Зима на фарфоре. Изображение русской зимы одна из самых традиционных и самых эффектных тем для росписи на фарфоре! Белизна самого материала уже располагает к отображению самых невероятных оттенков белого снега. Изумительные по красоте цвета приобретает снег в разное время суток. Главный мотив многих работ Грабаря – иней. Он писал разнообразные виды инея – в утренние и вечерние часы, при солнечном свете, и без него. Мимолётность этого явления заставляла особенно спешить с работой, чтобы уловить минуты быстротечной красоты. Живописец писал на открытом воздухе, делал маленькие цветные наброски, так как на морозе застывала краска. А уже в мастерской многочисленные этюды превращались в художественные композиции. Любовь к зиме стала основополагающей в творчестве Грабаря, который признавался, что с окончанием этого времени года пейзаж становится менее привлекательным для него. В своих работах Грабарь передаёт не свой восторг природой, а состояние самой природы, приведшее его в восторг.
Почему именно иней? По словам Грабаря, работа над инеем будила его «живописный задор». Он считал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастичные оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
В отличие от многих мастеров Грабарь, влюблённый в красоту русской зимы, пишет иней на берёзах - «сверхъестественном дереве, дереве-сказке» – пожалуй, самом нежном светлом дереве, ставшим символом России! Белизна стволов добавляет ещё большее очарование зимнему настроению. Грабарь пишет символ земли русской. Заснеженные заиндевевшие берёзы на его полотнах звенят хрустальным звоном. Они словно вырастают из еловых зарослей и растворяются своими кронами в синем просторе. Небо мерцает бирюзовым цветом. На поверхности искрящегося снега пролегают голубые тени. Сиреневые и фиолетовые оттенки на заснеженных деревьях довершают картину сказочного пейзажа. Автор показывает фантастическое зрелище, которое сам называет «сказкой».
«Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба», – такое определение этому явлению даёт сам художник. Такое впечатление создаётся применением шероховатой фактуры краски, наложенной мелкими, дробными мазками (дивизионизм). Использование этого метода сделало Грабаря одним из основоположников импрессионизма в русской живописи. Грабарь одним из первых в России оценил искусство импрессионистов. В картине «Иней» автор показывает своеобразную, необыкновенную для русской живописи пульсацию света и цвета. Соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое позволяет увидеть особенности инея, трудно передаваемые в искусстве.
Эту работу Грабарь создал в 1905 году в Абрамцево, где он поселился с 1930-х годов в дачном поселке художников недалеко от Москвы. Это место стало для него источником вдохновения. Многообразная жизнь зимней природы оставалась для Грабаря-пейзажиста наиболее интересным объектом наблюдений. Из года в год художник пишет картины «Роскошный иней» и «День инея», «Иней», «Иней при восходе солнца». Грабарь полностью посвятил себя освоению пленэрной живописи на основе законов разложения цвета, используемых французскими импрессионистами. Однако в 1905, работая над полотном «ДЕНЬ ИНЕЯ», художник был вынужден признать, что в этом произведении свежесть впечатления уже уступила место заранее рассчитанным оптическим эффектам. Как это характерно для русского, для русского художника! Русская зимняя природа по требуемым изобразительным приёмам импрессионистического стиля оказалась более сложной и непредсказуемой, чем красоты Сены, Луары и Живерни!
Глядя на этот фарфоровый пласт, всплывают в памяти слова Ф.И. Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Переложение живописных работ на фарфоровые пласты сравнительно новое и весьма модное направление росписи на фарфоре. Обратите внимание на дизайн этой работы: в тон изображению подобраны паспорту и широкий багет, рисунок которого сам напоминает одновременно и фарфор, и зимнюю тему, зимнее настроение. На обратной стороне прикреплена латунная табличка с идентифицирующей надписью. Подобные произведения искусства прекрасно завершают решение интерьера Вашей квартиры, придавая ему эксклюзивность и неповторимое очарование искусства, проверенного временем!
Кон. Семёнов
Ноябрь 2010 г.