|
Занятие 16 Часть I 1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что они поднимаются с санками на горку. — Подниматься вам трудно. Но вот вы на горке. Помахали рукой: вот куда мы забрались! А теперь покатились с горки. Вот как весело! Улыбнулись друг другу! 2. Артикуляционные упражнения • «Окошечко в домике открылось»; • « Улыбка-дудочка »; • «Иголочка». 3. Развитие речевого дыхания — Подарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: «с-с-с». Достал Слава насос, начал накачивать колесо: «с-с-с». Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава. Детям предлагается найти на рисунке самокат, мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков с, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхнего рисунка (насос). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки по «звуковой дорожке» до нижнего рисунка (самокат).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов Услышав слово со звуком «с», дети должны поставить руки на пояс. 5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «с», развитие элементов интонационной выразительности — Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом? Снова к нам придет весна, Лес очнется ото сна. — Обратите внимание, как правильно произносится звук «с». — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Выделите ударный слог в слове весна. — Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук. — А теперь — тихо, чтобы услышать капель. — Прочитайте стишок громко. — А теперь ласково, как говорит бабушка. — А теперь медленно — как идет маленький ребенок. — И побыстрее — как бежит заяц. Работа продолжается в подгруппах (по рядам). Часть II Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением елочек 2 видов и большого треугольника, составленного из 2 маленьких. — Сколько у вас треугольников? (Три треугольника.) — Составьте елочку из трех треугольников. — Сравните с плакатом. У вас получилась такая же елочка? — Как вы ее составляли? (Один треугольник положили широкой стороной вниз; второй треугольник положили широкой стороной вниз под первым треугольником; третий треугольник положили под вторым так же — широкой стороной вниз.) — Хорошие елочки у вас получились! Сейчас мы попробуем сделать елочку по-другому. Посмотрите: я беру два треугольника и присоединяю одну короткую сторону к другой. Посмотрите, треугольники как будто поссорились, они отвернулись друг от друга. — Какая геометрическая фигура получилась? (Большой треугольник.) — Выложите большой треугольник. — Положите маленький треугольник широкой стороной вниз над большим треугольником. — Что у вас получилось? (Елочка.) Педагог просит детей рассказать, как они составляли елочку. После этого педагог предлагает детям составить из трех треугольников любую фигуру — кто какую хочет.
Занятие 17 Часть I 1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках пушистый маленький котенок, погладить его, послушать, как он мурлычет. — Теперь поиграем с котенком. На ниточке у нас бантик, котенок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает, а мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котенком! Улыбнитесь друг другу! 2. Артикуляционные упражнения • «Окошечко в домике открылось»; • « Улыбка-дудочка »; • «Конфетка». 3. Развитие речевого дыхания — В одном улье жили пчелы. Каждое утро они вылетали искать сладкий нектар. И вот однажды одна пчелка нашла такой красивый цветок, что сразу громко позвала подруг-пчелок: «з-з-з». Услышала ее подруга-пчелка, громко ей ответила: «з-з-з» — и полетела к цветку. Детям предлагается найти на рисунке цветок с пчелкой (низ рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «з», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до пчелки (верх рисунка). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от пчелки (верх рисунка) до цветка с пчелкой (низ рисунка). 4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов Педагог произносит слова: Зоя, заяц, зонт, гнездо, завод, замок, коза, очки, дождик, гроза, карандаш, знак, бумага, книга, роза, слеза, зубы, мороз и др. Услышав слово со звуком «з», дети должны вытянуть руки перед собой. 5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произношения и артикуляции звука «з», развитие элементов интонационной выразительности — Прослушайте скороговорку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом? Зоя у березы Посадила розы. — Обратите внимание, как правильно произносится звук «з». — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Выделите ударный слог в слове Зоя. — Повторите скороговорку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук. — Произнесите ее шепотом, как будто листья шелестят перед грозой. — А теперь громко, будто гремит гром. — Произнесите ее низким голосом, как сказал бы дедушка. — А теперь высоким голосом, как поет маленькая птичка. — Произнесите ласково: какая красивая роза! — И сердито: вас уколола роза. Работа продолжается в подгруппах (по рядам). Часть II Оборудование и материалы: по 3 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением лодки, составленной из 3 треугольников. — Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Лодка.) — Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такую лодку? (Три треугольника.) — Как расположен первый треугольник? (Широкой стороной вверх.) — Как расположен второй треугольник? (Широкой стороной вниз.) — А третий треугольник? (Широкой стороной вверх.) — На что похожа эта фигура? (На лодку.) — Рассмотрите внимательно лодку. Педагог убирает плакат. — Вспомните, как был расположен первый треугольник. Педагог предлагает детям за 1 минуту составить такую же лодку из треугольников (время определяется по песочным часам). Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. После того как все дети справятся с заданием, педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом. Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их. Педагог просит рассказать детей, как они выполняли задание. Дети должны попытаться самостоятельно рассказать о своей работе. 1-й ребенок. Для того чтобы составить лодку, мне потребовалось три треугольника. 2-й ребенок. Первый треугольник я положил широкой стороной вверх. 3-й ребенок. Второй треугольник я положил широкой стороной вниз. 4-й ребенок. Третий треугольник я положил широкой стороной вверх. Педагог. Кто хочет рассказать о своей работе от начала до конца? Затем педагог дает детям еще по одному треугольнику и предлагает составить из четырех треугольников любую фигуру. Дети рассказывают, что у них получилось и как они это сделали.
Занятие 18 Часть I 1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег. — Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом еще снежок, еще. Теперь погреем руки, подышим на них. У нас и ноги замерзли — постучим одной ногой о другую. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу! 2. Артикуляционные упражнения • «Окошечко в домике открылось»; • « Улыбка-дудочка »; • «Маятник». 3. Развитие речевого дыхания — Стояла на горе старая ветряная мельница. Когда дул ветер, у нее крутились крылья: «ц-ц-ц». Со всей округи привозили зерно на мельницу, чтобы смолоть его на муку, а обратно увозили на телегах мешки с мукой. А колеса нагруженной телеги пели: «ц-ц-ц». Детям предлагается найти на рисунке мельницу (верх рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ц», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до телеги с мешками (низ рисунка). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от телеги с мешками (низ рисунка) до мельницы (верх рисунка). 4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов Педагог произносит слова: цапля, кольцо, царь, воробей, синица, гусеница, колодец, певец, цыпленок, умница, машина, дерево, мельница и др. Услышав слово со звуком «ц», дети должны присесть. 5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ц», развитие элементов интонационной выразительности — Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом? Как у нашего крыльца Целый день стоит овца. — Обратите внимание, как правильно произносится звук «ц». — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Выделите ударный слог в слове крыльцо. — Повторите потешку, отхлопывая ритм. — Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук. — Повторите ее тихо — так, как листья шелестят на деревьях. — А теперь — громче, как будто у деревьев колышутся ветви. — И очень громко: налетел сильный ветер, и деревья раскачиваются на ветру. — Повторите потешку сердито, овца хотела листья с дерева ощипать. — А теперь ласково: вы любуетесь деревьями. — И низким голосом, как сказал бы папа. — Расскажите ее высоким голосом, как поет маленькая птичка. — А теперь — умеренным голосом, как вы беседуете между собой. — Повторите потешку медленно: дети идут не спеша. — А теперь быстро: дети побежали. Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам). Часть II Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); плакат с изображением домика, составленного из 4 треугольников. — Положите перед собой два треугольника и соедините широкую сторону одного треугольника с широкой стороной другого. — Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Квадрат.) — Расскажите, как вы составляли фигуру. — Теперь положите перед собой оставшиеся два треугольника и соедините их короткими сторонами. — Какая геометрическая фигура у вас получилась? (Большой треугольник.) — Расскажите, как вы составляли эту фигуру? — Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Домик.) — Мы уже составляли домик. Вспомните, сколько треугольников потребовалось тогда, чтобы составить домик? (Три треугольника.) — Посмотрите на плакат. Сколько треугольников потребовалось, чтобы сделать такой домик? (Четыре треугольника.) — Из каких частей состоит домик? (Из крыши и главной части.) — Сколько треугольников потребуется, чтобы сложить главную часть дома? (Два треугольника.) — Какая геометрическая фигура из них получилась? (Квадрат.) — Сколько треугольников потребуется, чтобы составить крышу дома? (Два треугольника.) — Какая геометрическая фигура из них получилась? (Большой треугольник.) — Составьте домик из тех частей, которые вы уже сложили. — Все справились с заданием? Далее педагог просит 1-2 детей рассказать, как они строили дом, от начала до конца. — Слушайте внимательно своих друзей, дополняйте рассказ, исправляйте. Затем педагог предлагает детям составить из четырех треугольников любой домик — такой, какой им нравится.
Занятие 19 Часть I 1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами. — Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришел петушок — испугалась. Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу. 2. Артикуляционные упражнения • «Окошечко в домике открылось»; • «Улыбка-дудочка»; • «Конфета». 3. Развитие речевого дыхания Девочке Ксюше подарили большой красивый воздушный шарик. Играла Ксюша с шариком, выпустила веревочку, и шарик улетел. Летел шарик долго-долго, высоко-высоко и однажды почувствовал, что стал шипеть: «ш-ш-ш». Понял шарик, что из него стал выходить воздух. Стал шарик спускаться все ниже и ниже. И увидел он, что летит над морем. Волны обрадовались шарику, зашумели: «ш-ш-ш», подхватили его и унесли далеко-далеко. А девочке Ксюше подарили еще один шарик, но она его уже не отпускала. Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (шарик), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ш», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (конец веревочки). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхнего рисунка (шарик). 4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов Педагог произносит слова: шапка, шляпа, башня, каша, жук, санки, елка, шкаф, шишка, зонт, ландыш, малыш, ранец, платье, карандаш и др. Услышав слово со звуком «ш», дети должны спрятать руки за спину. 5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука «ш», развитие элементов интонационной выразительности — Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом? Петушок-петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. — Обратите внимание, как правильно произносится звук «ш». — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Выделите ударный слог в слове петушок. — Расскажите потешку без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук. — Повторите ее тихо. — А теперь громко, как поет петушок. — А теперь умеренным голосом, как мы беседуем друг с другом. — Расскажите ее весело: петушок радуется горошку. — А теперь ласково, как пела петушку лиса. — И низким голосом, как бы сказал медведь. — А теперь — высоким голосом, как мышка. — Повторяем потешку в разном темпе: медленно, умеренно, быстро. Далее работа продолжается в подгруппах (по рядам). Часть II Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; плакат с изображением бабочки, составленной из 4 треугольников; песочные часы (1 мин). — Рассмотрите плакат. Что на нем изображено? (Бабочка.) — Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую бабочку? (Четыре треугольника.) — Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников слева? (Большой треугольник.) — А какая геометрическая фигура получилась справа? (Тоже большой треугольник.) — Куда «смотрят» широкие стороны больших треугольников? (Широкая сторона одного треугольника «смотрит» влево, другого — вправо.) — Все запомнили, как выглядит бабочка? Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить бабочку из своих треугольников (время определяется по песочным часам). Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении отведенного времени педагог вывешивает таблицу и предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их. Далее педагог просит рассказать детей о том, как они выполняли задание. При этом он обращает внимание детей на то, что рассказ должен быть развернутым, последовательным высказыванием. — Сколько треугольников тебе потребовалось, чтобы выполнить задание? — С чего ты начал составлять бабочку? — Сколько потребовалось треугольников, чтобы сделать одну ее часть? Вторую? — Какие получились геометрические фигуры слева и справа?
Занятие 20 Часть I 1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений Педагог предлагает детям вообразить, что у него в руках волшебная палочка. Взмахнет палочкой — дети начнут плясать и играть; взмахнет еще раз — дети застывают на месте. Педагог предлагает детям следить за палочкой, быть внимательными. После игры дети должны улыбнуться друг другу. 2. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук • «Окошечко в домике открылось»; • « Улыбка-дудочка »; • «Качели». 3. Развитие речевого дыхания Жил в лесу большой жук. Жужжал он низким голосом: «ж-ж-ж». И все его боялись. А этот жук был добрый, никого не обижал. В этом же лесу жил маленький жук, и жужжал он тоненьким голоском: «ж-ж-ж». И вот большой жук пригласил в гости маленького жука. Маленький жук сначала испугался, а потом полетел к большому жуку домой, и они стали друзьями. Детям предлагается найти верхнюю точку рисунка (большой жук), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ж», сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки (листок с маленьким жуком). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (листок с маленьким жуком) до верхней точки рисунка (большой жук). 4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов Педагог произносит слова: жук, жаба, пижама, забор, сук, гора, лыжи, пожар, этажи, кожа, Жора, самокат, пирожок, гаражи, ножи, жвачка и др. Услышав слово со звуком ж, дети должны хлопнуть ладошками по коленкам. 5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука ж, развитие элементов интонационной выразительности — Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом? Жарко жуку Лежать на боку. — Обратите внимание, как правильно произносится звук ж. — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Выделите ударный слог в слове жарко. — Расскажите потешку, отхлопывая ритм. — А теперь без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук. — А теперь тихо, словно по секрету. — Повторите потешку громко, чтобы все слышали. — А теперь сердито: мама вас ругает за то, что вы испачкались. — И ласково: бабушка вас пожалела. — Расскажите ее низким голосом, как большой медведь. — А теперь — высоким голосом, как мышка. Далее работа продолжается в подгруппах. Часть II Оборудование и материалы: по 4 равнобедренных треугольника в конверте для каждого ребенка; песочные часы (1 мин); 3 плаката с изображением елочек, составленных из 4 треугольников. — Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Елочка.) — Как на нем расположены треугольники? (Широкой стороной вниз, друг под другом.) Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить такую же елочку (время определяется по песочным часам). — Рассмотрите второй плакат. — Сколько потребовалось треугольников, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.) — Какая геометрическая фигура получилась из двух треугольников в нижней части второй елочки? (Большой треугольник.) — Чем отличается вторая елочка от первой? (У первой елочки треугольники лежат друг под другом, а у второй — два треугольника, как у первой, а из двух других треугольников составлен большой треугольник.) Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить вторую елочку. — Из каких геометрических фигур составлена вторая елочка? (Из двух маленьких треугольников и одного большого.) — Рассмотрите третью елочку. — Сколько треугольников потребовалось, чтобы составить такую елочку? (Четыре треугольника.) — Из каких частей состоит эта елочка? (Из двух больших треугольников.) — Как быстрее составить такую же елочку? — Нужно ли разбирать большой треугольник? (Нет.) — А что нужно сделать? (Из двух верхних треугольников составить один большой.) Педагог убирает плакат. Детям дается 1 минута, чтобы составить третью елочку. Тот, кто выполнил работу, встает у своего стола. По истечении 1 минуты педагог вывешивает плакат и предлагает детям сравнить их работу с образцом. Дети, допустившие ошибки, еще раз сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки и исправляют их. Далее педагог просит 2-3 детей рассказать о том, как они выполняли задание (о первых двух елочках — по памяти, третью дети видят перед собой). Каждый ребенок рассказывает о составлении любой из этих елочек — по выбору. Далее детям предлагается составить любые фигуры из четырех треугольников. |