ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ (1867-1956). ГЛАВНЫЙ ДЕГЕНЕРАТ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА. Часть I
Эмиль Нольде (1867-1956). Пророк (Prophet). 1912 г. Гравюра на дереве. 32,1х22,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Эмиль Нольде (1867-1956) – немецкий художник и гравер, один из основоположников экспрессионизма, величайший акварелист XX века. Член знаменитой дрезденской группы «Мост» (Die Brücke) и Берлинского Сецессиона. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям в живописи и картинам на религиозные сюжеты.
В начале своего поста скажу сразу, что я постараюсь особо не вдаваться в политические пристрастия Эмиля Нольде – нацист он был, или доносчик, как утверждают некоторые источники, меня не интересует. Меня интересует только его творчество, его красочная ЖИВОПИСЬ – цвет, свет, колорит и т.п., короче его картины и чем больше я их выложу, тем лучше, иногда даже в ущерб качеству репродукций. Если мы пойдем по первому пути, то можно договориться до того, что Илья Ефимович Репин, «столп русской живописи» (по выражению великого русского критика В.В. Стасова, 1824-1906), был врагом Советской власти, которую он на дух не переносил и потому уехал в эмиграцию, в свою Куоккалу. Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. А где же тогда картины Репина «Не ждали» и «Бурлаки на Волге»? Вот так. Проехали.
1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1890-1905 гг.
Эмиль Нольде (1867-1956). Фотография 1896 г.
Эмиль Нольде (настоящее имя Ханс Эмиль Хансен) родился 7 августа 1867 г. в деревне Нольде около Буркалла в Тондерне (Северный Шлезвиг) в семье крестьянина и был четвёртым, самым младшим из пяти детей. До 1920 г. эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей. Юношеские годы Эмиля прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.
В 1884 г. Нольде начал учиться резьбе по дереву на мебельной фабрике во Фленсбурге и участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В 1888 г. он едет в Мюнхен и Карлсруэ и там посещает школу прикладного искусства. В 1890 г. работает в Берлине на мебельной фабрике в качестве художника проектировшика. В 1891 г. он получает приглашение преподавать орнаментальный рисунок и моделирование при музее ремесел в Санкт-Галлене, в Швейцарии. Начиная с 1894 г. он нарисовал и издал большим тиражом серию почтовых открыток из жизни троллей под названием «Волшебные горы». Это позволило ему продолжить образование.
Эмиль Нольде. Гиганты гор (Les géants de la montagne). 1895-1896 гг.
Мифы (Das Mythen). 1895 г. Почтовая открытка.
Почтовая открытка № 21 из серии «Волшебные горы». 1895-1896 гг. Хромолитография.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Гора Маттерхорн улыбается (Das Matterhorn lädielt). 1896 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Молодая дама, монах и егерь (La jungfrau, le moine et l'eiger). 1897 г. Почтовая открытка.
Прекрасная Бернина и старина Мортераш. 1897 г. Почтовая открытка с автографом художника.
Почтовая открытка из серии «Волшебные горы». 1890-е гг. Хромолитография. 9 х 14 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Почтовая открытка № 28 из серии «Волшебные горы». 1890-е гг. Хромолитография. 9 х14 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
В 1898 г. Эмиль Нольде переезжает в Мюнхен и пытается поступить в Академию художеств, но Франц фон Штук, бывший тогда профессором Академии, отклоняет его принятие. В течение двух лет Нольде посещает мюнхенскую частную школу Фридриха Фера (1862-1927). В 1899 г. работает в колонии художников в Дахау у Адольфа Хёльцеля (Adolf Richard Hölzel,1853-1934), а осенью переезжает в Париж, где 9 месяцев занимается в знаменитой Академии Жюлиана, ходит в музеи и пристально вглядывается в полотна импрессионистов и постимпрессионистов. Он знакомится с творчеством Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена и особенно близкого ему по духу Эдварда Мунка. С картинами Тициана, Рембрандта, Гойи, Милле, Домье и Арнольда Бёклина он был знаком еще раньше по берлинским и мюнхенским музеям.
Осенью 1900 г. Нольде едет в Копенгаген, там знакомится с датской актрисой Адой Вильструп и женится на ней. В 1901 или 1902 г. он меняет фамилию на псевдоним Нольде в честь своей родной деревни, когда понял, что творчество может стать его профессией, а он сам - знаменитым художником. Он считал, что с такой фамилией он будет выделяться еще больше, потому что «Хансенов слишком много». В 1902 г. вместе с женой переезжают в Берлин, где знакомится с коллекционером Густавом Шифлером и художником Карлом Шмидтом-Ротлуффом, с которым они вместе пройдут долгий тернистый путь немецких экспрессинистов. Густав Шифлер одним из первых оценил творческий потенциал художника и поддерживал его на протяжении многих лет.
Портрет инженера и коллекционера Густава Шифлера. 1915 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
После свадьбы молодожены Нольде живут сначала в Берлине, летние месяцы проводят на датском острове Альзен (по датски Альс). Осенью они переезжают в Фленсбург. А зимой они снова живут в Берлине. С переездом в Берлин в творчестве Нольде появляется новая тема - ночная жизнь города, с которой он не соприкасался раньше, но начал постигать благодаря своей жене-актрисе и ее многочисленным знакомым из берлинской богемы. Финансовая потребность велика. Во время пребывания на острове Альзене Нольде пишет, среди прочего, знаменитую картину «Весна в комнате» (1904 г.). После осложнений со здоровьем Ады, друзья позволяют паре в 1904-1905 гг. провести шесть месяцев в Италии. Осенью 1905 г. Нольде издает офорты «Фантазии».
Автопортрет. 1899 г.
Люмпены (Lumpen, по-нашему бомжи). 1898 г. Офорт.
Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Натюрморт с черепом (Totenschädel Stilleben). 1899 г.
Парижская модель (Parisian Model). 1900 г. Холст, масло. 99,5х81 см.
Частное собрание.
Христос в Эммаусе. 1904 г. Копия с алтаря Собора в Олстропе, близ Рингкёбинга,
Дания. Холст, масло. 86x92 см.
Христос исцеляет больного (Christ Healing the Sick). 1900 г. Бумага, сепия.
Фарисеи (Pharisees). 1900 г. Холст, масло.
Сплетни. Рисунок 2 из альбома «Фантазии» (Klatsch, plate 2 from the portfolio Phantasien (Fantasies).
1905 г. Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
Два дьявола (Deux Diables). Рисунок из альбома «Фантазии». 1906 г.
Фигурка Кавайка'а Качина из Северной Америки. Рисунок Эмиля Нольде
в Этнологическом музее Берлина. 1901 г.
Пшеничное поле (Wheat Field). 1900 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Легкое морское настроение (Light Sea Mood). 1901 г.
Рыбаки (Die Fischer). 1901 г. Холст, мост. 64,8x82,5 см. Частное собрание.
Пастор Вильструп и г-жа N. (Probst Vilstrup und Frau N). 1902 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Летний вечер (Summer Afternoon). 1903 г. Холст, масло. 72,5x87,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Двое на морском берегу. 1903 г. Холст, масло. 73 х 88 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Урожайный день (Harvest Day). 1904 г. Холст, масло. 73х92 см. Частное собрание.
Молочницы I (Melkmädchen I, по нашему Доярки). 1903 г.
Весна в комнате. 1904 г. Холст, масло.
Синее настроение (Blaue Stimmung). 1904 г.
Монастырь на горе Этна (A Cloister at the Mountain Etna). 1905 г.
Театр в Таормине и гора Этна (Taormina Theater and Mount Etna). 1905 г.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1906-1910 гг.
Эмиль Нольде. Автопортрет в широкополой шляпе. 1905-1906 гг.
«Ну, уважаемый господин Нольде, думайте как хотите и что хотите, но настоящим мы желаем принести Вам благодарность за Ваши цветовые бури. Преданная Вам и почитающая Вас группа художников «Мост». По поручению: Карл Шмидт-Ротлуфф 4 февраля 1906 г.» Так заканчивается послание, которым группа художников приглашает Эмиля Нольде к присоединению.
В феврале 1906 г. Эмиль Нольде вступает в члены дрезденской группы «Мост» (Die Brьcke) и там лично знакомится с Эдвардом Мунком. Группу «Мост» в 1905 г. организовали четыре молодых студента, изучающих архитектуру в Технической школе Дрездена Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф, будущие ведущие корифеи немецкого экспрессионизма.
Немецкий экспрессионизм - направление в литературе и искусстве 1-й четверти ХХ века, провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии. Группа «Мост» бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
С точки зрения группы «Мост», главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 году даёт название «Экспрессионизм» (от фр.expression — выражение), и которое объединяло вначале в том числе и кубизм, и футуризм. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству немецких художников средневековья Маттиаса Грюневальда и Альбрехта Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примыкали кроме Эмиля Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер.
А пока Нольде пишет лирические пейзажи в духе французского фовизма, которого он вдоволь насмотрелся в Париже, и даже в некотором роде ближе к раннему импрессионизму Клода Моне и Альфреда Сислея, от которого экспрессионисты хотели избавиться.
Портрет художника Карла Шмидта-Ротлуффа (Painter Schmidt-Rottluff). 1906 г.
Дама за туалетным столиком (Frau am kleinen Tisch). 1906 г. Холст, масло. 55х55,5 см.
Картина продана на аукционе Sotheby's 12 ноября 2018 г. за $ 1.275.000 USD.
Читающая дама в цветнике (Lesende Dame). 1906 г. Холст, масло. 69x56 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
Желтый цветущий кустарник (Yellow Flowering Shrub). 1906 г.
Красные цветы (Red Flowers). 1906 г. Холст, масло. 52,4x55,8 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Свежий день на море (Frischer Tag am Meere). 1906 г. Холст, масло. 64,7x83,5 см.
Картина продана на аукционе Сhristie's в 2012 г. за GBP 1.385.250 англ. фунтов.
Купальная кабинка (Bath House). 1906 г. Холст, масло.
Автопортрет с трубкой. 1907 г. Литография.
В конце 1907 г. Эмиль Нольде покидает группу «Мост» по неизвестным причинам. Или он ушел сам по своей воле или его исключили решением коллектива. Науке это неизвестно. Во всяком случае заявление об увольнении по собственному желанию в отделе кадров он не писал. Известно, правда, что он оставался в тесной связи с участниками «Моста» и в 1910 г. вместе с ними вступил в Новый Сецессион в Берлине. Будучи намного старше Кирхнера, Хеккеля и Шмидт-Роттлуффа, он был к этому времени в своем искусстве более независимым, чем они. Его выразительный, созданный уверенной рукой рисунок, не мог не произвести большого впечатления на них. В то время они только стремились к овладению такой стихийной формой, такой одухотворенностью. В 1908 г. он предпринимает поездки по Германии в Зост, Хаген, Дрезден и Гамбург. В этом же году он посещает своего друга Ганса Фера в Коспеде недалеко от Йены, где открывает для себя технику акварельной живописи. И в дальнейшем Нольде значительно превосходил «мостовцев» в акварели, в своей излюбленной технике. А Ганс Фера в 1957 г. выпустит книгу воспоминаний о Нольде (Hans Fehr. Emil Nolde. Köln, 1957).
До 1909 года Нольде в неповторимой свободной манере пишет многочисленные портреты, пейзажи, цветники. Своей задачей в этот период он видит «внести новые тона в природу, проецируя на нее свою эмоциональную и духовную жизнь». Напряженная сосредоточенность на цвете, широкие, пастозные мазки, которыми он распределяет цветовые пятна по поверхности холста, указывают на неослабевающую увлеченность Нольде Ван Гогом, но со временем значение линии и композиции сводится к минимуму, цвет начинает безраздельно главенствовать в работе и уводит художника и зрителя от конкретики сюжета картины в мир беспредметности: «Желтым можно писать счастье, а также боль. Есть цвет огненно-красный, кроваво-красный, есть просто цвет красной розы... Любая краска заключает в себе душу и делает мою душу возбужденной счастливой или поверженной» -
писал Нольде в своих «Заметках на полях» в 1940-е гг.).
Курильщица сигарет. 1907 г. Холст, масло. 65 x 82 см.
Магический свет (The Magic Light). 1907 г.
Сад у Бурхарда (Buchards Garden). 1907 г.
Цветущий сад. Женщина у клумбы. 1907 г. Холст, масло. 73,5x88 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Цветущий сад (The Flower Garden). 1900-е гг.
Трактир близ Йены. 1907 г. Холст, масло. 51 x 62,5 см.
Художественная галерея (Кунстхалле), Киль, Германия.
Красные и желтые розы (Rote und gelbe Rosen). 1907 г. Холст, масло. 64х82 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Гладиолусы (Gladioli). 1907 г.
Цветущий сад (Blumengarten). 1907 г. Частное собрание.
Фиолетовые цветы (Violette Blumen). 1907 г. Холст, масло. 63,2x78,4 см. Частное собрание.
Зимний пейзаж в Йене (Winter Landscape, Jena). 1907 г.
Зима (Winter). 1907 г. Холст, масло. 73х88 см. Музей Густава Любке, Хамм, Германия.
Ивы в снегу (Willows in Snow). 1907-1908 гг. Бумага, акварель.
Девушка на коленях (Kniendes Mädchen). 1907 г. Рисунок.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
Обнаженная с поднятыми руками. 1908 г. Литография.
Автопортрет (Selbstporträt). 1908 г. Рисунок. 30,6 x 23,8 см.
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
Девушка в саду. 1908 г. Холст, масло. 39х36 см. Частное собрание.
Беседа в саду (Conversation in the Garden). 1908 г. Холст, масло.
Цветущий сад с тремя фигурами (Flower Garden with three Figures). 1908 г.
Частное собрание.
Цветущий сад. Мужчина и женщина (Flower Garden, Man and Woman). 1908 г.
Цветущий сад (Blumengarten). 1908 г. Холст, масло. 73x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 1999 г. за GBP 606.500 англ. фунтов.
Цветущий сад с двумя женскими фигурами (Flower Garden with two Female Figures). 1908 г.
Цветущая сирень. 1908 г. Холст, масло. 65x83,5 см. Картина продана
на аукционе Christie’s в 1998 г. за GBP 353.500 англ. фунтов.
Цветущий сад. Дама в белом платье (Flower Garden. Woman in White Dress). 1908 г.
Цветущий сад (Flower Garden). 1908 г. Холст, масло. 65 x 83 см.
Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.
Цветущий сад. Дама на коленях в шляпе (Flower Garden, Kneeling Woman With Hat. 1908 г.
Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Женщина в цветущем саду с маками (Blumengarten, Frau und Mohn). 1909 г. Холст, масло.65,5x83 см.
Картина продана на аукционе Christie's, 2006 г. за GBP 792.000 англ. фунтов.
Цветник. Анютины глазки (Pansies). 1908 г. Холст, масло. 73,5х89,5 см. Картина продана
на аукционе Sotheby's, 2006 г. за GBP 1.912.000 англ. фунтов.
Синие анютины глазки (Blaue Stiefmütterchen). 1908 г. Холст, масло. 33,5x43,9 см.
Частное собрание.
Цветущий сад (без фигур) (Blumengarten, ohne Figur). 1908 г.
Белые стволы. 1908 г. Холст, масло. Музей группы «Мост», Берлин.
Эмиль Нольде. Фотография 1900-х гг.
В 1909 г. Эмиль Нольде создает свою первую серию религиозных картин в небольшой рыбацкой деревушке Руттебюль близ Северного моря («Тайная вечеря», «Троица» и «Осмеяние Христа»). Картины вызвали небывалый скандал из-за свободной трактовки сюжетов. В то время они подвергались суровой критике, что глубоко ранило и возмущало художника. Интересно описание им процесса работы над этими картинами в автобиографии. Он начинает с того, что его перестали удовлетворять «имитация и копирование природных явлений», захватило неодолимое стремление заглянуть внутрь, сквозь внешние покровы: «Я тер и царапал бумагу до дыр, пытаясь выразить что-то еще, нечто глубинное, и уловить самую суть вещей». Затем художник тяжело заболел, выпив несвежей воды. Сосед даже зашел спросить, не умер ли он уже. Едва оправившись от болезни, Нольде снова принимается за работу, рисуя Христа и двенадцать апостолов.
Этот период в автобиографии Нольде передан в религиозном (типичном для экспрессионизма) духе. Чувствуется инстинктивно-интуитивное восприятие творчества, экзальтированно-высокое описание процесса работы и одержимость ею: «Неосознанно я следовал непреодолимому желанию изобразить на холсте глубокую духовность, религиозные сюжеты, страстную веру. Делал и прежде наброски апостолов и Христа. Стоял перед холстом в неизъяснимом волнении…Намеревался изобразить самое таинственное, главное и важное для христианской религии событие! Христос с преображенным лицом, исполненным святости и самоуглубленности, по сторонам от него и перед ним ученики, глубоко потрясенные. Я рисовал и не мог остановиться, не различая дня и ночи, не понимая, человек я или только живописец. Засыпая, видел перед собой эту картину, она была рядом, пока с спал, просыпаясь, я снова видел ее перед собой. Рисуя, я чувствовал себя счастливым. Наконец, картина была закончена»
(«Тайная вечеря», 1909 г.).
Тайная вечеря. 1909 г. Холст, масло. 86 х 108 см.
Государственный музей искусств Дании, Копенгаген.
Осмеяние Христа. 1909 г. Холст, масло. 86х106,5 см. Музей группы «Мост», Берлин.
Следующим произведением Нольде была картина «Осмеяние Христа» (1909 г.). Затем, как писал художник, он «погрузился в таинственные глубины человеческого и божественного». Он создал картину «Троица» или «Троицын день» (Сошествие Св. Духа, 1909 г.), из-за которой тоже разгорелся сыр-бор. 1919 г. влиятельный критик Густав Хартлауб опубликовал книгу «Искусство и религия», один из разделов которой назывался «Очерк о возможности нового религиозного искусства». Автор пишет: «На первый взгляд у Нольде ученики Христа предстают как буйные, говорливые уродцы в состоянии ужаснейшей одержимости, затем зритель вдруг обнаруживает, что они напоминают моряков с севера Германии и одновременно наделены высочайшими духовными качествами». Эти картины открывают длившийся несколько лет период, когда Нольде выбирал сюжеты в основном из Ветхого и Нового Заветов.
Троица (Троицын день, или Сошествие Святого Духа). 1909 г. Холст, масло. 87x107 см.
Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея, Берлин.
Свободный дух. 1906 г. Холст, масло. 69 х 89 см.
Распятие. Надежда (Crucifixion - Hope). 1909 г. Холст, масло. 86 x 107 см.
Местонахождение неизвестно.
Распятие (Crucifixion). 1909 г. Холст, масло. 107 х 86 см.
Местонахождение неизвестно.
Лес (Walde). 1909г. Холст, масло. Галерея Альбертина, Вена.
Лесная тропинка (Forest Path). 1909 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Охотничий домик на острове Альзен (Hunting Lodge at Alsem). 1909 г.
Закат солнца (Sonnenuntergang). 1909 г. Холст, масло. 73x88 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 1999 г. за GBP 991.500 англ. фунтов.
В 1909 г. Эмиль Нольде был изгнан из старого «Берлинского Сецессиона» за экспонирование в Берлине еретической картины «Троицын день» и конфликта за лидерство с прежним председателем Максом Либерманом. В 1910 г. Нольде вместе с Максом Пехштейном, Францем Марком, Августом Макке, Василием Кандинским, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидтом-Ротлуффом и Эрнстом Кирхнером принимает участие в создании группы «Новый Сецессион» в Берлине. Новая группа собрала часть старого Берлинского Сецессиона с художниками «Моста» из Дрездена. В декабре 1911 г. Нольде был предложен в качестве нового председателя «Нового Сецессиона» против действующего Макса Пехштейна (оба ненавидели друг друга со времен «Моста» в Дрездене). Нольде выиграл выборы, но сразу после этого Пехштейн и все старые члены группы «Мост» отозвали свое членство и ушли в отставку, тем самым окончательно подтвердив конец группы «Мост». Надо сказать, что Нольде позднее отомстил Максу Пехштейну. В октябре 1933 г., с пришедшими к власти нацистами, Нольде осудил его как еврея, хотя таковым Пехштейн никогда не был.
Христос с детьми. 1910 г. Холст, масло. 86,8 x 106,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Христос в Вифании (Christus in Bethanien). 1910 г.
Иосиф, трактующий сны (Josef erzählt seine Träume). 1910 г. Холст, масло. 86x106,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Танец вокруг Золотого Тельца (Widly Dancing Gilrs). 1910 г. Холст, масло. 73x88 см.
Пинакотека современного искусства, Мюнхен.
Танец вокруг Золотого Тельца. Эскиз. 1910 г. Холст, масло. 88x105,5 см.
Частное собрание.
Нахождение Моисея (Дочь фараона находит младенца Моисея). 1910 г.
Ева. 1910 г. Холст, масло. Холст, масло. 106 х 41 см.
Мартовский мост (Marsh Bridge). 1910 г. Холст, масло. 73 x 89,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Ферма (Вauernhof). 1910 г. Холст, масло. 73 x 88 см.
Музей искусств и ремёсел, Фленсбург, Германия.
Фризские дома I (Friesenhäuser I). 1910 г. Холст, масло.
Фризские дома II (Friesenhäuser II). 1910 г. Холст, масло. 65,1x82,5 см. Картина продана
на аукционе Christie's в 2011 г. за GBP 1.609.250. англ. фунтов.
В начале 1910 г. в Гамбурге состоялась первая крупная персональная выставка Эмиля Нольде. Он знакомится и общается с гамбургскими меценатами и искусствоведами. Вернисаж проходит успешно. Затем выставка была показана в Эссене, Йене и Хагене. В феврале-марте 1910 г. Нольде живет несколько недель возле гамбургского порта и создает около 100 работ. Это и живописные работы и графические листы. Он начинает большую серию морских картин «Осеннее море» (Herbstmeer/Autumn Sea), изображая его в разных природных состояниях – буря, штиль, восход, закат, зима, лето и др., всего 21 картина в цикле. Размах и масштаб этих картин просто океанские. Мощные, порой брутальные работы художника отражают борьбу природных стихий - ветра и волн, его особое «мифологическое» мироощущение, любовь к эпосу древних германцев. Они напоминают и марины Айвазовского, и особенно поздние работы «предтечи импрессионистов» Уильяма Тёрнера.
Осеннее море I (Autumn Sea I). 1910 г. Холст, масло. 122 х 76 см.
Осеннее море V (Autumn Sea V). 1910 г. Холст, масло.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Осеннее море VII (Autumn Sea VII). 1910 г. Холст, масло. 60 x 70 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Осеннее море IX (Autumn Sea IX). 1910 г. Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия.
Осеннее море X (Autumn Sea X). 1910 г. Холст, масло. Частное собрание.
Осеннее море XI (Herbstmeer XI). 1910 г. Кунстхаус Цюриха, Швейцария.
Осеннее море XII (Autumn Sea XII). 1910 г. Холст, масло. 73х89 см. Частное собрание.
Осеннее море XVI (Autumn Sea XVI). 1910 г.
Осеннее море XIX (Autumn Sea XIX). 1910 г. Холст, масло. 72,5х86,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Летние облака над морем (Summer Clouds). 1913 г. Холст, масло. 73,3x88,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Озеро (Binnensee). 1910 г. Холст, масло. 69 x 89,5 см.
Городской музей Шлезвига, Германия.
Парусник на ветру. 1910 г. Холст, масло. 73 х 88 см.
В гамбургском порту. 1910 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Гамбургская гавань (Hamburger Hafen). 1910 г. Бумага, акварель. 29,8x46,8 см. Картина выставлена на продажу
на аукционе Ketterer Kunst в Мюнхене, 8 декабря 2018 г. Эстимейт € 100.000 - 150.000.
Маленький буксир (Kleiner Dampfer). 1910 г. Холст, масло. 34,5x28 cm. Картина продана
на аукционе Koller, Вена, 2017 г. за 372.500 швейцарских франков.
Буксир на Эльбе. 1910 г. Холст, масло. Гамбургский Кунстхалле –
Аренда у Фонда Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
В гамбургском порту. 1910 г.
1. ТВОРЧЕСТВО ЭМИЛЯ НОЛЬДЕ 1911-1913 гг.
Автопортрет. 1911 г. Офорт. 29 х 27 см. Галерея Людорфф, Дюссельдорф, Германия.
Эмиль Нольде в 1910 году пишет картины в гамбургском порту, где ему удается изобразить на бумаге свои цветные впечатления, эти наброски полны шумной кипящей жизни. Именно бурление жизни привлекало Нольде и в ресторанах, кафе, кабаре Берлина и он старался передать это в живописи. Он создает картины ночной жизни и театральные зарисовки.
Поздний период творчества художника считают его «расцветом», а по Гамбургу можно судить как о «ранних экспериментах» Нольде, если бы уже тогда, на заре карьеры, художник не демонстрировал удивительную силу и оригинальность своего видения. Его манера и буйно-красочная палитра узнаваемы уже в ранних работах. Именно в Гамбурге Нольде-художник получил и первое громкое признание критиков и публики. После Гамбурга Нольде отправляется в Голландию с целью изучения Рембрандта и Франса Хальса, а по пути заезжает в Остенде, чтобы познакомиться с Джеймсом Энсором.
В кафе (At the coffeehouse). 1911 г. Холст, масло. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Вечеринка (Party). 1911 г. Холст, масло. 91,5х106 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Рюмка вина (Am Weintisch). 1911 г. Холст, масло. 88,5 x 73,5 см.
Галерея Бельведер, Вена.
В ночном клубе (At the Night Club). 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
В ночном клубе (At the Night Club). Фрагмент. 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
Танец #2 (The Dance #2). 1911 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия.
Певица кабаре. 1911 г.
Зрители в кабаре. 1911 г.
В ложе. 1911 г. Холст, масло. 79 х 69 см.
Словенцы (Slovenes). 1911 г. Холст, масло. 80 х 69,5 см.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Маски (Masks). 1911 г. Холст, масло. 73x77,5 см. Музей искусств Нельсона-Аткинса.
Канзас Сити, штат Миссури, США.
Мужчина и женщина в красной комнате. 1911 г.
Дама и два господина в берлинском кафе. 1910-1911 гг. Бумага, акварель.
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Летние гости на даче (Holiday Guests). 1911 г.
Летние гости на даче (Holiday Visitors). 1911 г. Холст, масло.
Галерея Рудольфа Хофмана, Гамбург.
Автопортрет. 1910-1912 гг. Картон, акварель, карандаш.
Однако главным для Эмиля Нольде остается религиозное творчество. В 1911-1912 гг. он пишет свою важнейшую работу: монументальный девятичастный полиптих «Жизнь Иисуса Христа». Он придавал огромное значение поиску и реализации новых подходов к религиозным темам: «С картин «Тайная вечеря» и «Троица» начался переход от изображения красоты внешнего облика героев к исследованию их духовных ценностей».
Нольде отмечал, что его картины на религиозные сюжеты находили понимание и отклик у «простых людей» - в Дании, на его родине, у его соседей и родственников, а, по словам художника, «порочные, лишенные простоты и естественности, привыкшие к поверхностному блеску горожане» не очень приняли их. Макс Либерман, президент Берлинского Сецессиона, отказался представить «Троицу» на выставке 1910 г. После этого Нольде занял позицию художника, работающего в одиночестве. Этому немало способствовали его несколько мизантропический характер и недоверчивое отношение к интеллигенции.
Жизнь Иисуса Христа. 1911-1912 гг. 9-ти частный полиптих. Холст, масло. 220 х 580 см. (!)
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Распятие. Центральная часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло. 220 х 195 см. (!)
Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1. Святая ночь (Helige Nacht). 1-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г.
Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
2. Двенадцатилетний Христос с докторами в храме (Der zwölfjährige Christus). 2-я левая часть полиптиха
«Жизнь Иисуса Христа». 1911 г. Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
3. Три волхва, пришедшие к новорождённому Иисусу. 3-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа».
1911 г. Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
4. Христос и Иуда. 4-я левая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1911 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
1. Святые женщины у могилы Христа. 1-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г.
Холст, масло. 110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
2. Вознесение. 2-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
3. Воскресение. 3-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
4. Фома неверующий. 4-я правая часть полиптиха «Жизнь Иисуса Христа». 1912 г. Холст, масло.
110х86 см. Фонд Ады и Эмиля Нольде, Зеебюль, Германия.
Христос в загробном царстве (Christus in der Unterwelt). 1911 г. Холст, масло. 86х100 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея -
Художественный музей, Франкфурт-на-Майне.
Три волхва (The Three Magi). 1912 г.
Книжники и фарисеи. 1912 г. Гравюра.
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Святая Мария Египетская - христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин.
Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение)
Великого поста, в Католической церкви - 3 апреля.
Святая Мария Египетская среди грешников. 1912 г. Триптих «Легенда». Левая часть.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих «Легенда». Центральная часть.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Святая Мария Египетская. 1912 г. Триптих«Легенда». Правая часть. Смерть в пустыне.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Святая Мария Египетская. 1912 г. Холст, масло. Картина экспонировалась на выставке
«Дегенеративное искусство» в Германии в 1937 г.
Святой в пустыне (Saint in the Desert). 1911 г.
В 1913-1914 гг. с этнографической экспедицией, организованной Министерством колоний, Нольде по примеру Поля Гогена совершает длительное путешествие в тогда еще сохранившиеся германские владения в южных морях, на острова Океании. Чтобы добраться до Полинезии, супруги Нольде вначале поехали на поезде в Москву, оттуда на транссибирском экспрессе на Дальний Восток, а затем в Китай, Японию, Корею и Новую Гвинею. В Германию они возвращаются на пароходе через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море незадолго до начала Первой мировой войны. Из поездки Нольде привез многочисленные зарисовки и акварели из жизни аборигенов Океании. Сделанным Нольде в России работам недавно посвятили специальную выставку в Германии.