Фигерас — родной город Сальвадора Дали. В городском театре Фигераса он впервые выставлял свои картины. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой "сюрреалистический объект". В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до смерти в 1989.
[показать]
Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.
[показать]
Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена.
Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.
[показать]
Cadillac Convertible 1941 года.
[показать]
Женщина — "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.
[показать]
Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.
[показать]
Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты.
[показать]
В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.
[показать]
Там сидят манекены — водитель и два пассажира, обвитые плющом.
[показать]
Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси".
Через боковую дверь заходим в здание и попадаем в узкие коридоры:
[показать]
Графика Дали.
[показать]
Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.
[показать]
Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.
Инсталляции:
[показать]
Крокодил с лампой и нечто с костылём.
[показать]
"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".
[показать]
"Венера Милосская с ящиками".
Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.
[показать]
Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.
[показать]
"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве — правее на заднем плане.
[показать]
Зал "Дали д’Ор" с коллекцией ювелирных изделий.
[показать]
Птица с портретом на голове.
Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:
[показать]
[показать]
Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:
[показать]
[показать]
Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).
[показать]
Ники Самофракийские.
Ранние картины, почти семейный альбом:
[показать]
"Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).
[показать]
"Фигура со спины" (1925).
[показать]
"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.
[показать]
"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).
Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну:
[показать]
Сюрреалистические копии фресок Рафаэля — слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре.
[показать]
На потолке — золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.
[показать]
"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941).
Выходим на бывшую сцену театра:
[показать]
Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).
трансформируется обратно:
[показать]
[показать]
Вид на внутренний двор.
Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).
[показать]
Экскурсия.
[показать]
Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.
[показать]
Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне.
[показать]
В стекле есть дверь, можно выйти под дождь к "Дождливому такси".
Люди по-европейски спокойно располагаются на полу. А некоторые, не замечая, даже на могильной плите в центре сцены:
[показать]
[показать]
Античный бог, осьминог, носорог.
[показать]
Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.
[показать]
Зал сокровищ.
[показать]
"Натюрморт" (1924).
[показать]
"Фигуры, лежащие на песке" (1926).
[показать]
"Галарина" (1945).
Основной сюжет творчества Сальвадора Дали — его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.
Удивительно некрасивая женщина.
[показать]
"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Зал Мэй Уэст:
[показать]
Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст — это американская актриса).
[показать]
"Рай" в голове Мэй Уэст.
[показать]
Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.
[показать]
"Оторинологическая голова Венеры" (1964).
[показать]
Маска со шляпой с встроенными ящиками.
[показать]
Лицо: губы — диван, нос — камин, глаза — картины с видами Парижа.
[показать]
К потолку прибита ванная комната.
[показать]
Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом.
[показать]
Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра — именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:
[показать]
Сохранились оригинальные барельефы.
[показать]
Роспись на потолке.
[показать]
Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы.
[показать]
Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).
[показать]
Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.
[показать]
Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.
Фигуры из камней художника Антони Пичота:
[показать]
[показать]
"Аллегория памяти" (1979).
[показать]
Вид во двор на лодку с третьего этажа.
[показать]
Вход в зал Антони Пичота.
Зал шедевров:
[показать]
"Святой Апостол Павел" Эль Греко.
[показать]
Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит).
[показать]
"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро.
[показать]
Картина в шикарной раме.
[показать]
"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).
Зал Поэзия Америки:
[показать]
"Поэзия Америки" (1943).
Зал Темпьетто Браманте:
[показать]
Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.
[показать]
Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.
Зал оптических и стереоскопических эффектов:
[показать]
Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).
Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.
[показать]
"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).
[показать]
Зал оптических иллюзий.
[показать]
Зал Если уж падает, так падает.
Последняя картина, около которой я стоял особенно долго теряя последние связи с реальностью:
[показать]
"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
[показать]
После двух часов хождения по музею мы попадаем в заключительный зал — тут никаких инсталляций, загадок и подвохов, это сувенирный магазин.
[показать]
С квадратной головой от увиденного идём на выход.
(Если вдруг кому надо — тут есть план-схема музея)
[показать]
Напротив театра-музея находится церковь св. Петра, в которой Дали был крещён. У входа в церковь тусуется местный сумасшедший.
Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом:
[показать]
Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).
В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:
[показать]
[показать]
Инсталляция на стене церкви.
[показать]
Колокольня.
[показать]
Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.
Идём к машине, которая у нас была припаркована в паре кварталов от театра-музея.
[показать]
Обычные жилые дома после просмотренной экспозиции кажутся полными скрытых смыслов и художественных образов в переплетеньях труб.
[показать]
Пышная растительность и ненастоящие аисты.
[показать]
Наша бесплатная парковка.