Это цитата сообщения
Премьер Оригинальное сообщениеТайны великих картин: «Алёнушка»
Смотрите также Тайны великих картин:
«Сикстинская мадонна» *
«Прогулка» *
«Сотворение Адама» *
«Сад земных наслаждений» *
«Девочка на шаре» *
«Любовь небесная и Любовь земная» *
«Охотники на привале» *
«Богатыри» *
«Боярыня Морозова» *
«Охотники на снегу» *
«Олимпия» *
«Плот «Медузы» *
«Запорожцы» *
«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната...»
Аленушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного русского пейзажа. Но все его детали усиливают гнетущее чувство: и осина - дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, и ели, в народных представлениях тесно связанные с похоронами. Только ласточки над героиней берегут ее от неверного шага.
[показать]
Картина «Аленушка». 173 х 121 см. Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее
Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто она давно жила в моей голове», - вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», - недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», - язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой.
Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.
Поскольку Васнецов к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с известным фольклорным сюжетом об Аленушке и ее братце Иванушке.
Художник не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражен и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами «Аленушку» подписали цитатой из сборника сказок А.Н. Афанасьева.
[показать]
1. Девушка. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею», - вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал «Аленушку». Некоторые черты лица героини художник, по его словам, «позаимствовал» у дочери Саввы Мамонтова, будущей «девочки с персиками». Когда Васнецов работал над «Аленушкой», Вере Мамонтовой было 5–6 лет.
[показать]
2. Водоем. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чье детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоемы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечистая сила.
[показать]
3. Камень. На эскизах героиня сидела на траве, но Васнецов в итоге поместил девушку на большой камень, и неслучайно. Гнетущее состояние, тоску означают и известный фразеологизм «камень на сердце», и целый ряд фольклорных метафор; «Изныло мое сердечушко, закаменело все», - слова народной песни из сборника, составленного братом Васнецова.
[показать]
4. Осина. Дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, в народных представлениях и без христианской легенды имело мрачную «репутацию». Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях «характеризуется как «горькая», «бессчастная», «шатучая» и метафорически сопоставляется с «человеком страдающим».
[показать]
5. Ельник. Ель в восточнославянском фольклоре - мрачное дерево, связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками). Есть присловье: «В березняке - веселиться, в ельнике - удавиться». Темная стена из деревьев за спиной Аленушки - подходящий фон для ее безрадостных раздумий.
[показать]
6. Листья. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.
[показать]
7. Одежда. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Аленушки - свидетельство ее бедности.
[показать]
8. Волосы. Растрепанные, неприбранные волосы - знак неблагополучия героини либо траура. На первых эскизах Аленушка светло-русая, но на картине она рыжая. По народным поверьям, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой, так что рыжеволосый человек мог стать изгоем в деревне.
[показать]
9. Ласточки. В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой Аленушки, ласточки словно оберегают ее от неверного шага.
[показать]Художник Виктор Васнецов
1848 - Родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
1862–1867 - Учился в Вятской духовной семинарии.
1868–1875 - Учился в Академии художеств в Петербурге.
1877 - Женился на Александре Рязанцевой, девушке из купеческой семьи. В браке родилось пятеро детей.
1878 - Был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Перебрался в Москву, подружился с меценатом Саввой Мамонтовым и его семьей.
1881–1898 - Писал «Богатырей».
1893–1894 - По собственному эскизу построил дом с мастерской в Москве.
1900 - Создал эскиз фасада Третьяковской галереи.
1916–1926 - Написал серию картин по мотивам русских сказок.
1926 - Умер от паралича сердца, похоронен на Введенском кладбище в Москве.