 
[показать]


Оригинальный по замыслу и исполнению комбинированный самолет разработал в 1934 году конструктор Анатолий Георгиевич Бедункович. По существу он совместил в одной машине четыре самолета. Достигалось это путем перестановки одних и тех же крыльев и изменения их количества. Главная задача, которую решил конструктор, - дать летным школам и аэроклубам один учебно-тренировочный самолет, на котором можно было бы решать все задачи по подготовке квалифицированных летчиков, научить их технике пилотирования не только простых, но и относительно сложных машин.
Самолет, получивший название ЛК-4 (НИАИ-4),имел четыре варианта. Первый - для отработки начальных навыков пилотирования - представлял собой полутораплан с большим выносом верхнего крыла. Его техника пилотирования проста. Даже при грубых ошибках учлета машина не входила в штопор. Второй - для шлифовки первичных навыков пилотирования - был тоже полутораплан, но уже без выноса верхнего крыла и без предкрылков на нем. Самолет легко мог быть введен в штопор и выведен из него. На третьем варианте - для обучения пилотированию более сложных машин - одно крыло снималось. В этом случае ЛК-4 представлял собой моноплан-парасоль. Он был уже более строгим в пилотировании, не прощал грубых ошибок. И, наконец, четвертый вариант самолета был уже чистым монопланом с одним нижним крылом, очень строгий в пилотировании. При всех вариантах мотор М-11 мощностью в 100 л. с. не менялся.
Все эти "превращения" выполнялись техниками и механиками довольно быстро путем уборки или постановки крыльев.
Самолет ЛК-4 был построен в учебно-производственных мастерских Ленинградского комбината ГВФ. Он прошел госиспытания, в ходе которых налетал 40 тысяч километров, участвовал в двух конкурсных перелетах легких самолетов (в варианте парасоль).
В зависимости от варианта его летные данные менялись. Скорость в варианте полутораплана достигало 168 км/час, в варианте парасоль - 177 км/час и в варианте низкоплана свыше 180 км/час. Потолок - от 3300 м до 4500 м.
Журнал "Крылья Родины"
[показать]
|