Под небом Перуна и оком Велеса: Мир воина Древней Руси
Погружение в мир древних славян VI-X веков – это путешествие в реальность, разительно отличающуюся от нашей.
Это мир густых, непроходимых лесов, сменявшихся болотистыми низинами и широкими степными просторами; мир полноводных рек – Днепра, Волги, Оки, Западной Двины – служивших и дорогами, и кормильцами, и границами.
Мир, где жизнь человека была подчинена суровым ритмам природы, временам года, циклам рождения и смерти.
Но самое главное – это был мир, где не существовало четкой грани между явью и навью, между миром людей и миром незримых сил – богов, духов, предков. Для славянина-язычника вся природа была живой, одухотворенной, наполненной силами, способными как помочь, так и навредить.
Именно в этом мире жил и сражался древнеславянский воин. Война была неотъемлемой частью его бытия. Племена воевали друг с другом за лучшие земли, за женщин, за скот. Отражали набеги степных кочевников – сперва аваров и булгар, затем могущественных хазар, а позже – стремительных и жестоких печенегов. Совершали дерзкие походы на богатую и далекую Византию ("ходили на Царьград"). Сражались с германцами на западе, с балтами на северо-западе, с финно-угорскими племенами на севере и востоке. Служили наемниками в дружинах скандинавских викингов (варягов) или в гвардии византийских императоров. Воинское ремесло было почетным, а военная добыча – одним из главных источников богатства.
Но победа в бою, как твердо верил славянин, зависела не только от силы его мышц, остроты меча или прочности щита. Исход битвы решался и в мире невидимом. Поэтому воин должен был уметь не только владеть оружием, но и взаимодействовать с этим миром, заручаться поддержкой могущественных покровителей.
Главным таким покровителем считался Перун – бог грозы, молнии, войны и княжеской дружины. Его символами были дуб, топор, громовые знаки (шестилучевая розетка). Перун даровал воинам силу, храбрость, удачу в бою. Ему приносили жертвы перед походом, его именем клялись при заключении договоров (как это делала дружина князя Игоря при договоре с Византией в 944 году). В Киеве, еще до Крещения, стоял его величественный идол с серебряной головой и золотыми усами.
Но Перун был не единственным богом, к которому обращались воины. Не менее важную роль играл Велес (Волос) – сложный и многогранный бог. Он был покровителем скота, богатства, торговли, но также и поэзии, мудрости, тайных знаний, магии и колдовства. Велес считался владыкой подземного мира, мира предков (Нави), и мог даровать не только богатство, но и хитрость, прозорливость, способность к оборотничеству (его часто связывали с образом медведя или волка). Возможно, именно к Велесу обращались за помощью в "тайной войне" – в разведке, в заговорах, в наведении страха на врага.
Другие боги также могли иметь отношение к войне. Сварог, бог-кузнец небесный, мог даровать прочное оружие. Даждьбог, солнечное божество, давал свет и жизненную силу. Стрибог, бог ветра, мог помочь в плавании на ладьях или развеять вражеские стрелы. Мокошь, великая богиня земли и судьбы, пряла нити жизни и смерти, и ее благосклонность была важна для любого начинания.
Мир был наполнен и менее значительными, но многочисленными духами: лешие в лесу, водяные в реках, полевики в поле. К ним тоже нужно было относиться с почтением, задабривать подношениями, чтобы они не мешали в походе, не завели в болото, не потопили лодку. Особое значение имела связь с душами предков. Считалось, что умершие родичи продолжают заботиться о своем роде, помогать в трудную минуту, давать силу и мужество в бою. Культ предков был одной из основ славянского мировоззрения.
В этом сложном пантеоне богов и духов ориентироваться помогали волхвы. Это были не просто жрецы, отправлявшие культ, но и знатоки традиций, целители, прорицатели, возможно, и носители неких эзотерических знаний, которые можно назвать "магией". Они знали, какому богу и когда приносить жертвы, как толковать знамения, как лечить раны травами и заговорами, как защититься от злых сил. В военное время роль волхвов возрастала – именно они проводили предвоенные ритуалы, гадали об исходе битвы, вдохновляли воинов, а возможно, и пытались магически воздействовать на врага. Их авторитет был огромен, и князья часто прислушивались к их советам.
Таким образом, "боевая магия" для древнего славянина – это не набор заклинаний из фэнтези, а целостная система мировоззрения и практик, направленных на обеспечение гармонии с окружающим миром (включая его сверхъестественную составляющую) и мобилизацию всех сил – физических, духовных и магических – для достижения победы в священном деле защиты рода и земли.
Подготовка славянского воина к битве была многоуровневым процессом, где физическая и ритуально-магическая составляющие были неразрывно связаны. Наточить меч, укрепить щит, помолиться богам, надеть оберег, произнести заговор – все это были звенья одной цепи, направленные на достижение главной цели – выжить и победить.
Обереги и амулеты: Личная броня воина: Помимо видимой брони – шлема, кольчуги (доступной не всем), щита – каждый воин стремился окружить себя и невидимой защитой с помощью предметов-оберегов, наделенных особой силой. Археологические находки X-XIII веков дают нам представление об их разнообразии:
Ритуалы перед боем: Настройка на победу: Перед каждым важным сражением или походом проводились обряды, направленные на получение божественной поддержки и предсказание будущего.
Заговоры: Сила произнесенного слова: Вера в магическую силу слова была у славян чрезвычайно сильна. Считалось, что правильно составленная и произнесенная формула – заговор – способна влиять на реальность. Существовали многочисленные воинские заговоры:
Эти практики – ношение оберегов, проведение ритуалов, чтение заговоров – были для древнеславянского воина такой же неотъемлемой частью подготовки к бою, как и владение оружием. Это был его незримый щит, его связь с миром предков и богов, его надежда на удачу и выживание в кровавом хаосе битвы.
Могла ли "боевая магия" славян быть не только защитной, но и активной, наступательной? Могли ли воины или волхвы влиять на врага или входить в особые состояния, дающие сверхчеловеческие способности в бою? Здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений, основанных на фольклоре, мифах и сравнительных данных, так как прямых исторических свидетельств крайне мало.
Воинская ярость и оборотничество: Многие культуры мира знают феномен "боевого безумия" или транса, когда воин теряет человеческий облик, обретая звериную ярость и силу. Самый известный пример – скандинавские берсерки ("медвежьи шкуры") и ульфхеднары ("волчьи шкуры"). Существовало ли нечто подобное у славян?
Ведовство на поле брани: Могли ли волхвы напрямую вмешиваться в ход битвы с помощью магии?
Следует еще раз подчеркнуть спекулятивность этих реконструкций. Прямых доказательств использования славянами оборотничества или наступательной магии в бою нет. Скорее всего, их "боевая магия" была сосредоточена на защите, предсказании, психологической мобилизации и взаимодействии с миром духов и богов, которые считались реальными участниками любого сражения. Вера в возможность сверхъестественного вмешательства была абсолютной, и именно эта вера, подкрепленная ритуалами и оберегами, давала воину ту внутреннюю силу, которая помогала ему преодолевать страх и сражаться до конца.
Принятие христианства в конце X века стало началом новой эры в истории Руси. Языческие культы были официально запрещены, идолы свергнуты, капища разрушены. Однако тысячелетние верования и практики не могли исчезнуть мгновенно. На протяжении многих веков на Руси сохранялось уникальное явление "двоеверия" – причудливого синтеза православных догматов и обрядов с пережитками языческих верований, особенно сильных в народной среде. Это двоеверие ярко проявилось и в отношении к войне и воинской службе.
Древние ритуалы и магические практики не исчезли, но трансформировались, приспосабливаясь к новой религиозной парадигме:
Таким образом, принятие христианства не уничтожило полностью древние верования, связанные с войной, а скорее перекодировало их, вписало в новую систему координат. Вера в сверхъестественное вмешательство, в возможность защитить себя и повлиять на исход боя с помощью ритуала, слова или священного предмета оставалась важной частью психологии русского воина на протяжении многих столетий.
Это богатое наследие древних верований, преломленное через призму христианства и народного опыта, дошло до нас в виде былин о богатырях, обладающих сверхъестественной силой, сказок о волшебном оружии, солдатских песен, заговоров и суеверий. Оно напоминает нам о том, что для наших предков война была не только столкновением физических сил, но и битвой в мире духовном, где мужество и мастерство должны были подкрепляться верой и обращением к высшим силам – будь то грозный Перун или милостивый Спас.