 
[показать]


Немного в истории авиации было самолетов, которые имели бы столько различных модификаций, сколько их имел разведчик Р-5, сконструированный Н. Н. Поликарповым в 1928 году. В результате незначительных изменений разведчик переделывался в почтово-грузовой самолет (П-5), в пассажирский с закрытой прозрачным фонарем кабиной для двух пассажиров (ПЛ-5) и т. д.
Одну из модификаций в середине тридцатых годов выполнил главный инженер ремонтных мастерских Аэрофлота А. Н. Рафаэлянц. Сохранив полностью носовую часть с силовой установкой, коробку крыльев, оперение и шасси, А. Н. Рафаэлянц радикально переделал фюзеляж самолета. Он стал типа полумонокок овального сечения с увеличенным миделем. Кабину летчика конструктор закрыл сдвижным назад прозрачным фонарем. В фюзеляже разместил четыре пассажирских кресла.
Самолет, названный ПР-5, успешно прошел испытания. Мастерские построили небольшую серию машин этого типа и они были переданы в эксплуатацию на линии местного значения.
Из-за того, что пассажирская кабина находилась за центром тяжести самолета, на линиях вынуждены были, чтобы избежать слишком задней центровки, ограничивать платную нагрузку. Билеты на задние сиденья не продавали. Конструктор нашел простой выход из положения. Верхнее крыло самолета сдвинули на 100 мм назад. Под названием ПР-5бис самолет эксплуатировался на воздушных линиях несколько лет.
Площадь коробки крыльев первого пассажирского варианта машины - 50,2 м2, вес пустого - 2152 кг, взлетный - 3242 кг. Платная нагрузка - 455 кг. Скорость у земли - 233 км/час, крейсерская - 194 км/час, потолок - 6250 м, дальность - 1350 км. Самолет ПР-5бис обладал несколько меньшей скоростью, потолком и дальностью, так как вес пустой машины при переделке увеличился на 100 кг, но зато платная нагрузка возросла до 485 кг.
Журнал Крылья Родины
[показать]
|