 
[показать]


Автомобильный мотор, по сравнению с авиационным любого типа, значительно дешевле, проще и надежно работает на низкосортном бензине. Естественно, что многие конструкторы пытаются создать самолеты с автомобильными моторами, мирясь с их сравнительно малой мощностью на килограмм веса.
Среди первых удачных самолетов с автомобильным двигателем - двухместный моноплан КСМ-1 (Коммунистический Союз молодежи - первый). Его в содружестве создали московские и горьковские энтузиасты легкой авиации. Общественный заместитель начальника Горьковского аэроклуба Е. В. Агитов при поддержке комитета ВЛКСМ автозавода внес в серийный автомобильный мотор машины ГАЗ М-1 ряд изменений. Головка четырехцилиндрового блока была отлита не из чугуна, а из алюминия, что несколько уменьшило вес мотора. Он был форсирован до 56 л. с. Установка двойного зажигания повысила надежность. Мотор получил название ГАЗ-Авиа.
В 1936 году в мастерских Московского авиационного техникума гражданского воздушного флота была закончена сборка самолета КСМ-1. Его конструкцию разработал А. А. Смолин. Специальный стальной винт изготовили рабочие экспериментального цеха Горьковского автозавода.
Моноплан КСМ-1 имел крыло (площадью 21 м2) и оперение - деревянное, обшитое полотном. Выклейной фюзеляж изготовлен из фанеры и также обшит полотном. Вес пустого самолета 605 кг, полетный - 860 кг. На государственных испытаниях КСМ-1 развивал скорость 121 км/.час и набирал высоту 1620 м.
После КСМ-1 было построено еще несколько самолетов с автомобильными моторами. Все они, как правило, отличались достаточной надежностью. Однако их потолок и скороподъемность были очень малы.
Журнал Крылья Родины
[показать]
|