[показать] В истории нашей страны переплетены как светлые, так и трагические страницы. Причём, порою в водовороте захлёстывавших Россию событий бывает трудно отделить белое от чёрного, добро от зла, понять, где победы, а где поражения. Зачастую даже время неспособно расставить все точки над «i», провести чёткую грань между тем, что такое хорошо и что такое плохо, совершенно однозначно отделив одно от другого. Собственно, оценку любому событию даёт каждый из нас, исходя из своих мировоззрения, мировосприятия, мироощущения и многого другого. Пожалуй, трудно перечислить все факторы, которые влияют на мнение любого человека по тому или иному вопросу. С чистого листа
К такому довольно противоречивому периоду из жизни нашей страны относится Гражданская война и время, наступившее после неё. Одним из ключевых пунктов политики победивших большевиков была борьба с «опиумом для народа», под которым В. И. Ленин, естественно, подразумевал религию. В 20-ом столетии по православию был нанесён мощный удар, который привёл к невосполнимым потерям. Так, например, если в 1914 году в Российской Империи насчитывалось 54174 православных храма, то к 1991 году осталось около 7500, а количество монастырей за указанный период сократилось с 1025 до 16. В то же время, установить точно, сколько религиозных сооружений было непосредственно уничтожено, не представляется возможным. Ведь указанное количество храмов и монастырей, сохранившихся к 1991 году, относится к непосредственно действовавшим на тот момент времени. Многие же из религиозных сооружений были приспособлены под музеи, квартиры, склады и т. п. Так, например, в нашем городе, как следует из книги «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» за 1860 год, располагалось 11 церквей. По информации, предоставленной местным историком и краеведом Н. Е. Ющенко, в городе перед революцией было около 20 храмов. К концу 80-х годов XX века осталось только три, и всего одна из церквей являлась действующей.
Но будет неправильным думать, что борьба большевиков с наследием прошлого сводилась только к антирелигиозной кампании и разрушению храмов, монастырей, часовен. Уничтожались также памятники, демонстрировавшие величие Российской Империи, прославлявшие многих видных деятелей дореволюционной эпохи. Установившие свою власть большевики начинали писать историю страны с чистого листа. Жизнь в нашем городе и крае в то время мало чем отличалась от той, что протекала в других частях страны. А представление о событиях, происходивших на Стародубщине в 20-е годы прошлого столетия, можно получить, в том числе, из книги О. В. Косика «Истинный воин Христов». [показать]
В ней рассказывается о жизни архипастыря эпохи гонений на Русскую Церковь священномученика Дамаскина (в миру Дмитрий Дмитриевич Цедрик). Время его жизни между туруханской ссылкой и Соловецким лагерем прошло в нашем городе. Сергианство
Следует сказать, что в ещё большей опале Дамаскин, как и многие священнослужители, оказался из-за того, что не принял декларацию митрополита Сергия, вышедшую в 1927 году. И это было неудивительно. Своим посланием митрополит Сергий фактически согласился с политикой, проводимой большевиками в отношении религии. Даже более того, в декларации митрополит Сергий призывал: «Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения». Также красной нитью в послании был отмечен факт усиления вредительской и диверсионной деятельности со стороны «наших зарубежных врагов». В 1967 году православный правозащитник и в дальнейшем политзаключённый Борис Талантов дал следующую характеристику произошедшему: «Митрополит Сергий своим приспособленчеством и ложью никого и ничего не спас, кроме своей собственной особы».
Тем временем, наступление на религию продолжилось. В 1929 году Л. М. Каганович разослал секретное директивное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». На одной из сохранившихся фотографий изображена одна из ныне несуществующих церквей нашего города, и на крыше храма сидят дети – то есть в эту деятельность активно вовлекалось подрастающее поколение. По снимку нетрудно догадаться, что делает молодёжь, понять об её отношении к совершаемому кощунству. Вот, что писал Дамаскин из Стародуба, с горечью наблюдая за происходящим в городе и стране: «Как чудовищно велико совершающееся ныне преступление – убийство детских душ! Есть ли у современных детей чистые радости? Теперь, кажется, вся атмосфера переполнена флюидами зла и тления. Те, кто еще посещают церкви и особенно меньшая из таковых часть «бодрствующих на страже Христовой», – вот единственный светлый луч, пронизывающий нависшую мглу и весьма беспокоящий наших господ, начинающих грызться между собою из-за пирога – вкусного пока для них, но уже отравляющего их настолько, что некоторые эксперименты их граничат с безумием».
Для усиления нападок на религию устраивались и провокации. Например, в дни празднования Пасхи совершались глумления над верующими и православием. Для этого безбожники надевали украденные из храмов облачения, брали иконы, хоругви, кресты и устраивали свои кощунственные шествия. К чему это приводило в нашем городе, в своих письмах указывает Дамаскин: «Дурацкие процессии безбожников на Пасху почти всюду провалились, в Стародубе со скандалами и разбитыми черепами». Возмущению верующих не было предела. А потому в безбожников летели камни, палки, а также всё, что попадалось в руки.
Но не избегает Дамаскин и критических замечаний в адрес религиозной жизни, делая свои выводы относительно произошедшего: «Весь смысл настоящих испытаний состоит в том, что пришло время очистить нашу жизнь, жизнь веры, жизнь Таинств Христовых от внешних наслоений. Слишком ясно стало, что для многих, особенно «теплохладных», внешняя форма религиозной жизни совершенно заменила сущность такой жизни, потому-то и стал возможным тот внешний успех безбожников, коим хвастаются Рыковы да Луначарские. А успех их несомненен в деле развращения детского и юношеского поколения. Успех этот обуславливается тем ужасающим насилием, которое и мыслимо только со стороны или явных преступников, или совершенно утративших всякие принципы и самую элементарную мораль (таковая свойственна даже животным). Не почитаю я прочным успех господ наших и в численной массе загнанных в скотские загоны бичами голода и всяких ущемлений. И последнего не было бы, если бы люди не перестали ранее быть человеками».
Ко времени приезда на нашу землю Дамаскина Стародуб относился уже к Брянской и Севской епархии, во главе которой находился епископ Матфей (Храмцов). А в городе сформировалось три религиозных направления: «старое» (т. е. священнослужители, не поминавшие митрополита Сергия), «Сергиевское» и «обновленческое». Дамаскин часто служил в Иоанно-Предтеченской церкви, был знатоком и любителем церковного пения. Организованный им хор пел в разных храмах города.
Взгляд со стороны
Любопытно взглянуть, каким увидел наш город в 1929 году Дамаскин: «Стародуб – сонно-покойный, беспорядочно разбросанный, с массой закоулков, чрезмерно интернациональный, но с массой зелени, садов. Жизнь недешева. Белого хлеба вовсе нет. Серого также не удается достать». Примечательна и атмосфера, царившая в городе: «Все дорожает, многого нет, вводятся карточки. Атмосфера накалена злобностью и взаимными угрозами, довериться почти никому нельзя; тучи на горизонтах, лютая, небывалая здесь зима (все время стоят морозы до -36°), недостаток топлива, неурожай овощей в прошлом году, недостаток мануфактуры, отсутствие кожи, эпидемические заболевания, отсутствие писчей бумаги, масса водки и беспробудное пьянство многих, полная безработица… Вот вам картина здешней жизни при общих апатии и равнодушии».
Жизнь Дамаскина проходила под постоянным контролем работников НКВД, которые читали всю его переписку, следили за каждым шагом. За свою активную деятельность он периодически подвергался арестам, его заключали под стражу, отправляли в лагеря. Но сломить волю православного подвижника так и не смогли. Уже в 1937 году, когда Дамаскин находился в лагере, ему было предъявлено новое обвинение в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». Поводом для этого послужило празднование Пасхи. Приговор не заставил себя долго ждать. По решению тройки 15 сентября 1937 года Дамаскина расстреляли. А в 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.