• Авторизация


Без заголовка 27-12-2011 19:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения missis_anchous Оригинальное сообщение

Игры на Космическую тему

 

"КОСМОС"
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)


Цель:
• учить детей плоскостному конструированию по образцу,
• развивать мышление, творческое воображение, память

Количество игроков 1-12.
Игра состоит из 12 больших карточек с изображением  какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.
Варианты игры:
Вариант 1: дети накладывают детали на образец.
Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.
Вариант 3: дети конструируют по памяти.

  

Игра«Земляпланета, накотороймыживем»

Чемуучитсяребенок: изменятьименасуществительныепочислам; находитьродствен­ныеслова; подбиратьприлагательныексуществительным; согласовыватьместоимения ссуществительными, образовыватьименаприлагательныеотсуществительных.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 1).

Ходигры: покажитеребенкукартинку. Скажите: «ТаквыглядитЗемля, еслисмотреть нанееизкосмоса. Видишь, онаимеетформушара. Самыетемныеместа—вода, светлые —суша, самыесветлые—облака. НаЗемлеестьисуша, ивода. ОкружаетЗемлю атмосфера—воздушнаяоболочка. Унеенесколькослоев. Тамобразуютсяоблака, дождь, снег. Предложитеребенкуизменятьсловапообразцу: облака—облако, грозы—(гро­за), ливни—... (ливень), снегопады—... (снегопад).

Попроситеребенканазватьродственныеслова: солнце—... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако—... (облачко, облачный, заоблачный).

Предложитеребенкувспомнить, начтоилинакогобылипохожиоблака, которыеон виделнанебе. Попроситеегоназвать, какимможетбытьнебо... (голубое, безоблачное, грозовое); облако... (огромное, маленькое, пушистое); ливень... (долгий, осенний).

Предложитеребенкуответитьнавопрос«чей?»(чья?, чье?, чьи?), правильносогласуя местоимениессуществительным: небо—мое; облака—мои; ливень—мой.

Игра«Отколесницыдоракеты»

Чемуучитсяребенок: употреблятьвречиименасуществительныеиприлагательные вродительномпадеже; согласовыватьприлагательныессуществительными; находитьоб­щуючастьродственныхслов; образовыватьсловаприпомощисуффиксов.

Оснащение: предметныекартинки(см. вклейку, рис. 2).

Ходигры: предложитеребенкупослушатьрассказ: «Человекувсегдахотелосьпод­нятьсявнебо. Онпробовалпривязыватьсебесамодельныекрылья, забиралсянаколоколь­нюиливысокуюгоруиоттудабросалсявниз. Нопреждечеловекнаучилсяездитьпо земле. Однимизпервыхвидовтранспортабыликолесницы. Имнасменупришлимашины, азатемипоезда. Позжепоявилсявоздушныйшар, которымнельзябылоуправлять. Куда ветерподует—тудашарилетит. Потомпридумалидирижабль—управляемыйвоздушный шар. Онбылоченьнеуклюжийинеповоротливый. Позднеепоявилсяаэроплан. Емунасме­нупришлибыстроходныеинадежныесамолетыивертолеты. Носамыйбыстрыйтранспорт —ракета». Спроситеребенка: «Чтобыстрее—колесницаилиавтомобиль? паровозили электровоз? дирижабльилисамолет? самолетиливертолет? самолетилиракета?»

Покажитеребенкукартинки, назовитеизображенияисрединихпроизнеситеслово, изображениякоторогонет, например: колесница, автомобиль, паровоз, пароход. Попро­ситеребенканазватьслово, изображениекоторогоотсутствует, азатемизменитьчисло сединственногонамножественное: «Нетпарохода, нетпароходов.»


Аэроплан, паровоз, воздушныйшар, дирижабль. (Нетпаровоза, нетпаровозов.) Самолет, вертолет, дельтаплан, ракета. (Нетдельтаплана, нетдельтапланов.) Попроситеребенкавыбратьлишнеесловоизтрехпредложенных: летчик, летать, лето; шарик, шаровая, шарить.

Предложитеребенкуобразовыватьсуществительныесувеличительными, уменьшительными, ласкательнымисуффиксамииобъяснятьсмысловыеоттенкислов: паровоз, паровозище, паровозик; самолет, самолетище, самолетик.

Игра«Почемубываютденьиночь»

Чемуучитсяребенок: находитьобщуючастьродственныхслов; образовыватьновые слова; согласовыватьприлагательныессуществительными; образовыватьсловаприпомощисуффиксов; усвоитконкретныепарыслов-антонимов.

Оснащение: юла, предметныекартинки(см. вклейку, рис. 3).

Ходигры: расскажите, чтоЗемляимеетформушара. Онавращаетсявокругсвоейоси —совсемкакюла. Предложитеребенкузавестиюлу. Скажите: «Земляпохожанаогромнуююлу. Унеетожеестьось. Посмотри, онакакбудтопроткнулаземнойшарот„макушки" до„макушки". Насамомделе, Землю, конечно, никтонепротыкал: ееосьвоображаемая. Землявращаетсявокругсвоейосииосвещаетсясолнечнымилучамитосодной, то сдругойстороны. Наосвещеннойполовинеземногошарадень, нанеосвещенной—ночь».

Предложитеребенкуприслушатьсяксловам: деньиночь. Объясните, чтоэтослова, противоположныепосмыслу. Скажите, чтотакихсловмного, ипредложитепотренироватьсявихподборе: восход—... (заход), север—... (юг), свет—... (тьма), холод—... (жара).

Попроситеребенканайтислова, противоположныепосмыслу: «Послетемнойночи наступаетсветлыйдень. Солнцевсходитнавостоке, азаходит—назападе». Темная— светлый, ночь—день, всходит—заходит, восток—запад.

Предложитеребенкуизрядасловвыбратьте, которыеимеютобщуючасть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

Предложитеизменятьсловапообразцу: восход—восходит, холод—... (холодит); север—... (северный), ночь—... (ночной), пасмурно—... (пасмурный).

Спросите, какимможетбыть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

Игра«Почемубываютзимаилето»

Чемуучитсяребенок: находитьродственныеслова; образовыватьименаприлагательныеотсуществительных; усвоитконкретныепарыслов-антонимов.

Оснащение: предметныекартинки(см. вклейку, рис. 3).

Ходигры: расскажитеребенку: «ЗагодЗемлясовершаетполныйоборотвокругСолнца. Вгоду365 дней. СолнцеосвещаетЗемлюпо-разному». Предложитеребенкупосмотретьнакартинку, гденарисованземнойшар, «проткнутый»воображаемойосью. Скажите: «НаконцахосинаходятсяСеверныйиЮжныйполюсы. ЕслиСеверноеполушарие обращенокСолнцу, тоонополучаетбольшетеплаисветаиздесьлето. АвЮжном полушариивэтовремязима. ЧерезполгодабудетбольшеосвещеноСолнцемЮжное полушариеитеперьздесьнаступаетлето, авСеверноеполушариеприходитзима. Когда одинаковоосвещеныобаполушария, тонаступаетвеснаилиосень. Вразныхполушариях временагодавсегдаразные». Произнеситемедленноичетко: «Полушарие». Спросите: «Кактыдумаешь, чтообозначаетэтослово? Каконообразовано?»(Полушарие—половинашара.) Объясните, чтоэтосложноеслово. Такихсловмного, например: полнолуние— ... (полнаялуна). Предложитеребенкуприслушатьсяксловам: зима—лето. Объясните,


чтоэтослова, противоположныепосмыслу. Предложитенайтислова, противоположные посмыслу: «Летомднидлинные, азимой—короткие. Летомжарко, азимойхолодно. Позднейосеньюгрустно, авеснойрадостно.»

Предложитеребенкувыбратьлишнееслововряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложитеребенкуобразовыватьновыесловапообразцу: лето—... (летний), весна—... (весенний), жара—... (жаркий).

Игра«Наблюдатели»

Чемуучитсяребенок: согласовыватьместоимениессуществительным; образовывать словаприпомощисуффиксов; играспособствуетразвитиюмышления.

Оснащение: мяч.

Ходигры: спроситеребенка, обращаллионвниманиенато, чтовечеромвбезоблачнуюпогодуможноувидетьмножествозвезд. Кажется, чтоониочень-оченьмаленькие, анасамомделеэтонетак. Простоонинаходятсядалеко-далекоотЗемли. Некоторые людипыталисьсосчитатьзвезды—ихназвализвездочетами. Звездочетовможноназвать ипо-другому—астрономы. Когда-то, давно-давно, звездочетынасчиталивсеготритысячизвезд. «Наверно, мынесмоглирассмотретьвсезвезды! Неможетбытьтакмало! — удивилисьони. —Нашиглаза, видимо, недостаточнозорки». Тогдалюдисталииспользоватьподзорнуютрубудлянаблюдениязазвездами. Иоказалось, чтозвездвдесятьраз больше! Аеслипосмотретьнанебовтелескоп?

Бросайтеребенкумяч, произноситеодушевленныеинеодушевленныеслова. Попроситеребенкавозвращатьваммяч, иподбиратькэтимсловамвопросыкто? иличто?

Лексическийматериал: Солнце, Земля, телескоп, звездочет, ракета, труба, небо, астроном, бинокль, звезда, вездеход, облако, ливень, снегопад, вода, самолет, дирижабль, корабль, спутник.

Бросаяребенкумяч, произноситетежесловаипроситеегоответитьнавопросчей? (чья?, чье?). Ребенок, возвращаямячобратно, долженправильносогласоватьместоимениессуществительным, например: моеСолнце, мояЗемля, мойтелескоп...

Игра«Звезды»

Чемуучитсяребенок: различатьпрямоеипереносноезначениеслов; подбиратьсинонимыиантонимыксловам.

Оснащение: нетребуется.

Ходигры: скажитеребенку, чтоСолнцекажетсянамногобольше, чемзвезды, потому чтонаходитсянеоченьдалекоотЗемли. Спроситеуребенка, знаетлион, чтолучсвета летитдонасвсеговосемьминут. Алучиотсамыхблизкихзвездлетяткнамцелыхчетыре года! Воткакдалеконаходятсяотнасзвезды!

Предложитеребенкуподобратьсинонимы(слова, близкиепозначению) ксловам: огромный... (грандиозный, громадный), быстрый... (торопливый, скорый, стремительный). Попроситеегопридуматьсловосочетанияскаждымизэтихслов. Попроситеподобратьантонимыксловам: быстрый—... (медленный), огромный—... (крохотный).

Игра«Почемузвездыразные!»

Чемуучитсяребенок: образовыватьсравнительнуюстепеньименприлагательных; образовыватьсловаприпомощисуффиксов; согласовыватьприлагательныессуществительнымивродеичисле.

Ходигры: расскажите, чтозвездынеодинаковыепоцвету. Бываютголубые, белые, желтые, красноватыезвезды. Цветзависитоттого, каксильнораскаленгаз, изкоторого

исостоитзвезда. Самыегорячиезвездысветятсяголубымсветом. Те, чтонемногохолоднее—белым, ещехолоднее—желтым, красным...

Предложитеребенкуобразовыватьсравнительнуюстепеньприлагательныхпообразцу: голубой—... (голубее), белый—... (белее), желтый—...(желтее). Предложите ребенкуизменятьсловапообразцу: белый—... (беловатый), красный—... (красноватый); голубой—... (голубенький). Предложитеребенкуподобратьсуществительныекприлагательным: красный... (флаг), красная... (ягода), красные... (щеки), красное... (солнце).

Игра«Ракета»

Чемуучитсяребенок: изменятьглаголыполицам; различатьсмысловоезначениеслов; употреблятьсуществительныевкосвенныхпадежах; находитьродственныеслова; подбиратьантонимы.

Оснащение: предметныекартинки(см. вклейку, рис. 4).

Ходигры: покажитеребенкукартинкусизображениемракеты. Расскажите: «Вотстоит ракетанастартовойплощадкекосмодрома. Ракетаоченьвысокая, почти90 метров! По сравнениюснеймашиныилюди, каклилипутыпередГулливером. Онаназывается«раке-та-носитель». Ееосновнаязадача—доставитьгрузвкосмос. Чтозагруз? Этомогутбыть спутник, космическийкорабль—пассажирскийилитранспортный.

Произноситепредложение, затембросайтеребенкумяч, называяместоимениеипредлагаязакончитьпредложение.

Ярисуюракету. Ты... (рисуешь) Мы... (рисуем) Он... (рисует) Она... Они...

Ясмотрюнанебо. Ты... (смотришь) Мы... (смотрим) Он... (смотрит) Она... Они...

ЯвозвращаюсьнаЗемлю. Ты... Мы... Вы... Он... Она... Они...

Расскажитеребенку, что12 апреля1961 годавпервыевисториичеловечестваЮрий АлексеевичГагаринсовершилполетвкосмоснакосмическомкорабле«Восток». Корабль совершилодиноборотвокругЗемлиичерез108 минутприземлился.

Предложитеребенкунайтиродственныеслова: «Вкосмосможетполететьтолькоочень мощнаяракета. Онастоитнастартовойплощадкекосмодромаиждеткомандыотправитьсявкосмическоепутешествие. Космонавтывойдутвкорабльиприготовятсякполету...» Скажите, чтовыбудетепроизноситьсловосочетание, аребенкапопроситекодномуиз словподобратьсловоспротивоположнымзначением: далекоепутешествие—... (близкое путешествие), тяжелыйгруз—... (легкийгруз), сложнаязадача—... (простаязадача), длиннаядорога—... (короткаядорога).

Игра«Какустроендомкосмонавтов»

Чемуучитсяребенок: образовыватьприлагательные; согласовыватьприлагательные ссуществительными; пониматьпроисхождениесложныхслов; узнаетновыеслова.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 5).

Ходигры: расскажитеребенку, чтоукосмонавтовестьвторойдом—вкосмосе. Космическийдомособенный. Онназываетсяорбитальнаястанция. Здеськосмонавтыживутиработают.

Космическийдомпохожнаогромнуюптицу, котораяраскинулакрыльяилетитнад Землей. Нокрыльянужныстанциинедляполета. Это«домашняяэлектростанция». Блестящиепластинысобираютсолнечныелучиипревращаютихвэлектрическийток. Электростанцияпитаетвсенаучныеприборы, освещаетиотапливает.

Предложитеребенкуобразовыватьсловапообразцу: космос—... (космический), орбита—... (орбитальный), азатемсоставитьснимисловосочетания(космическийдом, орбитальнаястанция). Предложитезакончитьсловосочетание: космическая... (станция), космический... (дом), космическое... (задание).


Игра«Почемувкосмослетаютнаракете»

Чемуучитсяребенок: согласовыватьименаприлагательныессуществительными.

Ходигры: расскажите: «Существуетземноепритяжение. Земляпритягиваетвсексебе. Какбывысоконибросиликамень, онобязательноупадетнаЗемлю. Какбывысоко человекниподпрыгнул, онвсеравноопуститсяобратно. Чтобыпреодолетьземноепритяжение, надооченьбыстролететь: 8 километровводнусекунду! Самолетнеможетлететь такбыстро! Аракетаможет». Предложитеребенкурасположитьсловапопорядку(по меревозрастания—убывания): огромный, большой, громадный, большущий; оченьмаленький, маленький, малюсенький, крохотный.

Игра«Роботывкосмосе»

Чемуучитсяребенок: образовыватьсложныеслова; согласовыватьчислительныессуществительными.

Оснащение: предметныекартинки(см. вклейку, рис. 6).

Ходигры: расскажите, чтовкосмосеработаютроботы-разведчики. Ониисследуют планеты. Ведьроботымогутобходитьсябезвоздуха, безводы, безпищи. Роботам нестрашныжараихолод, ядовитыеатмосферы. Робот-луноходпередавалсповерхности ЛунынаЗемлювсе, чтотамувидел, аробот-марсоходисследовалповерхностьМарса.

Предложитеребенкуобъяснить, изкакихсловобразовалисьтакиеслова: луноход; марсоход; вездеход. Попроситеребенкаккаждойкартинкеподобратьпару, подходящую посмыслу, соединивихлинией. (Подзорнаятруба—телескоп; звездочет—астроном.) Предложитеподобратьподходящеекназванномусловучислительное: один, одна, одно, одни: космонавт, ракета, луноход, атмосфера, роботы, Солнце... Покажитеребенку карточкусизображениемразногоколичествакружков(1,3,5). Затемпредъявитекартинки. Ребенокдолженправильносогласоватьчислительноесназваннымсуществительным.

Игра«Планеты»

Чемуучитсяребенок: обогатитсловарныйзапас, уточнятьзначениеслов.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 7).

Ходигры: расскажитеребенку, чтокогда-то, давно-давно, людизаметили, чтонекоторыезвездыперемещаютсяпонебу. Заэтодревниеученыеназвалитакиезвезды«плане-тес», т. е. «блуждающими». Планетыкнамнамногоближе, чемдругиезвезды. Онитак же, какинашаЗемля, вращаютсявокругСолнца.

Меркурий—самаяблизкаякСолнцупланета. Меркурийтакгоряч, чтовсяводапревращаетсявпар. Венеракажетсясеребристым, блестящимшаром. ЗаблескикрасотуВенеру частоназываютутреннейзвездой. Онавиднарано-раноутром. Еслинаночномнебеты увидишькрасноватуюзвездочку, котораякакбыподмигиваеттебе, тознай—этопланета Марс, ближайшийсоседЗемли. НаМарсеоченьмалокислорода, ауглекислогогазаочень много! НаМарсесамыевысокиегоры. Юпитер—самаябольшаяпланетавСолнечной системе. Всяпланетапочтицеликомсостоитизсгустившихсягазов. УСатурна, Урана иНептунамногоспутниковимноголун. Ихтакмного, чтоонипохожинакольца, состоящиеизбольшихималенькихкамнейикосмическойпыли. ПланетаПлутонтакдалека, что одинееоборотвокругСолнцадлитсяцелыхдвестипятьдесятземныхлет. УПлутонавсего одинспутник.

Попроситеребенкасосчитать, глядянарисунок, скольковсегопланетвСолнечной системе. Спросите: «Какаяпланетасамаябольшая? Какаясамаядалекая? Какиепланеты имеюткольца? Назовипланетукрасногоцвета. Какуюпланетуназываютутреннейзвездой?»


 
                     Игра«Солнце»

Чемуучитсяребенок: получитпредставлениеосравнительнойвеличинепланет, опоследовательностиихрасположениявСолнечнойсистеме; произноситьнарицательныесуществительныевродительномпадеже; находитьобщуючастьродственныхслов; изменять существительныепопадежам.

Оснащение: футбольныймяч, булавка.

Ходигры: объяснитеребенку, чтоВселенная—этовесьмир. Все, чтонасокружает снизу, сверху, совсехсторон. Наднаминебо, авнебе—солнце. Солнце—этогромадный шаризраскаленныхгазов. ПланетыСолнечнойсистемыразличныпоразмеру, новсеони значительноменьшеСолнца. Предложитеребенкувзятьфутбольныймячипредставить себе, чтоэтоСолнце. ТогдаЗемлюможнопредставитьразмеромсбулавочнуюголовку! Покажитеребенкукартинки(см. вклейку, рис. 4-5) ипопроситеответитьнавопросы. Что больше—СолнцеилиЗемля? (СолнцебольшеЗемли). СолнцеилиЮпитер? (Солнце большеЮпитера). СатурнилиУран? (СатурнбольшеУрана). НептунилиПлутон? (Нептун большеПлутона). ПредложитенайтинарисункеближайшуюкСолнцупланету. Спросите, какаяпосчетуотСолнцапланетаЗемля? ПредложитенайтипланетуСатурн. Онаокружена кольцамиогромныхразмеров. Спросите, какаяпосчетуотСолнцапланетаСатурн? Пред-ложитеребенкуопределитьиназватьобщуючастьродственныхслов: лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный. Предложитеназватьлишнееслово: солнце, солнечный, соленый.

Игра«Луна»

Чемуучитсяребенок: образовыватьсложныеслова; изменятьглаголыпрошедшего временипородам.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 8).

Ходигры: расскажите, чтоЛунасияетярчезвезд. Сдавнихвременлюдиинтересовались, почемуЛунатокруглая, товидналишьееполовинка, тотонкийсерпик, напоминающийкусочексыра. Сейчасмызнаем, чтоЛуна—этоспутникнашейЗемлиивращается вокругнашейпланеты. Накаждыйкругунееуходит28 дней—почтимесяц. Лунасветится несама, ееосвещаетСолнце. КогдаЛунаобращенакЗемлесвоейсветлойстороной, мы видимвсюлунуцеликом, иговорят, чтонаступилополнолуние. Когдавидналишьчасть светлойстороны, тоЛунапохожанаполовинкукруга. Предложитеребенкуназыватьслова ласково: полный—... (полненький), красивый—... (красивенький). Предложитеизменять словапообразцу: полный—полнее, светлый—..., красивый—....

Предложитеребенкудогадаться, какоесловопропущено, иназватьего: «Днемсветилосолнышко. Ночью... (светила) луна. Сегоднясветитсолнце, авчера... (лил, шел) дождь.»Попроситеподобратьсинонимыкслову«светить»(сиять, сверкать) исоставить словосочетанияссинонимами: светить..., сверкать..., сиять... (светитсолнце, сверкают звезды, сияетлуна).

Предложитезакончитьпредложение, правильноупотребляяслова: солнце... (светило), фонари... (светили), ночник... (светил).


Игра«ПочемуЛунанепадаетнаЗемлю!»

Чемуучитсяребенок: образовыватьглаголыприпомощиприставок; играспособствует развитиюзрительноговнимания.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 9).

Ходигры: предложитеребенкупровестиопыт: обмотатьластикниткой, адругойконец ниткикрепкодержатьвруке. Ластикбудет«луной», аребенок—«землей». Попросите хорошенькораскрутитьластикзанитку. Ластик-лунастараетсяоборватьниткуиулететь, анитканедаетемуэтогосделать. НастоящуюЛунуудерживаетсилаземногопритяжения. Еслиперестатьраскручиватьластик, онупадет! КактолькоЛунаперестанетвращаться вокругЗемли, такнемедленносилапритяжениянашейпланетыее«приземлит», притянет кЗемле. Такчтовесьсекрет—вдвижении.

Предложитеребенкуобразовыватьсловапообразцу: тянуть—притянуть, поднять—... (приподнять), мчаться—... (примчаться), везти—... (привезти), сесть—... (присесть).

Предложитеребенкуопределить, чемотличаютсяслова(голосомвыделяйтеприставку): влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь. Предложитеребенкузакончитьслово, назвавегоостальнуючасть. Например: принести, приползти, привезти; перейти, переползти, передвинуть.

Игра«Зачемнуженспутник?»

Чемуучитсяребенок: пониматьпереносноезначениеслов; находитьродственныеслова.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 4).

Ходигры: расскажитеребенку, что4 октября1957 годауЗемлипоявилсяновыйспут-ник. Онбылсозданученыминашейстраны. Послеэтоговкосмосзапускалиидругие спутники, намногобольшепредыдущего. Ониследятзадвижениемоблаков—этопомо-гаетточнеепредсказыватьпогоду; следятзадвижениемсудоввокеанах—есликорабль терпитбедствие, спутникприметегосигналипередастспасательнойслужбе; разносят повсейЗемлетелеграммы, телефонныеразговоры, передачителевидения; изучаютзвез-дыипланеты. СпутникифотографируютЗемлюдлясоставлениягеографическихкарт. Естьспутники-разведчики.

Задайтеребенкувопросы: «КакаястраназапустилапервыйискусственныйспутникЗем-ли? Какуюработувыполняютспутники?»Спросите, какиевыраженияупотребленывпря-мом, акакие—впереносномзначении: «Улыбка—спутникхорошегонастроения. Луна— спутникЗемли. ПервыйискусственныйспутникЗемли. Здоровье—спутникдолголетия.»

Игра«Созвездия»

Чемуучитсяребенок: различатьпрямоеипереносноезначениеслов; образовывать глаголыприпомощисуффиксов; изменятьглаголынастоящеговременипочислам.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 10).

Ходигры: расскажите: «Нанебевидныкрошечныесветлячки, далекиезвезды. Люди ещевдревностиусловноразделилинебонарайоны, азвезды—нагруппы, созвездия. Самыезаметныезвездывкаждойгруппесоединяливоображаемымилиниями, апотом смотрели: начтожепохожрисунок? Когооннапоминает—зверя, птицу, человека, предмет? Посмотри, нанебеестьцелыйзверинец: ОрелиЗмея, БольшаяиМалаяМедведицы, Лебедь, Рак, Рыбы, Скорпион... Некоторыесозвездияполучилиименагероевдревнихмифов—Андромеда, Кассиопея, Орион, Геркулес... »

Предложитеребенкусоединитьнарисованныезвездыоднойлинией, тогдаунегополучитсясозвездияДракон; БольшаяМедведица; Геркулес. Скажите: «ВсозвездииДракон 13 звезд. ВсозвездииБольшойМедведицы7 звезд. ВсозвездииГеркулес13 звезд.»


Объяснитевыражения«небоиземля»—полнаяпротивоположностьдругдругу; «под открытымнебом»—невпомещении; «наседьмомнебе»—высшаярадость, состояние счастья.

Предложитеизменитьсловапообразцу: звездамерцает; звезды... (мерцают); молниясверкает; молнии... (сверкают); спутниклетит; спутники... (летят).

Игра«Вобсерватории»

Чемуучитсяребенок: подбиратьсинонимы; играспособствуетразвитиюслухового изрительноговнимания.

Оснащение: предметнаякартинка(см. вклейку, рис. 11).

Ходигры: расскажитеребенку, чтонаблюдаютиизучаютзвездывособыхастрономическихзданиях—обсерваториях. Обычноонинаходятсязагородомиливгорах, где воздухчистипрозрачен. Ведьнаблюдатьзвездыможнотолькоприясномнебе. Телескопынаходятсявспециальнопостроенныхдлянихдомах-башняхскруглымикрышами-купо-лами. Снаступлениемночикрышидомовраздвигаются, итрубателескопанаводится нанебо, гдеввышинеслабомерцаютизовутневедомыедалекиемиры.

Предложитеребенкунайтисинонимы: ясный, безоблачный, светлыйденек. Деньясный, безоблачный, светлый, погожий, безветренный. Предложитеподобратьсинонимы ксловам: утро(ясное, светлое, безоблачное); зима(холодная, прохладная, морозная); лето(знойное, жаркое).

Игра«Метеорыиметеориты»

Чемуучитсяребенок: пониматьпереносноезначениевыражений.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 12).

Ходигры: расскажитеребенку, чтовпространствемеждуСолнцемипланетаминосятсякамниразнойвеличиныипыль. КогдаонивлетаютватмосферуЗемли, говорят«звезда упала». Насамомделеэтотвердыймаленькийкамень, прилетевшийизкосмического пространства, вовремяпаденияонсильнораскаляетсяиначинаетсветиться. Ноочень скорокамешексгораетипропадает. Этинебесныекамниназываются«метеоры». Ихнадо отличатьотметеоритов. Метеоритаминазываюттолькотекамни, которыедолетели доЗемлииупалинанее. Размерыихсамыеразные.

Задайтеребенкувопросы: «Отчеговночномнебеиногдавспыхиваютогненныечерточки? Какназываетсяметеор, долетевшийдоЗемли?»

Попроситеребенкаопределить, какиевыраженияупотребленывпрямом, акакие— впереносномзначении: «Зажглисьзвезды. Веритьвсвоюзвезду(всудьбу). Звездная болезнь(завышеннаясамооценка). Восходящаязвезда(новаязнаменитость). Звездная ночь.»

Игра«Зачемлететьвкосмос?»

Чемуучитсяребенок: употреблятьнарицательныесуществительныеввинительном падеже; пониматьпереносноезначениеслов.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 13).

Ходигры: спросите: «Почемулюдитакстремятсявкосмос? Ведьвкосмосетемно, холодно, накаждомшагуподстерегаютопасности...»Расскажите, чтовоздухмешает отчетливовидетьзвездысЗемли. Внемпостоянноносятсяпылинки, капелькиводы, частичкидыма. Акогдасобираютсятучи, тозвездыневидны. Астрономымечтаютпостроить обсерваториивкосмосе: воздухатамнет, облаковтоже, можнонаблюдатьзвездыбез всякихпомех! Каждыйэкипаж, отправляющийсявкосмос, получаетзаданиеотастрономов.


Попроситеребенкаопределить, какиеизэтихсловупотребленывпрямом, акакие— впереносномзначении: темнаяночь, темныемысли, темноенебо, темныедела, темные волосы, темныйцвет.

Игра«Скафандр»

Чемуучитсяребенок: различатьсмысловоезначениеслов.

Оснащение: предметнаякартинка(см. вклейку, рис. 14).

Ходигры: расскажитеребенку, чтокосмонавтывыходятвоткрытыйкосмос: проводят наблюдения, осматриваютстанциюснаружи. Вкосмосеодновременноисильныйхолод, иневыносимаяжара. Насолнцеприпекает, автенивсезамерзает. Единственныйвыход— скафандр! Внемтемпература, каквкомнате, идышитсялегко. ЕслиСолнцесветитслишкомяркоислепитглаза, томожновгермошлемеопуститьшторки. Вскафандреесть радио, покоторомуможноразговариватьсосвоимитоварищами, оставшимисянастанции. Правильнеебылобыназыватьскафандротдельнойкабиной. Толькоэтакабинасделанаизмягкого, прочногоинадежногоматериалаисшитапоросту. Воткакаяодежда укосмонавтов!

Предложитеребенкуподбиратьслова, близкиепосмыслу: надежный—... (прочный), смелый—...(храбрый, отважный), большая—...(огромная). Предложитепридумать словосочетаниясэтимисинонимами(надежныйтоварищ, прочнаяткань).

Игра«Космическиепрофессии»

Чемуучитсяребенок: употреблятьвречиименасуществительныевразличныхпадежах; изменятьглаголыполицам.

Оснащение: сюжетнаякартинка(см. вклейку, рис. 14).

Ходигры: расскажитеребенку, чтостроительстворакетыилиспутникаизапуских вкосмос—работаоченьсложная. Тысячилюдейсамыхразныхспециальностейтрудятся дляэтогомногиемесяцыигоды. Космонавтыусерднотренируются. Врачинаблюдают засостояниемздоровьякосмонавтов. Инженерыпроектируюткорабли, рабочиепочертежамизготавливаютдеталидляракеты, апотомихсобирают, астрономыподготавливают заданиядлякосмонавтов.

Предложитеребенкупосмотретьнакартинкииназвать, ктонанихизображен(астроном, космонавт, инженер). Попроситеегоответить, людямкакихпрофессийнужныскафандр, компьютер, телескоп. Скафандр—этоспециальныйгерметическийкостюм. Скажите, дляработывкакихусловияхчеловекунуженскафандр—вкосмосе, подводой, набольшойвысоте.

Предложитеребенкувместовопросаупотребитьслова«космонавт», «космонавты», правильноизменяяих: «Разговариватьскем? (скосмонавтом, скосмонавтами). Наградить кого? (космонавта, космонавтов). Заботитьсяоком? (окосмонавте, окосмонавтах). Встретитького? (космонавта, космонавтов)». Предложитеребенкуизменятьглаголыполицам:

Мылетим, летим, летим,                  Ялечу, лечу, лечу,

Мынаместенестоим.                     Янаместене... (стою).

РИС.1

 

РИС .3

РИС. 4

РИС. 5

РИС. 9

ОСТАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ ВЫЛОЖУ ЧУТЬ ПОЗЖЕ...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Нямочка-Манянечка - Дневник Нямочка-Манянечка | Лента друзей Нямочка-Манянечка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»