Архитектор по образованию, Ильдус Валитов как-то стремительно ворвался в акварельное искусство и зажил в нем так бурно, увлеченно и вместе с тем так естественно, словно долго искал свое предназначение и вдруг понял, что рожден был именно для этого.
И. Валитов. Улица Советская. Арка. 1996. Бумага. Акварель.
На архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился Ильдус Валитов, акварель студенты всегда считали материалом вспомогательным - ею в числе других техник (тушь, гуашь) учили делать «отмывки» (видовой проект будущей архитектурной постройки). Однако многих из тех, кто не боялся трудностей работы с нею, эта чарующая своей изысканностью и непредсказуемостью техника время от времени заманивала в свои сети: небольшие пейзажные этюды пробовал писать акварелью, наверное, почти каждый однокурсник Ильдуса. Но только Валитова акварель захватила больше других, а через двенадцать лет после окончания института и вовсе увела из архитектуры.
И. Валитов. Крестовоздвиженская церковь. 1997. Бумага. Акварель.
Он любил технику акварели. Любил - вот уж точно! - всей душой и всем сердцем, самозабвенно. И не только в конечном результате, но и в укрощении этой строптивой краски, почти произвольно и неукротимо растекающейся по сырому листу, и в экспериментах с нею находил наслаждение. «Мне интересен даже не столько результат, сколько сам процесс», - говорил он. Ильдус всегда и все, за что взялся, делал всерьез и качественно. Так, чтобы нравилось самому. Порой просто изводил себя работой, несколько раз принимаясь за один и тот же мотив, пока в пятом-десятом-двадцатом листе не получалось то, что хотел выразить. Цветом, композицией, мягкой пластикой, подвижным контуром, строящим форму, он создавал ОБРАЗ природы, ХАРАКТЕР города. Исполнительское мастерство в его работах поражает не меньше, чем удивительные и тонкие по ощущениям образы его работ.
И. Валитов. Зимнее солнце. 1994. Бумага. Акварель.
Но и архитектура не хотела отпускать от себя. Научившись еще в институте видеть и понимать ее красоту, он никогда уже равнодушно не мог пройти мимо нее: восхищался пропорциями и декором, радовался при встрече со старыми уютными улицами и зданиями, переживал, когда они умирали, уступая место новостройкам. В листах с видами Уфы художник старался увлечь зрителя красотой точных пропорций и эффектных архитектурных элементов. Обратившись к теме старого города в акварели, он посвятил Уфе десятки листов. В них навсегда сохранились те здания, которых уже нет, о которых с грустью вспоминает сегодня мое поколение. К работам этим относится и его акварель «Последняя осень Летнего театра»...
И. Валитов. Последняя осень Летнего театра. 1996. Бумага. Акварель.
Архитектура, как и природа, была для художника Ильдуса Валитова живой: в какой-то степени она влияла на жизнь людей и формировала их вкусы, она старела и менялась, переживала холодные зимы, радовала глаз, освещенная летним солнцем, поднималась над суетой в торжественном свете заката. Художник знал это и пытался научить зрителя увидеть и «почувствовать» город, полюбить его так, как видел, чувствовал и любил его он сам.
И. Валитов. Сторожка. 1993. Бумага. Акварель.
Он мог бы еще придумать немало интересных тем, создать десятки и сотни других акварелей, пронзительных и хрупких в своем эмоциональном содержании. 11 наверняка бы создал... если бы не чужая неосторожность, закончившаяся автомобильной аварией и так внезапно прекратившая летом двухтысячного года жизнь и творчество художника. Ильдус оставил после себя несколько десятков произведений. И в каждом из них отчетливо проявляется не только мировосприятие, но и характер, душевное состояние и настроение автора. И, может быть, поэтому до сих пор с таким трудом произносятся глаголы в прошедшем времени, когда речь идет о художнике и друге.
И. Валитов. Филармония. Вечер. 1998. Бумага. Акварель.
И. Валитов. Бывшее здание Думы. Улица Коммунистическая. 1999. Бумага. Акварель.
И. Валитов. Музей им. М. В. Нестерова. 1989. Бумага. Акварель.