По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало.
Святитель Григорий Нисский
"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс. 33, 2).
Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь.
Каким образом мы должны благодарить Преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его благодеяния? Куда ни посмотрим, куда ни обратим взгляд и мысль наши, везде имеем достаточно случаев прославлять благость Божию. В ночи видишь чистое небо, украшенное звездами, как бисером, и между звездами сияющую луну они тебе служат. Благодари Сотворившего "луну и звезды - для управления ночью" (Пс. 135, 9). Воссиял день, солнце просветило своими лучами всю вселенную - для тебя сияет свет его. Благодари Сотворившего "солнце - для управления днем" (Пс. 135, 8). Облака кропят дождь - тебе кропят. Благодари Покрывающего "небо облаками", Приготовляющего "для земли дождь" (Пс. 146, 8).
Помните ли, что пища, которую едите, питие, которое пьете, одежда, которою одеваетесь, дома, в которых живете, скот, который вам служит, огонь, согревающий вас, вода, омывающая и прохлаждающая вас, воздух, сохраняющий вашу жизнь, земля, на которой живете, трава, злаки, служащие нуждам вашим, солнце, луна, звезды, просвещающие вас, и все прочее Божие? "Господня земля и что наполняет ее" (Пс. 23, 1). Вкушаете блага Божии, но помните ли благого Бога? Насыщаетесь благодеяниями, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его? Но видите дары Его.
За что наиболее христиане должны благодарить Бога? Хотя и за все блага, но более всего за следующее. Он Сына Своего Единородного послал в мир на искупление и спасение рода человеческого и предал Его на смерть. Он их призвал "из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы" (1 Пет. 2, 9-10). Он возжигает в них светильник веры елеем милости Своей, подает им благодать Свою и отпущение грехов. Он подает надежду вечной жизни во Христе Иисусе, за что Апостол Петр благодарит и воспевает Бога, как учит и христиан. Он хранит от врага диавола, который "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). Он предостерегает от греха, в который непрестанно падали бы по немощи, если бы милость Его не предваряла и не сохраняла. Если кто хочет быть благодарным Богу, Создателю и Искупителю своему, не напрасно называться христианином и по окончании временной жизни получить вечную, тот пусть помнит и благодарным сердцем воспевает благость Божию. Христианская вера этого требует от всякого христианина.
Нужно воздавать Богу благодарность чаще, чем дышать.
"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118, 71). Надо от сердца признать, что великую милость совершает с нами Бог, когда наказывает нас отеческим жезлом, хотя немощной нашей плоти это и горестно. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12, 6). Поэтому не роптать, а благодарить Его нужно за это.
Кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему.
Святитель Тихон Задонский
Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него.
Епископ Игнатий (Брянчанинов)