Многие разновидности алкоголя как появились когда-то, так и существуют веками, нисколько не меняясь. С текилой все не так просто, она чуть ли не единственный спиртной напиток с родословной: ей предшествуют целых два "поколения". Летописцы называют основателем текилового рода пульке - напиток из перебродившего сока агавы, который аборигены Южной Америки придумали задолго до Рождества Христова. По виду пульке - тягучий, слегка пенистый напиток молочного цвета. По вкусу - сладковатый, с фруктовым оттенком. По своей сути - некрепкая брага (всего-то 4-8% алкоголя). Бытует несколько версий появления пульке, и все они указывают на его божественное происхождение. Согласно одной из легенд бог расщепил агаву молнией на две равные половинки и поджарил сердцевину. Продегустировав сладкий пьянящий сок поверженной агавы, индейцы решили, что это молния превратилась в нектар. В сказаниях индейцев из племени запотеки говорится о богине Майатль, влюбившейся в прекрасного воина. Из ее груди сочился чудесный эликсир, благодаря которому возлюбленный богини никогда не уставал. Ацтеки отождествляли агаву с богиней плодородия Майяуэль - обладательницей четырехсот грудей и такого же количества детей. Самым главным и сильным ее отпрыском был Оме Точтли - бог пульке. По индейскому поверью, выпить пульке означало то же самое, что приложиться к груди богини. Сакральный напиток разрешалось пить старикам, жрецам и тем, кого приносили в жертву богам. Остальные могли употреблять пульке лишь в "Дни мертвых" - последние пять дней календарного года. В другое время нарушение запрета грозило публичным избиением, потерей своего положения в племени и даже смертью. Когда испанские захватчики прибыли к берегам Америки, местное население охотно угощало их пульке, ибо приняло колонизаторов за небесных пришельцев. Предводитель конкистадоров Эрнан Кортес подробно описал этот напиток в первом же своем письме испанскому королю Карлосу V. Завоеватели пили много и с удовольствием, только вот крепость божественного дара казалась им детской, а возить привычные вино и бренди из Старого Света в Новый было слишком накладно. Тогда испанцы решили производить алкоголь из местного сырья. Первая дистилляция пульке произошла в 1521 году. Технология состояла в следующем: сердцевину некоторых видов агавы пекли в ямах, выложенных камнями, а затем забродивший сок подвергали разовой возгонке. Получившийся "самогон" сначала называли "вином из агавы", а позже переименовали в мескаль. Однако мескаль - лишь промежуточное звено на пути к текиле. Самое интересное было впереди. В 1530 году испанский капитан Христофор де Окате основал в регионе Халиско (Jalisco) небольшой городок Текила (Tequila), и к 1600 году вокруг него сосредоточилось основное производство мескаля: дон Педро Санчес де Тагль приказал разбить в окрестностях города огромные плантации агавы и организовал первую "мескалекурню". К 1700 году Текила оказалась в крайне выгодном торгово-географическом положении: через нее пролегала дорога к порту Сан-Блас на побережье Тихого океана. Мескаль превратился в один из главных экспортных продуктов Халиско. Однако торговое счастье штата продолжалось недолго. В 1785 году испанский король Карл III решил поддержать отечественного производителя: специальным указом он запретил делать на территории Мексики любые спиртные напитки. Потреблять можно было лишь ввозимые на материк испанские вина и ликеры. История знает немало случаев, когда государство запрещало или ограничивало производство алкоголя, - финал всегда был одинаков. Противостояние Карла III и его заморских подданных не стало исключением. Агавовое "самогоноварение" ушло в подполье, где и находилось до 1792 года. Новый король Фердинанд IV понял, что для короны выгоднее обложить производство мескаля дополнительными налогами, и снял запрет. Первая половина XIX века выдалась беспокойной: сначала война за независимость от Испании, потом война с США за собственные территории. В смутные военные времена мескаль практически полностью заменил деньги. У "жидкой валюты" был самый устойчивый курс по обе стороны фронта. В противостоянии со Штатами мексиканцы потеряли Техас, Неваду и Калифорнию. Зато с появлением в 80-е годы железных дорог приобрели в лице бывших врагов поклонников своих текиломейкерских талантов. В 1893 году "мескаль бренди" даже выиграл золотую медаль на Всемирной торговой ярмарке в Чикаго. Приблизительно тогда же - в конце XIX века - сделанный в окрестностях Текилы мескаль окончательно стал тезкой города, подобно тому, как в свое время французский бренди превратился в коньяк. Кроме того, владельцы заводов значительно "отредактировали" технологию производства напитка (подробнее о ней чуть позже). В 1910 году в Мексике началась гражданская война, и текила стала символом революционных страстей - это был напиток повстанцев под предводительством Панчо Вилья. И хотя сам Панчо был убежденным трезвенником, благодарные потомки одну из марок текилы назвали его именем. Есть и текила, названная в честь коня благородного разбойника. Революционные волнения, а затем и Великая депрессия сократили производство текилы в несколько раз. Но "сухой закон" в США помог восстать из пепла текильной промышленности - мексиканский маршрут стал для американских бутлегеров одним из самых любимых. После Второй мировой войны текила вновь поменяла имидж. В мексиканском кинематографе появился новый персонаж: истинный мачо, с тяжелым прищуренным взглядом, грубоватый, но непременно с нежным сердцем. Обязательными спутниками его захватывающих приключений были красивая девушка и стаканчик текилы. Напиток для настоящих мужчин - такая трактовка образа текилы мексиканцам, как, впрочем, и всем остальным, понравилась. Сегодня текила так же четко ассоциируется с Мексикой, как водка с Россией. Она превратилась в символ, обогнав в рейтинге популярности сомбреро, пончо и фахитас. |