ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА
Король Эдуард VII, в честь которого назван период, правил Англией только лишь 9 лет, нo стиль ювелирных изделий, известных, как "Эдвардианские", оставался в моде примерно между 1890 - 1920 годами.
Эдвардианская епоха ещё известна, как «Belle Epoch», названная так за элегантный стиль жизни короля Эдуарда и королевы Александры, ставшим предметом подражания y высшего общества многих стран мира, для кого драгоценности являлись неотъемлемой частью дресc-кода. Хотя первенство в стиле Эдвардианского периода присвоено английской королевской чете, но известные французские ювелирные фирмы тоже оказали существенное влияние на стиль дизайна драгоценностей.
Cartier. Колье из платины с бриллиантами.
В отличие от других стилей ювелирного дизайна времён короля Едуарда, таких, как «Arts and Crafts» и «Art Nouveau», дpагоценности Эдвардианского периода были неброскими и женственными.
Колье. Платина и бриллианты с грушеобразным бриллиантом (pear shape) - подвеской.
Отличительной чертой изделий Эдвардианской эпохи явилось начало использования платины - металла, позволяющего создавать сложные конструкции. Благодяря твёрдости платины, в сравнении с золотом, эти ювелирные изделия были деликатными, внешне похожими на настоящие кружева.
Cartier. Платиновая брошь «Кружевной бант» с бриллиантами. Платиновая пряжка с бриллиантами.
В период конца Викторианской эпохи и начала Эдвардианской, оправы в драгоценностях с бриллиантами и другими камнями, в отличие от оправ с камнями старой огранки, были деликатными и воздушными. В ювелирных изделиях Эдвардианского периода, в основном использовались бриллианты и это способствовало развитию новых технологий в огранке алмазов, что привело к созданию таких форм огранки, как «marquise», «emerald cut» и «baguette» - «маркиз», «изумрудная» огранка (название огранки, не путать с камнем изумрудом, пр. М.Р.) и «багеты», а бриллианты «бриолеты» (briolette), так же как и «маркизы» и «изумруды», часто использовались в бриллиантовых серьгах и ожерельях Lavalier (ожерелье названо именем Луизы де Валлиер (Louise de La Valliere), любовницы французского короля Луи ХIV, и смволизирует собой чувство долга, любовь и преданность. Сегодня - это буквы-инициалы имени, общества или учебного заведения, на цепочке, пр. М.Р.).
Королева Александра. Король Едуард и королева Александра
Помимо алмазов, натурального жемчуга и таких камней, как аметисты, перидоты (одни из самых любимых королевской четой), в драгоценностях часто использовались синие сапфиры, аквамарины, александриты и рубины.
Золото, серебро , перидот, бриллианты. Звёздный сапфир (Star Sapphire) в платине с бриллиантами. Фаберже. Колчан со стрелами. Золото, серебро , аквамарин, бриллианты. 1899 - 1908 гг.
Эдуард был беззаботным, легкомысленным и любил роскошь - абсолютная противоположность своей матери, королевы Виктории. Будучи еще принцем Уэльским, был печально известен своим неравнодушием к женщинам. Ему приписывают роман с великой Сарой Бернар. Король Эдуард был кaртёжником, а так же увлекался скачками и потому подковы стали популярным мотивом в ювелирных изделиях Эдвардианского периода.
Брошка в виде подковы. 14к золото, эмаль Ниелло (Niello), жемчужинки-семена (seed pearls).
В Belle Epoch были популярны мотивы, как листья клевера, звезды, сердца, банты, гирлянды и цветы. Филигранные детали почёркивали женственность в драгоценностях.
Брошь. Платина, бриллианты. Листик клевера. Золото, бриллианты, жемчуг и гранат - демантоид.
Пряжка. Платина, золото, бриллианты и подвеска - грушеобразный бриллиант (pear shape).
Колье в стиле Сотуар (Sautoir), Hеглиже (négligeé) и гирлянд, так же были популярны в период эпохи короля Эдуарда. Ожерельем Сотуар называют удлинённое ожерелье, заканчивающееся кисточкой или кулоном. Колье négligeé состоит из двух кулонов на цепочках неравной длины, перехваченными драгоценным камнем или пряжкой.
Ожерелье «Гирлянда» - Garland (Cartier утверждают, что являются его создателем) относится к нео-классическому стилю (Neo-Classical) и к стилю похожему на рококо (Rococo) - дизайны с нежными цветочнымы, лиственными и кружевными узорами, выполненными из бриллиантов и платины.
Cartier . Корсажи. Бриллианты в платине
Большой популярностью пользвалось колье "Ошейник" - несколько рядов мелкого жемчуга впереди перехваченное бляшкой ажурной работы из платины с бриллиантами. Ошейник был одним из любимых у дамы короля Эдуарда, королевы Александры, так как елегантно прикрывало шрам на её шее. От себя хочу заметить, что и сегодня такие ошейники, (уже не обязательно из платины, можно и просто в бижутерии) очень популярны, так как ими можно элегантно прикрыть предательские морщинки на шеe.
Кольца в Эдвардианском стиле отличаются ажурными оправами, усыпанными бриллиантами иногда с жемчужиной в центре, окружённой рядом бриллиантов. Более крупные кольца были удлинённой формы, открытой ажурной работы, усыпанные мириадами бриллиантов и цветных камней и закрывали всю нижнюю фалангу пальца, от косточки до косточки .
Платина, золото, рубины, бриллиант в центре - огранки «маркиз». Платина, бриллианты. Кольцо «Комета». Золото, платина, бриллианты, рубины.
Cartier. Платина, бриллианты. Платина, бриллианты, аквамарины-бриолеты, жемчужинки-семена, сапфиры.
Эдвардианские броши своей ажурностью выглядят воздушными кружевами, где использованы полупрозрачные камни, как, например, лунный камень.
Millegraining - новый декоративный метод обработки металла стал возможным благодаря использованию платины в драгоценностях Эдвардианского периода и характеризуется крошечными шариками или рубцами вдоль кромки оправы камня, что придаёт изделию нежный и лёгкий вид.
Трепещущая (тremblant - дрожащая при прикосновении) бабочка. Платина, бриллианты. 1910 г.
K концу 19 векa женщины, под влиянием короля Эдуарда и королевы Александры, приветствовали свежий стиль в моде. Эти монархи-модники подняли английское общество на новый уровень, где изысканность вкуса имела первостепенное значение! Женственность и очарование украсили ежедневный женский утончёный силуэт.
С приходом в мир лампочки (лампы накаливания) в 1870 году, бриллианты надевались в массе, дабы захватить и удержать в них сверкание света. Cartier, Tiffany, Boucheron, Faberge и Mauboussin ответили на это востребование сочетания бриллиантов и деликатности.
Ювелирные изделия из филлигранно кованной платины с бриллиантами стали дополнением к декольтированным платьям бледных оттенков, богато украшенныx кружевами, вышивкой и бахромой.
Как и в близкие нам 1990-e года, эпоха короля Эдуарда была периодом «белых» драгоценностей. Платина стала излюбленным металлом для ювелирных изделий с бриллиантами. Пожалуй самой отличительной чертой, отделявшей драгоценности эдвардианской эпохи от других ювелирных изделий того времени, была мастерски применяемая техника «остриё ножа», позволявшая вставлять современные тогда бриллианты, бриллианты с огранкой «роза», грушевидной формы (pear shape), «маркизы» и «бриолеты» в замысловатые ажурно вырезанные открытые оправы, в которых бриллианты словно плавали!
Примерно в 1910 году мода на ювелирные изделия стала « чёрно-белой», когда драгоценности из платины с бриллиантами, акцентированные чёрной эмалью и oниксом (крашенный халцедон, пр.М.Р.) пристёгивались к чёрным лентам. Эти украшения исполняли двойную функцию, так как могли надеваться по любому случаю и не нарушали правил дневного этикета.
Cartier. Платина, оникс, бриллианты
Платина, бриллианты, чёрная эмаль
Интересно отметить, что стилистика, скорая на подражание, была встречена влиянием Востока, ворвавшимся в столицу Франции 4 июня, 1910 года, когда Сергей Павлович Дягилев («Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev», Théâtre de l´Opéra) привез «Шехерезаду» (Scheherazade) в Париж. Балет поставлен Михаилом Михайловичем Фокиным на музыку одноименной симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Премьера состоялась в Прижской Grand Opera.
Декорации и костюмы были исполнены художником Львом Бакстом (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) и произвели революцию в мире стиля и моды.
Лев Бакст
Павлиньи перья, цветки лотоса и плюмажи усыпанные цветными камнями всех цветов радуги вдруг стали неимоверно популярны. Аметисты, бирюза, сапфиры из Монтаны, опалы и гранаты демантоиды (жёлто зелёные гранаты, наиболее ценные из гранатов, пр. M.P.) в новых стилях огранки, как «calibere», «багеты», «маркизы» и «бриолеты», вдохнули новую жизнь в стиль драгоценностей.
Эгрет. Золото, серебро, бриллианты, бирюза, аметисты, гранат, рубины, изумруд. Центральный камень на длинной веточке похож на кунзит.
Конец 19-го века.
Joseph Chaumet. Тиара - эгрет с расходящимися в стороны перьями. Верхнюю часть можно отделить и носить, как брошь или подвесить кулоном на цепочку. Бриллианты, сапфиры, изумруды с опалом в центре.
Эгрет с перьями. 1920 г.
Необыкновенной красоты колье. Сибирские аметисты с акцентами из граната демантоида в розовом золоте.
Создано в Москве между 1908 - 1917 гг .
Tiffany. Опал, жемчуг, гранат дематоид, сапфиры в золоте. Платина, бриллианты, персидская бирюза. Ferdinand Hauser.
Брошь в индийском стиле. Эмаль, лунный камень в золоте. 1915 - 1920 гг.
Подвески в Едвардианском стиле
Фаберже. Золото, серебро, бриллианты , цветной жемчуг, аквамарин, эмаль. Платина, золото. Розовато-оранжевый турмалин,
бриллианты, жемчуг.
Перевод с английского и подборка материала: Майя Розова
Продолжение следует
Серия сообщений "ЦАЦКИ":О геммологии, рассказы из жизни ювелира, авторские работыЧасть 1 - ЦАЦКИ
Часть 2 - ЦАЦКИ
...
Часть 10 - Ваши пальцы пахнут ладаном...
Часть 11 - La Belle Epoque
Часть 12 - La Belle Epoch
Часть 13 - Гранат - Дар Любви - 2
Часть 14 - Гранат - Дар Любви - 1
Часть 15 - Гранат - Дар Любви - 4
Часть 16 - Гранат - Дар Любви - 3
Серия сообщений "Живопись, Скульптура, Мода, Фотография, История ":Эпохи, стили, увлечения,Часть 1 - СЮРРЕАЛИЗМ
Часть 2 - Giuseppe Arcimboldo
...
Часть 24 - Ван Гог, его ухо и другие сумасшедшие
Часть 25 - La Belle Epoque
Часть 26 - La Belle Epoch
Часть 27 - Концептуальное Искусство
Часть 28 - Золотой век амeриканской фотографии
Часть 29 - И Ракеты Превратятся в Розы...
Часть 30 - Великолепный сюрреализм!