Ночная сторона бытия
В ереванской галерее «Араме» проходит выставка произведений художника Шота Восканяна, которая продлится до конца мая, На открытие я не успела, ну и хорошо: суета презентаций не дает сосредоточиться на главном – творчестве художника. А Шота Восканян – из тех авторов, произведения которых предполагают изрядную внутреннюю сосредоточенность зрителя. Эти работы камерны, интерьерны, на них обилие выписанных, и самое главное, смысловых деталей. Каждую картину можно рассматривать, и даже любоваться ею, но эта «сделанность», неслучайность композиционных элементов, столь редкая в эпоху всеобщей безалаберности, лишь самый верхний, поверхностный слой.
Картины Восканяна, помещенные вместе, производят исключительно целостное впечатление – словно развернутое повествование о жизни персонажей, позволивших художнику быть рядом, заглянуть за кулисы. Бродячие актеры, циркачи, музыканты, они чуть-чуть позируют, даже тогда, когда отдыхают, их повседневность – тоже немного игра, их любовь и дружбы – немного понарошку.
Шота провоцирует, его герои – обманщики, милые, почти, как дети, играющие во взрослых, или, наоборот, взрослые, прикидывающиеся детьми. И все время ощущается, что где-то за кулисами скрывается кукловод и режиссер, в густой тени задника угадывается следящее око «Карабаса». Спектакль продолжается, персонажи не индивидуализированы: пышнобедрые и полногрудые женщины с детской припухлостью щек, лукавым и зазывным взглядом узких глаз не различимы друг от друга.
Совершенно по-иному выглядит мужской персонаж: пузатый карлик в колпаке, часто под носатой венецианской маской – это ненастоящий мужчина, в отличие от женщины, которая при всей утрированности форм, все же полноценна. Да и вообще Шота в своем мире почти не отводит место мужчине, не знаю, позиция ли это или фокусы подсознания художника. Во всяком случае, в его картинах таинственный ночной мир, блики закатного солнца или чадящий свет факелов желто-оранжевыми пятнами ложится на дам, очерчивая выпуклости, в густых тенях угадываются детали и подробности, и возможно, в этом мире ночи, насквозь искусственном, театральном, нет места мужчине. Он где-то там, в мире дня, света, занят своим делом и потому, появляясь лишь изредка в ночной половине бытия, скрывается под маской и шутовским колпаком.
Отличительным качеством живописи художника, помимо тематики и композиционных особенностей, является и само качество письма. Шота создал свою авторскую технику: поверхность его полотен при разнообразии и богатстве фактур (тут и хрупкость газетного листа, и грубость мешковины и блеск полированного дерева) оставляет ощущение старинного музейного произведения. Такое ощущение возникает от работ голландцев – мягкая глянцевая поверхность, доработанная до мелочей, без выделенных мазков в глубоком коричнево-золотистом колорите. Такая техника, сложная, серьезная, придающая работам особую значительность, является своеобразным контрапунктом нарочитой, шутовской тематике композиций.
Конечно, художник представил и другие работы, Немало на выставке и написанных в лучших традициях классической живописи, так называемых ню - изображений обнаженных женщин. Кажется, вот тут, наконец, все просто и понятно, но не обманывайтесь: это все та же ночная дама, из-под руки на вас уставился ее лукавый и колючий взгляд.
Шота Восканян – современный художник, его менталитет, его подход к искусству, самый способ обобщений – это XXI век. После окончания Московского университета искусств в 1987 году он много выставлялся за рубежом и как-то сразу вошел в обойму самых узнаваемых и признанных армянских художников своего поколения. Галерея «Араме», которая, по словам ее основателя Арама Саркисяна, курирует довольно ограниченный, хотя и не узкий круг армянских художников, представила его работы на международных Артэкспо в Нью-Йорке в 2002-2004 годах.
И, тем не менее, художник ищет понимания, прежде всего среди близких, у себя дома, осознавая, что его творчество при любых глобализационных процессах, прежде всего вклад в копилку национальной культуры. В искусстве Шота Восканяна нет ничего подчеркнуто национального, по крайней мере – никаких отличительных атрибутов, но у меня возникает приятное ощущение собственника, просто потому, что оно - наше. Один из самых простительных видов национальной гордости.
Зара Тер-Акопян (Малоян)
Это моя статья, которая была опубликована в "Голосе Армении" 22 мая 2004 года
В начале этого года у Шота Восканяна тоже прошла выставка на этот раз в СХ Армении и, надо сказать, в его творчестве произошли некоторые стилевые изменения,
но эту статью я публикую как есть, лишь с незначительными купюрами.
А вот адреса где можно найти его произведения:
http://www.shotavoskanyan.com/
http://artodyssey1.blogspot.com/2010/10/shota-voskanyan-here-here-and-also-here.html