• Авторизация


ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). 18-10-2019 07:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). ГЛАВНЫЙ ДЕГЕНЕРАТ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА. Часть I

1912 Пророк. Гравюра на дер. The woodcut ‘Prophet’ is included in the Dublin exhibition (525x700, 155Kb)
Эмиль Нольде (1867-1956). Пророк (Prophet). 1912 г. Гравюра на дереве. 32,1х22,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

Эмиль Нольде (1867-1956) – немецкий художник и гравер, один из основоположников экспрессионизма, величайший акварелист XX века. Член знаменитой дрезденской группы «Мост» (Die Brücke) и Берлинского Сецессиона. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям в живописи и картинам на религиозные сюжеты.




В начале своего поста скажу сразу, что я постараюсь особо не вдаваться в политические пристрастия Эмиля Нольде – нацист он был, или доносчик, как утверждают некоторые источники, меня не интересует. Меня интересует только его творчество, его красочная ЖИВОПИСЬ – цвет, свет, колорит и т.п., короче его картины и чем больше я их выложу, тем лучше, иногда даже в ущерб качеству репродукций. Если мы пойдем по первому пути, то можно договориться до того, что Илья Ефимович Репин, «столп русской живописи» (по выражению великого русского критика В.В. Стасова, 1824-1906), был врагом Советской власти, которую он на дух не переносил и потому уехал в эмиграцию, в свою Куоккалу. Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. А где же тогда картины Репина «Не ждали» и «Бурлаки на Волге»? Вот так. Проехали.

1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1890-1905 гг.

ФОТО Emil Nolde - 1896 г. (492x700, 75Kb)
Эмиль Нольде (1867-1956). Фотография 1896 г.

Эмиль Нольде (настоящее имя Ханс Эмиль Хансен) родился 7 августа 1867 г. в деревне Нольде около Буркалла в Тондерне (Северный Шлезвиг) в семье крестьянина и был четвёртым, самым младшим из пяти детей. До 1920 г. эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей. Юношеские годы Эмиля прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.
В 1884 г. Нольде начал учиться резьбе по дереву на мебельной фабрике во Фленсбурге и участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В 1888 г. он едет в Мюнхен и Карлсруэ и там посещает школу прикладного искусства. В 1890 г. работает в Берлине на мебельной фабрике в качестве художника проектировшика. В 1891 г. он получает приглашение преподавать орнаментальный рисунок и моделирование при музее ремесел в Санкт-Галлене, в Швейцарии. Начиная с 1894 г. он нарисовал и издал большим тиражом серию почтовых открыток из жизни троллей под названием «Волшебные горы». Это позволило ему продолжить образование.

1895-1896 Les géants de la montagne, (656x588, 162Kb)
Эмиль Нольде. Гиганты гор (Les géants de la montagne). 1895-1896 гг.
1897 Мифы (Открытка) (700x456, 140Kb)
Мифы (Das Mythen). 1895 г. Почтовая открытка.
1895-1896 zugspitze_und_die_beiden_waxensteine_bergpostkarte_Фонд Нольде (446x700, 129Kb)
Почтовая открытка № 21 из серии «Волшебные горы». 1895-1896 гг. Хромолитография.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1896 Почтовая открытка с рисунком Эмиля Нольде Маттерхорн улыбается (448x700, 167Kb)
Гора Маттерхорн улыбается (Das Matterhorn lädielt). 1896 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1897 La jungfrau, le moine et l'eiger, (700x437, 124Kb)
Молодая дама, монах и егерь (La jungfrau, le moine et l'eiger). 1897 г. Почтовая открытка.

1897 Прекрасная Бернина и старина Мортераш (Открытка с автографом художника) (700x456, 167Kb)
Прекрасная Бернина и старина Мортераш. 1897 г. Почтовая открытка с автографом художника.
1890-е Почтовая открытка из серии «Волшебные горы» Хромолитография. 9 х14 Nolde Stiftung (Фонд Нольде), Зеебюль (700x446, 46Kb)
Почтовая открытка из серии «Волшебные горы». 1890-е гг. Хромолитография. 9 х 14 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1890-е Почтовая открытка № 28 из серии «Волшебные горы» Хромолитография. 9 х14 Nolde Stiftung (Фонд Нольде), Зеебюль (700x460, 43Kb)
Почтовая открытка № 28 из серии «Волшебные горы». 1890-е гг. Хромолитография. 9 х14 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

В 1898 г. Эмиль Нольде переезжает в Мюнхен и пытается поступить в Академию художеств, но Франц фон Штук, бывший тогда профессором Академии, отклоняет его принятие. В течение двух лет Нольде посещает мюнхенскую частную школу Фридриха Фера (1862-1927). В 1899 г. работает в колонии художников в Дахау у Адольфа Хёльцеля (Adolf Richard Hölzel,1853-1934), а осенью переезжает в Париж, где 9 месяцев занимается в знаменитой Академии Жюлиана, ходит в музеи и пристально вглядывается в полотна импрессионистов и постимпрессионистов. Он знакомится с творчеством Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена и особенно близкого ему по духу Эдварда Мунка. С картинами Тициана, Рембрандта, Гойи, Милле, Домье и Арнольда Бёклина он был знаком еще раньше по берлинским и мюнхенским музеям.
Осенью 1900 г. Нольде едет в Копенгаген, там знакомится с датской актрисой Адой Вильструп и женится на ней. В 1901 или 1902 г. он меняет фамилию на псевдоним Нольде в честь своей родной деревни, когда понял, что творчество может стать его профессией, а он сам - знаменитым художником. Он считал, что с такой фамилией он будет выделяться еще больше, потому что «Хансенов слишком много». В 1902 г. вместе с женой переезжают в Берлин, где знакомится с коллекционером Густавом Шифлером и художником Карлом Шмидтом-Ротлуффом, с которым они вместе пройдут долгий тернистый путь немецких экспрессинистов. Густав Шифлер одним из первых оценил творческий потенциал художника и поддерживал его на протяжении многих лет.

1915 Портрет Ш. (Портрет Густава Шифлера) Х м ЧС (614x700, 159Kb)
Портрет инженера и коллекционера Густава Шифлера. 1915 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

После свадьбы молодожены Нольде живут сначала в Берлине, летние месяцы проводят на датском острове Альзен (по датски Альс). Осенью они переезжают в Фленсбург. А зимой они снова живут в Берлине. С переездом в Берлин в творчестве Нольде появляется новая тема - ночная жизнь города, с которой он не соприкасался раньше, но начал постигать благодаря своей жене-актрисе и ее многочисленным знакомым из берлинской богемы. Финансовая потребность велика. Во время пребывания на острове Альзене Нольде пишет, среди прочего, знаменитую картину «Весна в комнате» (1904 г.). После осложнений со здоровьем Ады, друзья позволяют паре в 1904-1905 гг. провести шесть месяцев в Италии. Осенью 1905 г. Нольде издает офорты «Фантазии».

1899 Avtoportret-1899-g. (527x700, 101Kb)
Автопортрет. 1899 г.
1898 Lumpen,  Radierung Муз Людоф (548x700, 86Kb)
Люмпены (Lumpen, по-нашему бомжи). 1898 г. Офорт.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
1899 Totenschädel - Stilleben (Skull - Still Life) Cyan (560x700, 214Kb)
Натюрморт с черепом (Totenschädel Stilleben). 1899 г.
1900 Parisian Model. Х м. 99.5 х 81 cm ЧС (563x700, 128Kb)
Парижская модель (Parisian Model). 1900 г. Холст, масло. 99,5х81 см.
Частное собрание.
1904 Christ at Emmaus - Altarpiece. Х м.  86 x 92 Church at Olstrop, near Ringkobing, Denmark (658x700, 200Kb)
Христос в Эммаусе. 1904 г. Копия с алтаря Собора в Олстропе, близ Рингкёбинга,
Дания. Холст, масло. 86x92 см.
1900 Christ Healing the Sick (Сепия) (569x700, 217Kb)
Христос исцеляет больного (Christ Healing the Sick). 1900 г. Бумага, сепия.
1900 Pharisees (1900) Green. Х м (449x700, 177Kb)
Фарисеи (Pharisees). 1900 г. Холст, масло.
1905 Klatsch (Gossip), plate 2 from the portfolio Phantasien (Fantasies) Рис Муз Сан Франц (497x700, 96Kb)
Сплетни. Рисунок 2 из альбома «Фантазии» (Klatsch, plate 2 from the portfolio Phantasien (Fantasies).
1905 г. Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
NEW 1906 DeuxDiables Фонд (553x700, 185Kb)
Два дьявола (Deux Diables). Рисунок из альбома «Фантазии». 1906 г.
1901 Ethnological Museum, Berlin, Germany (Keam collection) – painted by Emil Nolde as Exotische Figuren II (498x700, 156Kb)
Фигурка Кавайка'а Качина из Северной Америки. Рисунок Эмиля Нольде
в Этнологическом музее Берлина. 1901 г.
1900 Wheat Field Пшеничное поле. Бум, акв. ЧС (700x525, 86Kb)
Пшеничное поле (Wheat Field). 1900 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
1901 Light Sea Mood, (700x543, 135Kb)
Легкое морское настроение (Light Sea Mood). 1901 г.
1901 Рыбаки. Х м 64.8 x 82.5 cm ЧС (700x550, 139Kb)
Рыбаки (Die Fischer). 1901 г. Холст, мост. 64,8x82,5 см. Частное собрание.
1902 Probst Vilstrup und Frau N, Фонд Нольде (543x700, 108Kb)
Пастор Вильструп и г-жа N. (Probst Vilstrup und Frau N). 1902 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1903 Summer Afternoon, Муз Тиссена Oil on canvas, 72.5 x 87.5 (700x576, 218Kb)
Летний вечер (Summer Afternoon). 1903 г. Холст, масло. 72,5x87,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1903 Пара на берегу (700x663, 177Kb)
Двое на морском берегу. 1903 г. Холст, масло. 73 х 88 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1904 Урожайный день Harvest Day Х м 73 х 92 cm ЧС (700x567, 221Kb)
Урожайный день (Harvest Day). 1904 г. Холст, масло. 73х92 см. Частное собрание.
1903 Stiftung Seeb ll (700x537, 199Kb)
Молочницы I (Melkmädchen I, по нашему Доярки). 1903 г.
1904 Весна в комнатах (567x700, 261Kb)
Весна в комнате. 1904 г. Холст, масло.
1904 Blaue Stimmung (700x677, 270Kb)
Синее настроение (Blaue Stimmung). 1904 г.
1905 A Cloister at the Mountain Etna (700x574, 233Kb)
Монастырь на горе Этна (A Cloister at the Mountain Etna). 1905 г.
NEW 1905 Taormina Theater and Mount Etna, © Nolde Foundation Seebüll (700x507, 214Kb)
Театр в Таормине и гора Этна (Taormina Theater and Mount Etna). 1905 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.

1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1906-1910 гг.

1905-1906 Autorretrato en el sombrero de ala ancha, (561x700, 113Kb)
Эмиль Нольде. Автопортрет в широкополой шляпе. 1905-1906 гг.

«Ну, уважаемый господин Нольде, думайте как хотите и что хотите, но настоящим мы желаем принести Вам благодарность за Ваши цветовые бури. Преданная Вам и почитающая Вас группа художников «Мост». По поручению: Карл Шмидт-Ротлуфф 4 февраля 1906 г.» Так заканчивается послание, которым группа художников приглашает Эмиля Нольде к присоединению.
В феврале 1906 г. Эмиль Нольде вступает в члены дрезденской группы «Мост» (Die Brьcke) и там лично знакомится с Эдвардом Мунком. Группу «Мост» в 1905 г. организовали четыре молодых студента, изучающих архитектуру в Технической школе Дрездена Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф, будущие ведущие корифеи немецкого экспрессионизма.
Немецкий экспрессионизм - направление в литературе и искусстве 1-й четверти ХХ века, провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии. Группа «Мост» бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
С точки зрения группы «Мост», главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 году даёт название «Экспрессионизм» (от фр.expression — выражение), и которое объединяло вначале в том числе и кубизм, и футуризм. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству немецких художников средневековья Маттиаса Грюневальда и Альбрехта Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примыкали кроме Эмиля Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер.
А пока Нольде пишет лирические пейзажи в духе французского фовизма, которого он вдоволь насмотрелся в Париже, и даже в некотором роде ближе к раннему импрессионизму Клода Моне и Альфреда Сислея, от которого экспрессионисты хотели избавиться.

1906 Painter Schmidt-Rottluff (1906) (487x700, 237Kb)
Портрет художника Карла Шмидта-Ротлуффа (Painter Schmidt-Rottluff). 1906 г.
1906 FRAU AM KLEINEN TISCH Х м 55 by 55.5 cm Аук Сотбис 12.11.2018. 1,275,000 USD (700x689, 303Kb)
Дама за туалетным столиком (Frau am kleinen Tisch). 1906 г. Холст, масло. 55х55,5 см.
Картина продана на аукционе Sotheby's 12 ноября 2018 г. за $ 1.275.000 USD.
1906 Lesende Dame, Муз Шлезвига Oil on canvas, 69 x 56 cm (567x700, 213Kb)
Читающая дама в цветнике (Lesende Dame). 1906 г. Холст, масло. 69x56 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
1906 Yellow Flowering Shrub 1906 (700x633, 299Kb)
Желтый цветущий кустарник (Yellow Flowering Shrub). 1906 г.
1906 Red Flowers, Муз Тиссена Oil on canvas, 52.4 x 55.8 cm (2) (700x667, 187Kb)
Красные цветы (Red Flowers). 1906 г. Холст, масло. 52,4x55,8 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1906 Frischer Tag am Meere. Х м 64.7 x 83.5 cm Аук Кристис 2012. GBP 1,385,250 (700x538, 240Kb)
Свежий день на море (Frischer Tag am Meere). 1906 г. Холст, масло. 64,7x83,5 см.
Картина продана на аукционе Сhristie's в 2012 г. за GBP 1.385.250 англ. фунтов.
1906 Bath House (700x549, 250Kb)
Купальная кабинка (Bath House). 1906 г. Холст, масло.

1907 Head with Pipe (Self Portrait) Lithograph (460x700, 48Kb)
Автопортрет с трубкой. 1907 г. Литография.

В конце 1907 г. Эмиль Нольде покидает группу «Мост» по неизвестным причинам. Или он ушел сам по своей воле или его исключили решением коллектива. Науке это неизвестно. Во всяком случае заявление об увольнении по собственному желанию в отделе кадров он не писал. Известно, правда, что он оставался в тесной связи с участниками «Моста» и в 1910 г. вместе с ними вступил в Новый Сецессион в Берлине. Будучи намного старше Кирхнера, Хеккеля и Шмидт-Роттлуффа, он был к этому времени в своем искусстве более независимым, чем они. Его выразительный, созданный уверенной рукой рисунок, не мог не произвести большого впечатления на них. В то время они только стремились к овладению такой стихийной формой, такой одухотворенностью. В 1908 г. он предпринимает поездки по Германии в Зост, Хаген, Дрезден и Гамбург. В этом же году он посещает своего друга Ганса Фера в Коспеде недалеко от Йены, где открывает для себя технику акварельной живописи. И в дальнейшем Нольде значительно превосходил «мостовцев» в акварели, в своей излюбленной технике. А Ганс Фера в 1957 г. выпустит книгу воспоминаний о Нольде (Hans Fehr. Emil Nolde. Köln, 1957).
До 1909 года Нольде в неповторимой свободной манере пишет многочисленные портреты, пейзажи, цветники. Своей задачей в этот период он видит «внести новые тона в природу, проецируя на нее свою эмоциональную и духовную жизнь». Напряженная сосредоточенность на цвете, широкие, пастозные мазки, которыми он распределяет цветовые пятна по поверхности холста, указывают на неослабевающую увлеченность Нольде Ван Гогом, но со временем значение линии и композиции сводится к минимуму, цвет начинает безраздельно главенствовать в работе и уводит художника и зрителя от конкретики сюжета картины в мир беспредметности: «Желтым можно писать счастье, а также боль. Есть цвет огненно-красный, кроваво-красный, есть просто цвет красной розы... Любая краска заключает в себе душу и делает мою душу возбужденной счастливой или поверженной» -
писал Нольде в своих «Заметках на полях» в 1940-е гг.).

1907 Курильщица сигарет (65 x 82 cm (546x700, 248Kb)
Курильщица сигарет. 1907 г. Холст, масло. 65 x 82 см.
1907 Магический свет (2) (700x551, 240Kb)
Магический свет (The Magic Light). 1907 г.
1907 Сад у Бурхарда (Buchards Garden) (700x546, 256Kb)
Сад у Бурхарда (Buchards Garden). 1907 г.
1907 Цветущий сад. Женщина у клумбы. Х м 73,5 x 88 cm. Nolde Foundation Seebüll (2) (700x581, 274Kb)
Цветущий сад. Женщина у клумбы. 1907 г. Холст, масло. 73,5x88 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1900-е Цветущий сад. The Flowers. Б.г (538x700, 147Kb)
Цветущий сад (The Flower Garden). 1900-е гг.
1907 Трактир близ Йены -Wirtshaus bei Jena, Х м 51 x 62,5 cm Муз Шлезвига (700x578, 211Kb)
Трактир близ Йены. 1907 г. Холст, масло. 51 x 62,5 см.
Художественная галерея (Кунстхалле), Киль, Германия.
1907 Rote und gelbe Rosen. Х, м. 64х82 см. Муз Людвига Кельн (700x567, 234Kb)
Красные и желтые розы (Rote und gelbe Rosen). 1907 г. Холст, масло. 64х82 см.
Музей Людвига, Кёльн.
1907 Гладиолусы 1 (466x700, 196Kb)
Гладиолусы (Gladioli). 1907 г.
1907 Цветущий сад (Blumengarten) ЧС (700x673, 291Kb)
Цветущий сад (Blumengarten). 1907 г. Частное собрание.
1907 Violette Blumen Oil on canvas , 63.2 x 78.4 cm ЧС 2 (700x560, 259Kb)
Фиолетовые цветы (Violette Blumen). 1907 г. Холст, масло. 63,2x78,4 см. Частное собрание.
1907 Winter Landscape, Jena (700x543, 232Kb)
Зимний пейзаж в Йене (Winter Landscape, Jena). 1907 г.
1907 Зима (Winter). 73 х 88 см. Музей Густава Любке Gustav Lübcke Museum (700x581, 269Kb)
Зима (Winter). 1907 г. Холст, масло. 73х88 см. Музей Густава Любке, Хамм, Германия.
1907-1908 Willows in Snow (700x515, 213Kb)
Ивы в снегу (Willows in Snow). 1907-1908 гг. Бумага, акварель.
1907 Kniendes Mädchen (Kneeling Girl) Рис Муз Сан Франциско (504x700, 84Kb)
Девушка на коленях (Kniendes Mädchen). 1907 г. Рисунок.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
1908 Обнаженная с поднятыми руками. Литография (461x700, 96Kb)
Обнаженная с поднятыми руками. 1908 г. Литография.

1908 (Selbstporträt) (Self-Portrait) Рис 30,6 x 23,8 сm Муз Сан Франциско (532x700, 122Kb)
Автопортрет (Selbstporträt). 1908 г. Рисунок. 30,6 x 23,8 см.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.

1908 Девушка в саду. Х,.м. 39×36 см  ЧС (651x700, 259Kb)
Девушка в саду. 1908 г. Холст, масло. 39х36 см. Частное собрание.
1908 Conversation in the Garden Emile Nolde - 1908 (535x700, 240Kb)
Беседа в саду (Conversation in the Garden). 1908 г. Холст, масло.
1908 Flower Garden with Figures, private collection (602x700, 308Kb)
Цветущий сад с тремя фигурами (Flower Garden with three Figures). 1908 г.
Частное собрание.
1908 Flower Garden, Man and Woman (700x548, 243Kb)
Цветущий сад. Мужчина и женщина (Flower Garden, Man and Woman). 1908 г.
1908 Blumengarten-Цветущий сад Х м 73 x 88cm. Аук Кристис 1999. GBP 606,500 ф (700x558, 171Kb)
Цветущий сад (Blumengarten). 1908 г. Холст, масло. 73x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 1999 г. за GBP 606.500 англ. фунтов.
1908 Цветущий сад с двумя женскими фигурами (700x594, 213Kb)
Цветущий сад с двумя женскими фигурами (Flower Garden with two Female Figures). 1908 г.
1908 Цветущая сирень. Х м  65 x 83.5cm. Аук Кристис 1998. GBP 353,500 (700x542, 143Kb)
Цветущая сирень. 1908 г. Холст, масло. 65x83,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в 1998 г. за GBP 353.500 англ. фунтов.
1908 Flower Garden. Woman in White Dress en face (700x563, 212Kb)
Цветущий сад. Дама в белом платье (Flower Garden. Woman in White Dress). 1908 г.
1908 Flower Garden, Oil on canvas, 65 x 83 cm Дюссельдорф (700x542, 280Kb)
Цветущий сад (Flower Garden). 1908 г. Холст, масло. 65 x 83 см.
Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.
1908 Flower Garden, Kneeling Woman With Hat. Х м Нац гал, Вашингтон (700x525, 283Kb)
Цветущий сад. Дама на коленях в шляпе (Flower Garden, Kneeling Woman With Hat. 1908 г.
Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
1908 Blumengarten, Frau und Mohn-Женщина в цветущем саду с маками. Х м 65.5x83 cm Аук Кристис 2006. GBP 792,000 (650x506, 127Kb)
Женщина в цветущем саду с маками (Blumengarten, Frau und Mohn). 1909 г. Холст, масло.65,5x83 см.
Картина продана на аукционе Christie's, 2006 г. за GBP 792.000 англ. фунтов.
1908 Pansies 1908 (700x594, 271Kb)
Цветник. Анютины глазки (Pansies). 1908 г. Холст, масло. 73,5х89,5 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's, 2006 г. за GBP 1.912.000 англ. фунтов.
1908 Blaue Stiefmütterchen. Oil on canvas , 33.5 x 43.9 cm ЧС (700x479, 186Kb)
Синие анютины глазки (Blaue Stiefmütterchen). 1908 г. Холст, масло. 33,5x43,9 см.
Частное собрание.
1908 Flower Garden (without figure) (Blumengarten, ohne Figur) (700x602, 291Kb)
Цветущий сад (без фигур) (Blumengarten, ohne Figur). 1908 г.
1908 Белые стволы. Х м Муз Моста (700x616, 207Kb)
Белые стволы. 1908 г. Холст, масло. Музей группы «Мост», Берлин.

ФОТО Emil Nolde - в молодости (700x700, 71Kb)
Эмиль Нольде. Фотография 1900-х гг.

В 1909 г. Эмиль Нольде создает свою первую серию религиозных картин в небольшой рыбацкой деревушке Руттебюль близ Северного моря («Тайная вечеря», «Троица» и «Осмеяние Христа»). Картины вызвали небывалый скандал из-за свободной трактовки сюжетов. В то время они подвергались суровой критике, что глубоко ранило и возмущало художника. Интересно описание им процесса работы над этими картинами в автобиографии. Он начинает с того, что его перестали удовлетворять «имитация и копирование природных явлений», захватило неодолимое стремление заглянуть внутрь, сквозь внешние покровы: «Я тер и царапал бумагу до дыр, пытаясь выразить что-то еще, нечто глубинное, и уловить самую суть вещей». Затем художник тяжело заболел, выпив несвежей воды. Сосед даже зашел спросить, не умер ли он уже. Едва оправившись от болезни, Нольде снова принимается за работу, рисуя Христа и двенадцать апостолов.
Этот период в автобиографии Нольде передан в религиозном (типичном для экспрессионизма) духе. Чувствуется инстинктивно-интуитивное восприятие творчества, экзальтированно-высокое описание процесса работы и одержимость ею: «Неосознанно я следовал непреодолимому желанию изобразить на холсте глубокую духовность, религиозные сюжеты, страстную веру. Делал и прежде наброски апостолов и Христа. Стоял перед холстом в неизъяснимом волнении…Намеревался изобразить самое таинственное, главное и важное для христианской религии событие! Христос с преображенным лицом, исполненным святости и самоуглубленности, по сторонам от него и перед ним ученики, глубоко потрясенные. Я рисовал и не мог остановиться, не различая дня и ночи, не понимая, человек я или только живописец. Засыпая, видел перед собой эту картину, она была рядом, пока с спал, просыпаясь, я снова видел ее перед собой. Рисуя, я чувствовал себя счастливым. Наконец, картина была закончена»
(«Тайная вечеря», 1909 г.).

1909 Тайная вечеря Oil on canvas, 86 x 107 Нац музей Дании (700x476, 195Kb)
Тайная вечеря. 1909 г. Холст, масло. 86 х 108 см.
Государственный музей искусств Дании, Копенгаген.
1909 Осмеянике Христа Oil on canvas, 88 x 106 cm Музей Моста (700x569, 212Kb)
Осмеяние Христа. 1909 г. Холст, масло. 86х106,5 см. Музей группы «Мост», Берлин.

Следующим произведением Нольде была картина «Осмеяние Христа» (1909 г.). Затем, как писал художник, он «погрузился в таинственные глубины человеческого и божественного». Он создал картину «Троица» или «Троицын день» (Сошествие Св. Духа, 1909 г.), из-за которой тоже разгорелся сыр-бор. 1919 г. влиятельный критик Густав Хартлауб опубликовал книгу «Искусство и религия», один из разделов которой назывался «Очерк о возможности нового религиозного искусства». Автор пишет: «На первый взгляд у Нольде ученики Христа предстают как буйные, говорливые уродцы в состоянии ужаснейшей одержимости, затем зритель вдруг обнаруживает, что они напоминают моряков с севера Германии и одновременно наделены высочайшими духовными качествами». Эти картины открывают длившийся несколько лет период, когда Нольде выбирал сюжеты в основном из Ветхого и Нового Заветов.

1909 Троицын день (Сошествие Св. Духа)Oil on canvas, 87 x 107 cm Музеи Берлина (700x560, 193Kb)
Троица (Троицын день, или Сошествие Святого Духа). 1909 г. Холст, масло. 87x107 см.
Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея, Берлин.
NEW 1906 Сободный дух, 69×89 см (700x544, 195Kb)
Свободный дух. 1906 г. Холст, масло. 69 х 89 см.
1909 Crucifixion - Hope Х м 86 x 107 cm Место неизв (700x551, 294Kb)
Распятие. Надежда (Crucifixion - Hope). 1909 г. Холст, масло. 86 x 107 см.
Местонахождение неизвестно.
1909 Распятие Х м 86 x 107 cm Место неизвест (554x700, 220Kb)
Распятие (Crucifixion). 1909 г. Холст, масло. 107 х 86 см.
Местонахождение неизвестно.
1909 Wald (700x580, 254Kb)
Лес (Walde). 1909г. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.
1909 Forest Path (530x700, 227Kb)
Лесная тропинка (Forest Path). 1909 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
1909 Охотничий домик на Альзене, Hunting Lodge at Alsem (700x575, 153Kb)
Охотничий домик на острове Альзен (Hunting Lodge at Alsem). 1909 г.
1909 Sonnenuntergang Х м 73 x 88 cm. Аук Кристис 1999. GBP 991,500. (700x572, 175Kb)
Закат солнца (Sonnenuntergang). 1909 г. Холст, масло. 73x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 1999 г. за GBP 991.500 англ. фунтов.

В 1909 г. Эмиль Нольде был изгнан из старого «Берлинского Сецессиона» за экспонирование в Берлине еретической картины «Троицын день» и конфликта за лидерство с прежним председателем Максом Либерманом. В 1910 г. Нольде вместе с Максом Пехштейном, Францем Марком, Августом Макке, Василием Кандинским, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидтом-Ротлуффом и Эрнстом Кирхнером принимает участие в создании группы «Новый Сецессион» в Берлине. Новая группа собрала часть старого Берлинского Сецессиона с художниками «Моста» из Дрездена. В декабре 1911 г. Нольде был предложен в качестве нового председателя «Нового Сецессиона» против действующего Макса Пехштейна (оба ненавидели друг друга со времен «Моста» в Дрездене). Нольде выиграл выборы, но сразу после этого Пехштейн и все старые члены группы «Мост» отозвали свое членство и ушли в отставку, тем самым окончательно подтвердив конец группы «Мост». Надо сказать, что Нольде позднее отомстил Максу Пехштейну. В октябре 1933 г., с пришедшими к власти нацистами, Нольде осудил его как еврея, хотя таковым Пехштейн никогда не был.

1910 Христос с детьми. Х м 86.8 x 106.4 cm МОМА (700x581, 240Kb)
Христос с детьми. 1910 г. Холст, масло. 86,8 x 106,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
1910 Christus in Bethanien (Christ in Bethany) (1910) (564x700, 225Kb)
Христос в Вифании (Christus in Bethanien). 1910 г.
1910 Josef erzählt seine Träume, Муз Бельведер, Вена Иосиф, трактующий сны  Х м 86 x 106.5 cm (700x567, 133Kb)
Иосиф, трактующий сны (Josef erzählt seine Träume). 1910 г. Холст, масло. 86x106,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
1910 Widly Dancing Gilrs Oil on canvas, 73 x 88 cm МСИ Мюнхен (700x580, 283Kb)
Танец вокруг Золотого Тельца (Widly Dancing Gilrs). 1910 г. Холст, масло. 73x88 см.
Пинакотека современного искусства, Мюнхен.
1910 Танец вокруг Золотого Тельца Oil on canvas, 88 x 105.5 cm ЧС (700x569, 204Kb)
Танец вокруг Золотого Тельца. Эскиз. 1910 г. Холст, масло. 88x105,5 см.
Частное собрание.
1910 Дочь фараона находит младенца Моисея (700x411, 136Kb)
Нахождение Моисея (Дочь фараона находит младенца Моисея). 1910 г.
1910 Ева Х м 41 x 106 cm (268x700, 63Kb)
Ева. 1910 г. Холст, масло. Холст, масло. 106 х 41 см.
1910 Мартовский мост, Marsh Bridge Oil on canvas, 73 x 89.5 cm Муз Тиссена (700x572, 246Kb)
Мартовский мост (Marsh Bridge). 1910 г. Холст, масло. 73 x 89,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1910 Bauernhof, Oil on canvas, 73 x 88 cm Гор муз и карт гал Фленсбурга (700x576, 142Kb)
Ферма (Вauernhof). 1910 г. Холст, масло. 73 x 88 см.
Музей искусств и ремёсел, Фленсбург, Германия.
1910 Фризские дома I (700x549, 249Kb)
Фризские дома I (Friesenhäuser I). 1910 г. Холст, масло.
1910 Friesenhäuser II (Фризские дома II) Х м 65.1 x 82.5 cm.  Аук Кристис 2011 GBP 1,609,250 (700x547, 216Kb)
Фризские дома II (Friesenhäuser II). 1910 г. Холст, масло. 65,1x82,5 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2011 г. за GBP 1.609.250. англ. фунтов.

В начале 1910 г. в Гамбурге состоялась первая крупная персональная выставка Эмиля Нольде. Он знакомится и общается с гамбургскими меценатами и искусствоведами. Вернисаж проходит успешно. Затем выставка была показана в Эссене, Йене и Хагене. В феврале-марте 1910 г. Нольде живет несколько недель возле гамбургского порта и создает около 100 работ. Это и живописные работы и графические листы. Он начинает большую серию морских картин «Осеннее море» (Herbstmeer/Autumn Sea), изображая его в разных природных состояниях – буря, штиль, восход, закат, зима, лето и др., всего 21 картина в цикле. Размах и масштаб этих картин просто океанские. Мощные, порой брутальные работы художника отражают борьбу природных стихий - ветра и волн, его особое «мифологическое» мироощущение, любовь к эпосу древних германцев. Они напоминают и марины Айвазовского, и особенно поздние работы «предтечи импрессионистов» Уильяма Тёрнера.

1910 Autumn Sea 1. Х м  122 x 76 CM (700x434, 123Kb)
Осеннее море I (Autumn Sea I). 1910 г. Холст, масло. 122 х 76 см.
1910 HERBSTMEER V, 1910, © NOLDE STIFTUNG SEEBÜLL (700x559, 209Kb)
Осеннее море V (Autumn Sea V). 1910 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1910 Осеннее море VII (Autumn Sea VII) Х м 60 x 70 cm Муз Бельведер (700x600, 283Kb)
Осеннее море VII (Autumn Sea VII). 1910 г. Холст, масло. 60 x 70 см.
Галерея Бельведер, Вена.
1910 Autumn Sea IX. Mer d'automne. Hannover. Sprengel Museum. (700x565, 213Kb)
Осеннее море IX (Autumn Sea IX). 1910 г. Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
1910 Осеннее море X (700x539, 102Kb)
Осеннее море X (Autumn Sea X). 1910 г. Холст, масло. Частное собрание.
1910 Herbstmeer XI, Kunsthaus Zürich (700x537, 224Kb)
Осеннее море XI (Herbstmeer XI). 1910 г. Кунстхаус Цюриха, Швейцария.
1910 Autumn Sea XII. Х м 73 х 89 cm ЧС (700x576, 201Kb)
Осеннее море XII (Autumn Sea XII). 1910 г. Холст, масло. 73х89 см. Частное собрание.

NEW 1910 Autumn Sea XVI; Herbstmeer XVI. (700x577, 166Kb)
Осеннее море XVI (Autumn Sea XVI). 1910 г.
1910 Autumn Sea XIX Artwork (2) (700x586, 168Kb)
Осеннее море XIX (Autumn Sea XIX). 1910 г. Холст, масло. 72,5х86,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1913 Летние облака Summer Clouds Oil on canvas, 73.3 x 88.5 cm. Муз Тиссена (700x574, 164Kb)
Летние облака над морем (Summer Clouds). 1913 г. Холст, масло. 73,3x88,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1910 Binnensee, Oil on canvas, 69 x 89,5 cm Шлезвиг (700x544, 220Kb)
Озеро (Binnensee). 1910 г. Холст, масло. 69 x 89,5 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
1910 Парусник на ветру. 73х88 см. (700x580, 155Kb)
Парусник на ветру. 1910 г. Холст, масло. 73 х 88 см.
NEW 1910 Nolde in Hamburg Kunsthalle Hamburg 2 (700x558, 248Kb)
В гамбургском порту. 1910 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
NEW 1910 Hamburger Hafen, Бум акв 29.8 x 46.8 cm. КК Дек 2018,  Эстимейт $ 115,000 - 172,500 (700x448, 95Kb)
Гамбургская гавань (Hamburger Hafen). 1910 г. Бумага, акварель. 29,8x46,8 см. Картина выставлена на продажу
на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 8 декабря 2018 г. Эстимейт € 100.000 - 150.000.
NEW 1910 Kleiner Dampfer. Х м 34,5 x 28 cm. Аук Koller, 2017. CHF 372 500 Швейцария (560x700, 158Kb)
Маленький буксир (Kleiner Dampfer). 1910 г. Холст, масло. 34,5x28 cm. Картина продана
на аукционе Koller, Вена, 2017 г. за 372.500 швейцарских франков.
NEW Schlepper auf der Elbe, Х, м. Hamburger Kunsthalle, Hamburg © Nolde Stiftung Seebüll (700x574, 193Kb)
Буксир на Эльбе. 1910 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле –
Аренда у Фонда Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
NEW 1910 Судно в доке (Гамбург) (700x559, 191Kb)
NEW 1910 В Гамбургском порту (500x700, 57Kb)
В гамбургском порту. 1910 г.

1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1911-1913 гг.

1911 Автопортрет. Офорт. Муз Людоф Radierung 29 x 27 cm (562x700, 70Kb)
Автопортрет. 1911 г. Офорт. 29 х 27 см. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.

Эмиль Нольде в 1910 году пишет картины в гамбургском порту, где ему удается изобразить на бумаге свои цветные впечатления, эти наброски полны шумной кипящей жизни. Именно бурление жизни привлекало Нольде и в ресторанах, кафе, кабаре Берлина и он старался передать это в живописи. Он создает картины ночной жизни и театральные зарисовки.
Поздний период творчества художника считают его «расцветом», а по Гамбургу можно судить как о «ранних экспериментах» Нольде, если бы уже тогда, на заре карьеры, художник не демонстрировал удивительную силу и оригинальность своего видения. Его манера и буйно-красочная палитра узнаваемы уже в ранних работах. Именно в Гамбурге Нольде-художник получил и первое громкое признание критиков и публики. После Гамбурга Нольде отправляется в Голландию с целью изучения Рембрандта и Франса Хальса, а по пути заезжает в Остенде, чтобы познакомиться с Джеймсом Энсором.

1911 At the coffehouse, Nolde Foundation Seebüll. В кафе Х м ЧС 2 (700x574, 117Kb)
В кафе (At the coffeehouse). 1911 г. Холст, масло. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Party, Х, м  91.5 х 106 см. Фонд Нольде (700x601, 244Kb)
Вечеринка (Party). 1911 г. Холст, масло. 91,5х106 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 At the wine table (Am Weintisch), Х м 88.5 x 73.5 cm Муз Бельведер (580x700, 248Kb)
Рюмка вина (Am Weintisch). 1911 г. Холст, масло. 88,5 x 73,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
1911 At the Night Club, Oslo National Gallery. (581x700, 130Kb)
В ночном клубе (At the Night Club). 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
1911 At the Night Club, Oslo National Gallery. (detail) (700x464, 129Kb)
В ночном клубе (At the Night Club). Фрагмент. 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
1911 The Dance #2. National Gallery in Oslo, Norway. (410x700, 138Kb)
Танец #2 (The Dance #2). 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
1911 Певица кабаре (560x700, 51Kb)
Певица кабаре. 1911 г.
1911 Зрители в кабаре (700x581, 154Kb)
Зрители в кабаре. 1911 г.
1911 В ложе. Х м  79×69 см (615x700, 221Kb)
В ложе. 1911 г. Холст, масло. 79 х 69 см.
1911 Slovenes Х м 80 х 69.5 cm Фонд Нольде (606x700, 164Kb)
Словенцы (Slovenes). 1911 г. Холст, масло. 80 х 69,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Masks, Х м  73 x 77.5 cm Nelson-Atkins Museum of Art, Missouri, Канзас Сити (700x656, 236Kb)
Маски (Masks). 1911 г. Холст, масло. 73x77,5 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса.
Канзас Сити, штат Миссури, США.
1911 Мужчина и женщина в красной комнате (700x582, 168Kb)
Мужчина и женщина в красной комнате. 1911 г.
1910-1911 dame_und_zwei_herren_im_caf_aquarell_berlin_nolde_stiftung_seeb (521x700, 180Kb)
Дама и два господина в берлинском кафе. 1910-1911 гг. Бумага, акварель.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Летние гости на даче (Гости на каникулах) Holiday Guests, (700x595, 143Kb)
Летние гости на даче (Holiday Guests). 1911 г.
1911 Летние гости на даче (Гости на каникулах) Х м Гал Рудольфа Хофмана, Гамбург (700x601, 219Kb)
Летние гости на даче (Holiday Visitors). 1911 г. Холст, масло.
Галерея Рудольфа Хофмана, Гамбург.

1910-1912 Selbstporträt, Watercolour and pen and ink on cardboard (452x700, 92Kb)
Автопортрет. 1910-1912 гг. Картон, акварель, карандаш.

Однако главным для Эмиля Нольде остается религиозное творчество. В 1911-1912 гг. он пишет свою важнейшую работу: монументальный девятичастный полиптих «Жизнь Иисуса Христа». Он придавал огромное значение поиску и реализации новых подходов к религиозным темам: «С картин «Тайная вечеря» и «Троица» начался переход от изображения красоты внешнего облика героев к исследованию их духовных ценностей».
Нольде отмечал, что его картины на религиозные сюжеты находили понимание и отклик у «простых людей» - в Дании, на его родине, у его соседей и родственников, а, по словам художника, «порочные, лишенные простоты и естественности, привыкшие к поверхностному блеску горожане» не очень приняли их. Макс Либерман, президент Берлинского Сецессиона, отказался представить «Троицу» на выставке 1910 г. После этого Нольде занял позицию художника, работающего в одиночестве. Этому немало способствовали его несколько мизантропический характер и недоверчивое отношение к интеллигенции.

1912 Жизнь Иисуса Христа. Полиптих (700x273, 106Kb)
Жизнь Иисуса Христа. 1911-1912 гг. 9-ти частный полиптих. Холст, масло. 220 х 580 см. (!)
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Распятие (центральная часть полиптиха Жизнь Христа) (602x700, 201Kb)
Распятие. Центральная часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло. 220 х 195 см. (!)
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Helige Nacht (Holy Night) (591x700, 188Kb)
1. Святая ночь (Helige Nacht). 1-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г.
Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Der zwölfjährige Christus (The Twelve-Year Old Christ with the Doctors) (596x700, 210Kb)
2. Двенадцатилетний Христос с докторами в храме (Der zwölfjährige Christus). 2-я левая часть полиптиха
«Жизнь Иисуса Христа». 1911 г. Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Die heiligen drei Könige (The Three Magi) (1911) (596x700, 209Kb)
3. Три волхва, пришедшие к новорождённому Иисусу. 3-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа».
1911 г. Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Christus und Judas (1911) (597x700, 250Kb)
4. Христос и Иуда. 4-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1911 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Frauen am Grabe (Women at the Tomb) (592x700, 236Kb)
1. Святые женщины у могилы Христа. 1-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г.
Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Hemmelfahrt (Ascension) (1912) (589x700, 216Kb)
2. Вознесение. 2-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Auferstehung (Resurrection) (1912) (592x700, 206Kb)
3. Воскресение. 3-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1912 Der Ungläubige Tomas (Doubting Thomas) (595x700, 216Kb)
4. Фома неверующий. 4-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1911 Christus in der Unterwelt Х м.86 х 100 cm Гор ин-т и Музей Франкфурта (700x597, 175Kb)
Христос в загробном царстве (Christus in der Unterwelt). 1911 г. Холст, масло. 86х100 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея -
Художественный музей, Франкфурт-на-Майне.
1912 Die Heiligen Drei Konige (The Three Magi) (Types) (574x700, 134Kb)
Три волхва (The Three Magi). 1912 г.
1911 Schriftgelehrte, Radierung (700x637, 163Kb)
Книжники и фарисеи. 1912 г. Гравюра.
1912 Святая Мария Египетская. Триптих (700x205, 50Kb)
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Святая Мария Египетская - христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин.
Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение)
Великого поста, в Католической церкви - 3 апреля.

1912 Св.  Мария Египетская (левая часть триптиха Легенда) (2) (700x598, 232Kb)
Святая Мария Египетская среди грешников. 1912 г. Триптих «Легенда». Левая часть.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
1912 Св. Мария Египетская (Mitteltafel - Die Bekehrung (700x612, 176Kb)
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих «Легенда». Центральная часть.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
1912 Св. Мария Египетская. Смерть в пустыне - Death in the Desert, (700x606, 272Kb)
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих«Легенда». Правая часть. Смерть в пустыне.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
1912 Святая Мария Египетская (700x610, 198Kb)
Святая Мария Египетская. 1912 г. Холст, масло. Картина экспонировалась на выставке
«Дегенеративное искусство» в Германии в 1937 г.
1911 Saint in the Desert, (532x700, 197Kb)
Святой в пустыне (Saint in the Desert). 1911 г.

В 1913-1914 гг. с этнографической экспедицией, организованной Министерством колоний, Нольде по примеру Поля Гогена совершает длительное путешествие в тогда еще сохранившиеся германские владения в южных морях, на острова Океании. Чтобы добраться до Полинезии, супруги Нольде вначале поехали на поезде в Москву, оттуда на транссибирском экспрессе на Дальний Восток, а затем в Китай, Японию, Корею и Новую Гвинею. В Германию они возвращаются на пароходе через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море незадолго до начала Первой мировой войны. Из поездки Нольде привез многочисленные зарисовки и акварели из жизни аборигенов Океании. Сделанным Нольде в России работам недавно посвятили специальную выставку в Германии.

ИСТОЧНИКИ:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нольде,_Эмиль
2. Вадим Кругликов https://adindex.ru/publication/gallery/2012/11/28/95001.phtml
3. https://www.nolde-stiftung.de/ Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль.
4. https://www.the-athenaeum.org/people/detail.php?ID=1889
5. http://impressionistsgallery.co.uk/artists/Artists/mno/Nolde/1.html
6. https://artinvestment.ru/invest/painters/20130807_emil_nolde.h
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). | zarajara - Дневник zarajara | Лента друзей zarajara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»