу будет весело играть в нее с мишкой.
Забава с мишкой
Дайте ребенку его любимого мишку или другую зверюшку. Скажите ему, чтобы он посадил мишку на стул. Если он сумеет сделать это как следует, похвалите его. Теперь попросите малыша помещать мишку в другие, самые разные места: на пол, стол, книжную полку и т.п. читайте стишок и поступайте в соответствии с его содержанием:
Если мишка хочет есть,
Он за столик должен сесть.
Почитать он хочет книжку -
Посажу на стульчик мишку.
Чтобы он гулять пошел,
Опущу его на пол.
Чтобы мишка мой спал сладко,
Уложу его в кроватку.
Игра с куклой
Это замечательная игра в ожидании еды. Дайте ребенку его любимую куклу или какую-нибудь зверюшку. Спросите его о кукле: "Она хочет есть?", "Она спит?". Скажите ребенку, чтобы он делал с куклой то, что вы скажете: "Поцелуй куклу" или "Обними ее крепко", "Покачай ее", "Дай кукле немножко молочка", "Можешь ли ты искупать ее в ванне?", "Поменяй ее пеленки".
Все эти указания будут пробуждать у вашего малыша чувство ответственности. А если он будет выполнять их с радостью, его слуховые навыки разовьются в большей степени.
"Высоко" и "Низко"
Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени так, чтобы его лицо было обращено к вам. Скажите: "Высоко-высоко" и, крепко обняв малыша, высоко поднимите его. Теперь скажите: "Низко-низко". Раздвиньте ноги и осторожно опустите ребенка на пол, крепко держа его. Проделав так несколько раз, спросите малыша, что ему хочется - чтобы было "высоко" или "низко". И сделайте то, что он предпочтет. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, предложите ему самостоятельно поиграть в нее со своими игрушечными зверюшками.
Забава с наручной куклой
С помощью маленькой наручной куклы можно придумывать множество игр для вашего ребенка. После того как вы покажете ему эти игры, он займется ими самостоятельно. Наденьте куклу себе на руку и разговаривайте с малышом измененным голосом. Расспросите его о нем самом: "Как тебя зовут?", "Умеешь ли ты махать ручкой на прощание?" и т.п. Дайте куклу ребенку и покажите ему разные способы игры с ней: "Сумеешь ли ты положить куклу?", "Сможешь ли ты уложить ее спать?", "Сможешь ли ты сделать так, чтобы она попрыгала?".
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать
1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.
3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания лаодони другой.
5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
* * *
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
Стихотворение и все движения можно повторить.
* * *
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
Пастью щелкет напрасно —
Заяц бегает прекрасно!
1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.
5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками
* * *
В домике сидит волчок,
Он глядит на вас в глазок,
Может дверку приоткрыть
И за пальчик укусить,
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки!
1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.
3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.
5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.
* * *
Избушка на лужочке,
Двери на замочке,
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка – соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки – размылкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
* * *
Крылья нашей мельницы
У ветерка как пленницы —
Как ветер переменится,
Так повернется мельница.
1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.
* * *
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.
* * *
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).
3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.
* * *
После завтрака мы с вами
В лес поедем за дровами.
Пилим-пилим, пилим-пилим!
Быстро мы бревно осилим!
Рубим-рубим, рубим-рубим!
Топором работать будем,
Привезем домой дрова,
Сложим посреди двора.
1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.
3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.
5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.
7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.
* * *
Скачет на коне Егорка
То на горку, то под горку,
Раз, два, три, четыре, пять —
Весело ему скакать!
Выезжает в чисто поле —
Есть где разгуляться вволю!
1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.
5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.
* * *
Пляшут в кухне на стене
Солнечные зайчики,
А у Маши расшалились
Маленькие пальчики.
Быстро бегают они
По Машиной ладошке.
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнем немножко!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.
3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.
5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.
Повторяем все действия для второй руки.
* * *
Две ладошки – два домишки
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.
Игру можно повторить несколько раз.
* * *
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
* * *
В море лодочка плыла,
В ней лиса веслом гребла.
Притомилася лиса,
Распустила паруса,
Теперь на лавочке сидит,
На море в бинокль глядит.
1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.
* * *
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтобы правильно писать,
Надо ручкам отдыхать!
Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».
* * *
Ежик Николка под елку свалился,
Ежик Николка по травке катился,
Брюшко решил он на солнце погреть,
Ну и конечно, слегка загореть.
Солнышко скрылось, ежик замерз,
Успел загореть только маленький нос.
1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.
3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
* * *
Пошла гулять Маринка
По узенькой тропинке.
У леса на лужочке
Рвала она цветочки.
Пока домой бежала,
Цветочки растеряла.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.
3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.
5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.
* * *
Я маленькая хрюшка,
На солнце грею брюшко,
И розовые ушки
Стали на макушке
Глазки я закрыла,
Про пятачок забыла:
На солнце загорел
И сильно покраснел.
1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук.
3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.
5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.
7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
* * *
В каждой из избушек
Живут по пять подружек:
Маня, Настя и Полина,
Катерина и Марина,
Соня, Вера, Зинаида,
Василиса, Степанида.
Вместе песенки поют,
Дружно, весело живут.
1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней.
3–6 строчки – называем ими поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику.
7–8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую.
* * *
Мастер шкафчик мастерил,
Ровно досочки пилил,
Молотком по ним стучал,
Точно гвозди забивал.
Дверки сделал и замок,
Ключик сделать он не смог.
1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.
3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».
5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».
6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок.
Игру можно повторить несколько раз.
* * *
Маленький Тимошка
Гладил ладошки
И у каждой руки
Сосчитал бугорки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем на другой считать:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
1–4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки.
5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца.
7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.
* * *
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало,
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли,
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
1–2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.
3–4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.
5–6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.
7–8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».
* * *
Поиграем с вами просто:
Строим домик для Барбоса.
Крепкий дом, теплый дом,
Будет жить Барбосик в нем.
Чтоб устроить там веселье,
Всех зовет на новоселье.
1–6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево.
* * *
Тетушки-ежихи —
Классные портнихи!
Могут все на свете сшить
И на память подарить.
1–4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой.
* * *
Два маленьких кузнечика
Потопали на речку.
Воды они боялись
И в речке не купались,
На скрипочках играли —
Всех рыбок распугали.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу.
3–4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола.
5–6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
* * *
Для девочки Полинки
Выросла малинка.
Собрала Полинка
Ягодки в корзинку.
Съела всю малинку
Девочка Полинка.
1–6 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «рвем ягодки» с поверхности стола или стены. Можно подносить сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.
* * *
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются,
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.
Игру можно повторить несколько раз.
* * *
Паучок из паутинки
Навязал себе ботинки,
Очень любят паучки
Вязаные башмачки.
1–4 строчки – поочередно пальцами одной руки зацепляем и отпускаем кожу между пальцев другой руки.
* * *
Пчелка села на цветок,
Распрямила хоботок,
Собрала пыльцы немножко
Прямо в сумочки на ножках.
1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем другой руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони.
* * *
Кукла-неваляшка,
Пестрая рубашка,
По сторонам качается,
Всем мило улыбается.
1–2 строчки – сцепляем пальцы в замок и совершаем перекатывающие движения.
3–4 строчки – расправляем ладони (пальцы сомкнуты), соединяем их и наклоняем кисти рук то вправо, то влево.
* * *
На каждой ладошке
Есть три дорожки.
Все дорожки мы найдем,
Пальчиком по ним пройдем:
Раз дорожка, два и три —
Пальцем каждую потри!
1–6 строчки – указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий.
* * *
Как у деда Митрофана
На кафтане два кармана.
В одном кармане —
мышка-норушка,
В другом кармане —
лягушка-квакушка.
1–2 строчки – обеими ладонями похлопываем себя по бокам, показывая карманы.
3 строчка – изображаем мышек, сложив пальцы обеих рук в щепоть и двигая ими по поверхности стола.
4 строчка – раскрываем ладони и снова собираем их в щепоть, изображая лягушек, разевающих рот.
* * *
Я играю на трубе
Свою песенку тебе.
Эта моя песенка
Короткая, как лесенка:
Здесь ступенек ровно пять —
Можно спеть и пошагать.
1–4 строчки – сжимаем руки в кулаки, приставляем один кулак к другому, изображая трубу.
5–6 строчки – расправляем ладони и соединяем поочередно подушечки пальцев одной руки с подушечками пальцев другой руки.
* * *
Скачут две лягушки —
Зеленые подружки.
Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
Хлоп-хлоп ладошками!
1–4 строчки – пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают, словно лягушки.
5 строчка – поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу.
6 строчка – хлопаем в ладоши.
* * *
Улиточка рогатая
Спешит-ползет куда-то.
Куда ж ведет дорожка?
К Насте на ладошку.
Закончилась дорожка,
Улитка прячет рожки.
1–2 строчки – одну раскрытую ладонь кладем на стол. Другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы-«рожки».
3–4 строчки – опираясь на основание ладони, передвигаем руку-«улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь.
5–6 строчки – пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонь второй руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее.
* * *
Мы по лесенке шагали
И ступеньки сосчитали:
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело шагать!
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу.
3–4 строчки – раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.
5–6 строчки – теперь «шагаем» по пальцам другой руки.
* * *
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили,
Раскатали все кусочки
И слепили пирожочки.
Пирожки с вареньем —
Всем на удивленье!
1–2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки/.
3 строчка – раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола.
4 строчка – «защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук.
5–6 строчки – прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки».
* * *
Как у нашего Антошки
Ярко-красные сапожки.
Ножками топ-топ!
Ручками хлоп-хлоп!
Каблучками раз-два-три!
Как он пляшет – посмотри!
1–2 строчки – руки держим на поясе, каждую ногу ставим поочередно то на кончик большого пальца, то на пятку.
3 строчка – топаем.
4 строчка – хлопаем в ладоши.
5–6 строчки – одновременно хлопаем и топаем.
* * *
Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
1–4 строчки – раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли.
5–8 строчки – делаем то же самое с другой ладонью.
* * *
Доброе утро, Мариночка!
Доброе утро, Ариночка!
Доброе утро, Оленька!
Доброе утро, Коленька!
Доброе утро, мама,
Милая, добрая самая!
Во время чтения каждой строчки подушечками пальцев одной руки массируем один палец на другой руке от основания до кончика.
Игру начинаем с мизинца, а заканчиваем большим пальцем. Затем повторяем все для другой руки.
* * *
Лапки моем,
Ушки моем,
Моем носик,
Моем хвостик.
Вот теперь мы все помыли,
Нас, конечно, похвалили.
И теперь мы чистые —
Белочки пушистые!
1 строчка – трем ладони одна о другую.
2 строчка – обеими ладонями поглаживаем уши.
3 строчка – центральной частью каждой ладони поочередно круговыми движениями поглаживаем нос.
4 устрочка – поочередно поглаживаем ладонями место, где должен быть хвостик.
5–8 строчки – поднимаем руки, чуть согнутые в локтях, расправляем ладони и пальцы и подпрыгиваем.
* * *
Ясное солнышко!
Прокатись над речкой!
Раскидай нам, солнышко,
Желтые колечки!
Мы их будем собирать,
На пальчики надевать,
Чтобы стали пальчики
Совсем как одуванчики!
1–2 строчки – поднимаем руки вверх (ладони раскрыты), качаем ими вправо-влево.
3–8 строчки – поочередно соединяем в кольцо все пальцы с большим – сначала на одной руке, потом на другой.
* * *
Динь-дилень,
Динь-дилень!
Светит солнце целый день,
Жарит нам оладушки,
Как у нашей бабушки —
Пирожки песочные
Румяные и сочные!
1–3 строчки – поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево.
4–5 строчки – слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде.
6–7 строчки – соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь.
* * *
Строим-строим новый дом
Нам уютно будет в нем.
Будут в нем окошки,
А вокруг – дорожки.
Строим-строим новый дом,
Дружно в доме заживем!
1–2 строчки – поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, при этом не прижимая их друг к другу.
3–4 строчки – прижимаем пальцы обеих рук друг к другу, не ломая «домика», раздвигаем большие пальцы в стороны, словно раскрываем створки окна и заглядываем внутрь.
5 строчка – хлопаем в ладоши.
6 строчка – встряхиваем расслабленные кисти рук.
* * *
Как у Насти маленькой
Есть цветочек аленький,
А его лепестки —
Это пальцы у руки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Учим Настеньку считать!
1–4 строчки – раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями.
5–6 строчки – тем же указательным пальцем слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.
Повторяем все для другой руки.
* * *
Веселая семейка
Уселась на скамейку:
Дядя Гриша,
Дядя Миша,
Папа Коля,
Мама Оля,
А на руках у маменьки
Еще и Ваня маленький!
1–2 строчки – раскрываем ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ее.
3–8 строчки – поглаживаем каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Повторяем все действия для другой руки.
* * *
Все расскажем без обмана:
У Ивана два кафтана,
Шапка, шуба, валенки.
Сам он хоть и маленький,
Но такой удаленький!
1–2 строчки – показываем руки, согнутые в локтях, и поочередно поглаживаем их от кисти до локтевого сустава.
3–6 строчки – пальцами одной руки разминаем пальцы другой руки от основания до кончика.
* * *
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Пальчики устали,
На носочки встали.
Покачаемся чуток
Через пятку на носок!
1–2 строчки – босыми ногами встаем на носки и переступаем на месте, поочередно перенося вес тела на всю поверхность стопы.
3–4 строчки – согласно тексту встаем на носочки и удерживаемся в этой позе до следующих строчек.
5–6 строчки – выполняем упражнение в соответствии с текстом стихотворения, перенося тяжесть тела с пятки на носок. Чтобы нагрузка была минимальной, можно совершать все действия в положении сидя.
* * *
Бежит лиса по мостику,
Метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики —
Маленькие пальчики:
«Не боимся мы лису,
быстро спрячемся в лесу!»
1–2 строчки – указательным и средним пальцами одной руки «бежим» по внутренней поверхности другой руки от ладони до локтевого сгиба, причем большой палец исполняет роль лисьего хвоста и «метет» или «волочится» за первыми двумя.
3–6 строчки – вниз по внутренней стороне руки «бегут» уже все пальцы-«зайчики».
Повторяем все действия для другой руки.
* * *
На веселые качели
Настя и Полина сели,
И веселые качели
Прямо к небу полетели!
Раз-два, раз-два —
Закружилась голова!
1–6 строчки – расправляем кисти обеих рук и соединяем пальцы в замок, не смыкая оснований ладоней. Поочередно сгибая руки в запястьях, изображаем кач