• Авторизация


Икона Феодоровской Божией Матери 28-08-2011 14:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[331x500]
Празднуется 16 (по новому стилю 29) августа и 14 (по новому стилю 27) марта.
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий[1] монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской[2], во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм[3]. В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".

Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".[4]

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе.[5] В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.
источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Икона Феодоровской Божией Матери | sergey-efimtzev - Дневник sergey-efimcev | Лента друзей sergey-efimtzev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»