Это цитата сообщения
ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщениеГенрих Сенкевич - полемика между поляком-католиком и поляком-европейцем
Генрик Сенкевич (псевдоним Литвос) – писатель и публицист. Родился 5 мая 1846 года в селе Воля Окшейска (Подляшье)
Литературное творчество Сенкевич начал с создания новелл — всего их было свыше сорока. Он использовал разные формы: юмореску, сказ, бытовой рассказ, дневник... Его первое произведение, «Юморески из портфеля Воршиллы», содержит четкий посыл идеологии позитивизма. Оно состоит из двух рассказов: «Нет пророка в своем отечестве» и «Две дороги». В первом рассказе молодой пионер работы в духе позитивизма, образцовый хозяин, терпит поражение из-за враждебности и непонимания окружения

Способ повествования, богатство языка и великолепные развязки обеспечили Сенкевичу почетное место в истории польской литературы, а многочисленные переводы принесли ему всемирную популярность. Но к вершине славы привели его исторические романы. В 1883-86 гг. он фрагментами опубликовал в газете «Слово» романы «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский», которые входили в состав знаменитой «Трилогии». Он старательно исследовал эпоху, которую описывал в романах, а сюжеты произведений находил, «изучая летописи и мемуары эпохи, которую чувствовал сильнее, чем какие-либо другие». Речь идет о 1648-73 годах, когда Речь Посполитая многократно испытывала внешнюю угрозу и оставалась непобежденной.

Речь Посполитая Сенкевича была полна недостатков: эгоизма, защиты собственного интереса и измен. Но в момент опасности рыцарство и шляхта были способны на многие жертвы ради своей родины. В «Огнем и мечом» они побеждают мятежных казаков под командованием Хмельницкого, в «Потопе» — борются с нашествием шведов, а в «Пане Володыевском» — с ордами татар.
Сенкевич объединяет исторический роман с приключенческим.

Сюжет разыгрывается на огромной территории – от Силезии до границы с Украиной, в основном на поле битвы, а также на королевском дворе, в дворянских усадьбах и сеймиках. Он чрезвычайно динамичен: приключение за приключением, бои, погони, побеги, похищения. И как минимум по одной битве в осажденной крепости: в Збараже («Огнем и мечом»), Ченстохове («Потоп»), Каменце-Подольском («Пан Володыевский»). Описания битв, казней и столкновений не лишены жестокости и даже садизма.

В «Трилогии» Сенкевич продемонстрировал огромный эпический талант: умение строить сюжет, создавать яркие образы персонажей и запоминающиеся эпизоды, точно описывать бытовые детали и к месту использовать архаизмы. Сам писатель не был слишком скромным: он ценил свой дар, но огромная популярность романов превзошла даже его ожидания. Он начал как автор исторически-приключенческих книг с патриотическим посылом, которые писал как для идеи, так и для денег, а закончил как народный предсказатель. Эту роль он принял серьезно и с достоинством. Его популярность была подтверждена и за рубежом, благодаря переводам на более чем двадцать языков.
Переплетение приключений и истории любви мы найдем также в романе «Крестоносцы», опубликованном в «Тыгоднике илюстрованом» (Tygodnik Ilustrowany, 1897-1900). Сюжет разыгрывается на королевском дворе и в усадьбах дворян, в монастырях и в пути, в пуще и в замке крестоносцев в городе Щитно. Среди исторических персонажей в книге появляются в том числе король Ягайло и королева Ядвига. Главным героем является молодой и вспыльчивый рыцарь Збышко из Богданьца. Исторический фон — это нарастающий конфликт с тевтонским орденом, алчным и готовым оправдать любое преступление, совершенное якобы во имя Христа.

Историческим романом, который принес писателю самый большой успех, то есть Нобелевскую премию по литературе (1905), стала книга «Камо грядеши» («Quo vadis»), публиковавшаяся в «Газете польской» в 1895-96 гг. Сенкевич представил в ней Рим при цезаре Нероне со всей роскошью, сибаритством и высокой интеллектуальной культурой.
Исторические романы Сенкевича воспринимаются как приключенческие. И хотя их популярность среди сегодняшнего поколения сильно снизилась, книги по-прежнему нарасхват в библиотеках, а на фильмы, снятые по романам писателя, выстраивается очередь зрителей. Но полемика между поляком-католиком с его моделью патриархальной семьи и поляком-европейцем, активным участником процесса цивилизационных перемен, не закончилась.