Ирина Викторовна Курис
Интерпретация символа в пластическом театре транса
Символ — это представитель другого Знания
Символ в контексте трансперсонального
непосредственно связан со Знанием,
как вполне конкретной информацией,
со Знанием сакральным; с информацией,
как энергетической его составляющей,
которая постигается и воспринимается
на уровне, обозначаемом как уровень
внерационального (иррационального) Знания
(из авторского текста)
Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых „миров“» (1).
Символ в контексте трансперсонального непосредственно связан со Знанием, как вполне конкретной информацией, со Знанием сакральным; с информацией, как энергетической его составляющей, которая постигается и воспринимается на уровне, обозначаемом как уровень внерационального (иррационального) Знания. Тем не менее, этот фактор не означает сужение понятия и представления о символе, скорее, наоборот, даёт возможность выйти за уже обозначенные пределы. Таким образом, символ – это один из способов передачи Знания.
Именно поэтому, нам близка идея В.Налимова (10), в которой интеграция индивидуального и коллективного сознания рассматривается, как единое пространство Знания.
Именно в этих практиках и в этих состояниях символ предстает перед нами как Знак, как троп, несущий некую информацию, которая приходит в результате внечувственного опыта. Примерами таких Знаков являются мудры, хасты и руны.
Хасты
Хасты и мудры – язык тайны, язык жестов и поз. Особый, неповторимый, поражающий своей изысканностью, тонкостью и выразительностью. Достаточно сказать, что он входил в число 64 видов Знания, которыми должен был владеть представитель высшей касты. (За них отвечала индийская богиня Сарасвати – жена творца Вселенной - Брахмы) (рис.5).
Хаста (санскр. ладонь) – это четко обозначенная позиция пальцев рук, имеющая свое конкретное содержание. Наиболее подробно этот язык разработан и представлен в индийском классическом танце. Хаста может иметь до 30-ти значений, иногда прямо противоположных, поэтому важно уметь читать общий контекст. Выйдя из жеста, хаста изначально была языком сакрального (скрытого) Знания, имеющая при этом особую линию, красоту формы. Очень часто хасту путают с мудрой. Но между ними есть определенные различия. В восточных единоборствах, где положению пальцев придается большое значение, вообще не употребляют термин «хаста». Мудры и хасты считаются йогой для рук, а индийский классический танец часто называют одной из форм йоги, рассматривая его как форму динамической медитации. Мудры представлены в йоге и в различных восточных практиках: от единоборств до духовного самосовершенствования.
Мудра (пер. как печать), со времен Вед (1500-500 г. до н.э.) означала присутствие духовного сознания посвященного, выраженное через мантры или магические формулы (роль которых с успехом выполняли хасты и позы тела). Согласно знаменитому труду «Абхинайя Дарпана» - «Зеркало жестов» - стала составной частью ритуала, визуальным и мистическим символом.
В древние века знание хаст считалось привилегией высшего общества. Это был зашифрованный язык, символичный и очень информативный по своей природе. Владение им требовало гибкости пальцев, быстроты выполнения для передачи смысла речи. (Б. Гарги, 1963; Л.Самсон, 1986). Поэтому, принадлежность человека к самой высшей касте (брахманов) ставило его в разряд Посвящённых, владеющих тайным Знанием, имеющем божественную природу, а сам танец являлся глубоко сакральным (Е.Бросалина и Н.В. Гуров, 1965; А. Бэшем,1977, Г.М. Бонгард-Левин, 1992).
Рис. 1 Богиня Сарасвати – покровительница 64 искусств
Pис.2 Шива - Ната-радж (царь танца)
Хасты и мудры являются частью восточной культуры и тесно связаны с традициями буддизма и с мифологией. Они ярко представлены в изобразительном и театральном искусстве (рис. 5-6).
Божественный танец - это проявление Шивы-Шакти. Недаром Шива является царем танца - Ната-радж. Одновременно он и Йогешвара - великий учитель йоги. Танец Шивы - вся философия мировоззрения - это космическое творение Шивы-Шакти. Смысл его глубоко сакрален. Это тантрический танец, в котором присутствует творческий аспект созидания и Йогический - освобождение от земных иллюзий и достижение просветления. Космос - театр Шивы, и танец его бесконечен. Это высшее искусство, охватывающее все стороны жизни. Две главные хасты Шивы: утешение и благословение.
Танец Шивы – это йогический танец, символизирующий разрушение и созидание – прежде всего себя самого. При этом сам Шива является в этом контексте Созидательным Принципом Вселенной. Перед собой человеку не нужно одеваться в дорогие одежды. Шива настолько велик, что он может себе позволить проявляться в любом облике, в том числе и аскета Йогешвары. Его богатство в нем самом –мудрость, бесстрастность, великодушие и сила, символами которой являются атрибуты: огонь, барабанчик «дагмара» и змеи – в волосах , на теле, на руках. Он свободен от материального и в этом его сила.
Кроме того, Шива - наставник Йоги,. Дакшнамурти - Верховный Гуру. Видимо поэтому, в танце обязательно присутствуют жесты и положения рук и тела, которые встречаются в Хатха-Йоге. В частности, положение кисти - чинмудра - соединение большого и указательного пальцев - жест самосозерцания. Этот же жест встречается, практически, у всех изображений Шивы в образе Великого учителя Йогешвары.
Легенды говорят, что Шива – в образе великого Йогина – Дакшнамурти через один жест – чинмудра,известный всем, практикующим йогу, передал великое Знание. Этот жест называют ещё джнанимудрой (рис.3)
Образ танцующего Шивы впервые появился в ранний чольский период. Четырёх-рукий Шива – одно из самых известных его изображений. Он является предметом поклонения всей Южной Индии. Пять актов Верховного Бога - сохранение, разрушение, созидание, мираж и спасение - носят название панчакритья. Обычно его изображают в круге пламени. Четырех-рукий Шива держит в одной руке барабан - символ ритма изначальной космической вибрации, первоосновы материи. В другой руке - огонь, истребляющий и разрушающий все косное.Ладонь третьей руки с опущенной вниз кистью в жесте абхайя мудра - означает бесстрашие или необходимость избавления от страха, четвертая рука с кистью поднятой вверх - дандахаста указывает на выход человека из цикла перерождений. Четыре руки Шивы символизируют силы созидания, разрушения, защиты и обновления. Неведение и заблуждение олицетворяются в образе карлика-демона, которого Шива попирает правой ногой. Танец Шивы - вся философия мироздания.
Шива Натарадж – самое известное и популярное изображение Великого Бога Танца. Он стоит на правой ноге; левая, согнутая в колене поднята вперед и слегка завернута; вся поза излучает энергию покоя и готовности к активному движению, соединение мужской и женской энергии в состоянии алертности. Эта поза отражает всюсуть йоги – единение энергий и их гармонию, с одной стороны, и готовность к новому движению и новой трансформации, с другой.
Индийский пантеон насчитывает сотни богов, которые является многочисленными проявлениями Абсолюта во Вселенной. Но самые главные – это Шива, Вишну и Брахма, которые составляют божественную триаду.
Бог Вишну. Его называют Хранителем мира. Он символизирует высший принцип космической гармонии и занимает центральное место между Шивой и Брахмой. Главная функция Вишну – восстановление порядка и гармонии во Вселенной. Основой первоматерии является ритм. Нарушение ритма ведет к нарушению гармонии, и именно на Вишну лежит обязанность его восстановления. Вишну избавляет от несчастья всех, кто в этом нуждается.
Pис. 3. Хаста джнани Pис. 4. Хаста «шанкх» Pис.5. Хаста «алападма»
Обычно он изображается со своими обязательными атрибутами: боевой диск, палица, раковина и лотос. Соответствующий жест означает покровительство или вознаграждение. Хаста «шанкх» (рис.4), которая переводится, как раковина символизирует вселенский звук «ОМ». Лотос обычно изображается хастой «алападма» (рис. 5). Этот атрибут всегда сопровождает одну из любимых всеми богинь Лакшми – жену бога Вишну. Сам бог разъезжает на Орле. Часто он изображается возлежащим на гигантском мировом змее ШЕША. Свернувшийся в кольца, он – само воплощение времени и вечности. Вишну часто танцует на капюшоне Шеша в облике божественного танцора. Поэтому, мы здесь видим переходы хаст-атрибутов от одного божества к другому, что в определенной смысле свидетельствует о множественности проявления Абсолюта во Вселенной. Многоголовый Космический змей – символ космической энергии, которую в живых существах называют жизненной энергией – Кундалини-Шакти, и которая поддается управлению и, естественно, одна из хаст Вишну – сарп-сирша, обозначающая капюшон змеи. А поза из йоги – БХУДЖАНГасана – помогает приобрести уверенность и внутреннюю силу.
Лакшми – одна из излюбленных героинь индийского пантеона. Её часто ассоциируют с лотосом, который в Индии считается символом чистоты, чувственности, плодородия, духовного поиска, откровения и бессмертия. Лотос ведёт адепта к сияющим высотам внутреннего пробуждения. Легенды говорят, что когда субстанция божественной жизни породила Вселенную, в её космических водах вырос тысяча-лепестковый лотос из чистого золота. Он явился первым продуктом творческого принципа, и золото символизировало его нетленную природу. На изображениях, богиня Лакшми обязательно держит в руках лотосы. Одна из хаст, символизирующих лотос так и называется – АЛАПАДМА. Часто она продолжает другое положение кисти – бутон, или МУКУЛА (рис.6).
рис.6 «Myкyлa» рис.7 ««Аватхитта» рис.8. Хаста Cикxapa»
мукула-бутон.tif
Целый ряд хаст связан с алападмой: АВАТХИТТА (рис.7) – руки, накрест; две руки, изображающие красоту, как божественное начало – одна рука в позиции ЛАКШМИ и другая – в алападме. Эти хасты изображают не только Лакшми, но и других богинь, символизирующих красоту, чувственность и богатство. Она – мать бога любви Камы. Одна из хаст, символизирующих преклонение перед богом любви и красоты –СИКХАРА (рис.8). Именно с неё начинается танец Гуру Пранам – поклонение Учителю. В этом положении кисти описывают круг, как своего рода символ, оберегающий место исполнения танца, который всегда посвящен излюбленному божеству.
Последний из главной триады индийских богов – Брахма. Последний, но не менее важный. Брахма и его женская ипостась – Сарасвати породили весь род человеческий. Сила Брахмы проявляется в правом тонком канале Пингала, идущем вдоль главного энергетического канала СУШУМНА (рис.9). Она яростна, агрессивна, экспансивна и надменна. Концентрируясь в манипура-чакре – области солнечного сплетения – творческая сила Брахмы пробуждает высшие интеллектуальные возможности. С именем Брахмы связана область брахмарандры- что в переводе означает «дыра Брамы» (рис.10). Это отверстие на макушке, через которое проходит свет и энергия. С именем Брахмы мы связываем все хасты, которые так или иначе относятся к интеллектуальному центру: его активизации, или наоборот – успокоению мысли. Это хасты ЧИНМУДРА, ДЖНАНИМУДРА.ВАДЖРАХАСТА, хасты для медитации из знаменитого танца АРАТИ, посвященного демиургии Вселенной:ШАКАТАМ, КОРОНА КРИШНЫ и т.д.
Рис.9 Основные каналы позвоночника Рис. 10 Топография верхних чакр
Знаменитая богиня Сарасвати, о которой мы уже упоминали – жена Брахмы. Она покровительствует ученым и музыкантам, поэтам, певцам и танцорам. А кроме того, Сарасвати – богиня интуитивной мудрости и искусства любви. Её символ – вина – струнный музыкальный инструмент по форме напоминающий женское тело. Играя на вине, Сарасвати выражает радость творения. Звук – его символ и первооснова материи. Четыре руки символизируют священное знание 4-х вед. Она мать Вед. Её тело сияет как 10 млн. лун. Семь струн вины символизируют 7 лучей творения, 7 цветов и 7 чакр. Сарасвати служит также символом Сушумны – главного энергетического канала. Хасты, связанные с Сарасвати – это и алападма и шанкх, и хасты для медитации, и хасты для красоты танца.
Дурга - это одна из самых грозных богинь индийского пантеона – Дурга, что в переводе обозначает «труднодостижимая». Она рассматривается как одна из ипостасей Шива-Шакти. Легенды говорят, что эта богиня была создана для того, чтобы сокрушить демона-буйвола Мохиши. Её тело соткано из энергии света главных богов – Шивы и Вишну. Она страшна в своём гневе и милостива к тем, кто ей поклоняется.
В тантрийской традиции Дурга – богиня мудрости, что отнюдь не противоречит её внешней агрессии. Ведь она выступает против невежества, лености и слабости духа. И стоит на страже, допуская к энергии божественного знания только тех, кто этого действительно достоин и способен его воспринять. Обычно, Дурга изображается с 10-18 руками, как женщина-воин. Она восседает на льве или тигре. При всей воинственности Дурги выражение её лица спокойное, даже отстраненное.
В Тантре её имя связано с одной из чакр эмоционального центра – вишуддхой. Она же чакра интуитивного знания, ясновидения. И для того, чтобы достичь этих высот необходимо пройти серьёзный путь внутренней подготовки тела и духа, уметь преобразовывать свою энергию и управлять ею. Только тогда Дурга даст своё благословение и позволит перейти на следующую ступень развития.
Хасты и мудры относятся к видам знания, благодаря которому, с незапамятных времен человечество прибегало для передачи информации. Но в первую очередь, это – движение кисти и пальцев рук с последующей фиксацией. Выполнение этих движений рождает целый сонм ощущений, эмоций, новых осмыслений, идущих откуда-то из глубин... Они рождают новое восприятие себя, новое видение жизни, более расширенное ощущение своей принадлежности Вселенной, переживание удивительно тонких состояний. Это своеобразный танец рук, создающий в прямом смысле новое пространство. И неважно, что его не видно. Но оно ощутимо, и иногда настолько сильно, что в результате меняется все в нашей жизни.
Соединение хаст и особых фиксированных поз тела – асан – несут свою информацию в пространство и оказывают на него мощное воздействие. Так, например, позиции ног со скрещенными ногами сопровождаются мудрами для сосредоточения внимания или самоуглубления; одну из самых известных асан – Бхуджанг асану -полезно сопровождать КАРКАТОЙ или ВАДЖРА хастой Асаны или комплексы для работы с эмоциональным центром - Устрасана, Вакрасана - (хорошо сочетаются с хастами АЛАПАДМА, АРАЛА и т.д.
Хастам и мудрам (особым положениям тела и рук) уделено внимание в знаменитых "Натья-шастрах" - основополагающем труде, содержащем законы пения, музыки и танца, который считается 5-й Ведой (К. Гагеман, 1923; М.Н. Котовская, 1982, M.Sarabhay, 1984; Н.Ф. Рукавишникова, 1990; С.Ф. Ольденбург, 1991) и в знаменитой работе "Абхинайя Дарпана" - "Зеркало жестов" (Нандикешвара, 1899), подробно описывающем технику движения и его интерпретацию. Являясь обязательной составной частью танца, который почти всегда посвящался какому-либо божеству, мудры и хасты стали известны, "как священные позы, очищающие дух" (К. Гагеман, 1923). Они помогали настроиться, войти в определённое медитативное состояние, сопровождающееся максимально возможной расслабленностью.
Использование хаст и мудр, как элементов индийского классического танца, естественно обогащает практику йоги эстетической составляющей: это красиво и доставляет радость и удовольствие. Это не только усиливает её эффект в эмоциональном отношении, но расширяет наши психические возможности.
Хасты, требуют владения тонкой моторикой, координацией, осознанным подходом к движению. Их выполнение великолепно развивает мыслительные способности. Они являются необходимым условием ментальной практики. Само положение пальцев и рук способствуют углубленному сосредоточению. Отсюда – выход на новые уровни психических возможностей человека, увеличение способностей к концентрации внимания, расширение объёма воспринимаемой информации; границ комфортности и мн.др. Помимо этого, хасты или их последовательность оказывают конкретное воздействие на функциональное состояние человека, связаны с определенными энергетическими центрами или отдельными чакрами.
Таким образом, хасты и мудры являются для нас тончайшим инструментом, который имеет широкий охват воздействия: от психического развития до психо-физической и психоэнергетической регуляции; развития тонкой моторики и многоуровневой координации, взаимосвязанной с различными видами других практик, в том числе и трансперсональных.
Собственно, именно эти характеристики хаст позволяют говорить об их эзотерической направленности. При этом они точно вписываются в критерии эзотерического Знания:
- наличие тайности, которая передается Посвященным
- принадлежность к традиции (культурной, национальной и т.д.)
- возможность их использования для достижения заданных состояний.
Но в отличие от других видов и форм они априори имеют более высокий уровень сакральности. Вспомним, именно в индийской культуре языком хаст владели представители высших каст, храмовые танцовщики и танцовщицы. И, кроме того, хасты и мудры являются инструментами психофизической и психо-энергетической регуляции, что дает возможность активно взаимо-действовать с пространством.
Они распределяются по следующей направленности воздействия:
- Биоэнергетической: сответствие чакрам и энергетическим центрам и включает: очищение; распределение; активизацию; балансировку и стабилизацию
- Психофизической: при этом, психофизическое состояние может быть заданное (намеренное), а именно:возвышенное - укорененное; спокойное – расслабленное; спокойное – активное (готовность к действию) и т.д.
Многие из этих позиций мы используем не задумываясь. Джнани мудра – для внутреннего сосредоточения;мусти – кулак – когда мы испытываем агрессию или хотим себя активизировать; грантхи– ладони со скрещенными пальцами – когда нам необходимо собраться. Анджали– соединение ладоней с вытянутыми пальцами - это приветствие – жест, который можно назвать интернациональным (рис.11). Обычно, если мы приветствуем своих друзей и знакомых, мы поднимаем руку – патака (рис.12), а если хотим показать, что все закончилось – скрещиваем руки перед собой – свастика (рис.13).
Рис.11 Анджали Рис.12 Патака Рис.13Свастика
Последняя позиция одновременно является защитой. Если ее зафиксировать на уровне солнечного сплетения и сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха, мы почувствуем себя более защищенными, а если поместим ладони под мышки – то ощутим себя значительней и уверенней.
Исходя из основных уровней эзотерического или скрытого знания, попробуем рассмотреть мудры и хасты именно с этой позиции, тем более, что они изначального являются примерами скрытого знания. Безусловно, это можно и нужно рассматривать и как результат многолетнего практики, и как опыт получения внерационального знания.
Рассматривая эзотерику хасты с позиции двигательного действия, мы видим, что первый этап включает в себя разучивание позиций кисти или рук, которое имеет свои специфические особенности, характерные для тонкой моторики, что само по себе отличает их от обычного движения. С позиции теории и методики физического воспитания этот этап схож с обычным процессом обучения (Н.Моисеев). Но это только на первый взгляд. Техника выполнения хаст – тонкая моторика – развивает более тонкую координацию, а сами хасты активно воздействуют на большие полушария головного мозга, что ведет даже на этом этапе к трансовому состоянию.
С точки зрения движения хасты делятся на простые и сложные, хасты для одной руки и обеих. Поэтому, разучивание хаст требует понимания их влияния на внутреннее и внешнее пространство. В йогической терминологии существует своеобразное распределение уровней концентрации внимания. Самый первый из них – УНДО – концентрация на технике движения. На этом уровне распределение хаст выглядит следующим образом:
1-й уровень – Ундо.
1) Хасты, не требующие подготовительных упражнений:
- для одной руки (Патака, Трипатака и др.)
- для обеих рук (одна и та же хаста) - Анджали, Свастика,
- для обеих рук (разные положения рук) – Паша, Чакра и др.
2) Хасты, требующие подготовительных упражнений: Алападма, Шанкх, Йони
- исходя из двигательной подготовки рук
- исходя из технической сложности
3) Дополнительные хасты используемые в Йога-Данс (из Айюр-Веды, хасты для работы со стихиями).
4) Последовательность хаст в этюдах:
- для достижения состояния спокойствия
- для ментальной активизации
- для физической активности
То есть, здесь речь идет об обучении технике движения.
2-й уровень Знания
1. Значение отдельной хасты
2. Соответствие отдельных хаст энергетическим центрам
3. Хасты для работы с энергетическими центрами
4. Хасты для работы с чакрами
5. Основные принципы работы с энергетикой и их соответствие хастам.
3-й уровень Знания
1. Последовательность хаст в основных энергетических этюдах:
- Очищение
- Работа с мантрой ИМ; восьмерки (горизонтальная и вертикальная)
- Набор энергии силы Воина Духа
- МЗ – Ментальная Защита
- Гармонизация в чакрах
- Распределение энергии
- Посвящение Брахме
- Поклонение Стихиям
- Арати
- Последовательность хаст при выполнении конкретных асан
2.Объяснение содержания этюдов.
3. Базовые позиции тела.
4. Усложненные позиции тела.
5. Сочетание хаст с асанами.
4-й уровень Знания
1.Совмещение хаст с асанами.
2. Совмещение этюдов с асанами.
3. Этюды как инструмент работы с чакрами.