• Авторизация


Уроки здоровья! 08-02-2003 12:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вчера сидела в инете и нашла такую статью… м-да сразу задумалась не только о своём здоровье (я ведь не игоистка), но так же и о здоровье своих родных, а вот сегодня всех обзванивала и так сказать, читала всем натации о здоровье и как не странно, меня все послушали. Это меня уже радует, а сеструха сидела и упорно слушала ничем при этом не занимаясь (видно понравилась ей моя статья , почти моя статья ;-)


УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
Статью О. Бландинской и Н. Клюевой "В чьих руках здоровье школьников?" см. в • 1, 2001 г.
В первой статье мы обозначили проблемы, связанные с формированием здорового образа жизни и отсутствием концепции активной профилактики нарушений психического и физического здоровья.
В своем понимании здоровья мы исходим из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". В этом определении нам кажется важным выделение трех составляющих здоровья - физической, психической и социальной.
Наша практическая работа также строится на представлении о целостности человеческого бытия, а значит взаимосвязи всех составляющих здоровья. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность человека быть здоровым.
Уважаемый читатель, подумайте над вопросом: "Когда вы впервые серьезно задумались о своем здоровье и начали осознанно предпринимать какие-либо действия по его сохранению?" Скорее всего - после 30 или 40 лет, возможно, только испытав страдания, связанные с физическим недугом, болезнью или потерей близкого человека.
В детстве здоровье не осознается: оно, как воздух, как солнце, как данность, не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье - это средство, необходимое для достижения профессиональных целей, решения личных задач. Для пожилого человека часто здоровье является целью, которой подчинена вся его жизнь.
БЕРЕМ НА ИСПУГ
Для подростков и юношей, с которыми работает наш центр, здоровье не является привлекательной и актуальной темой. Для них важно общение со сверстниками, любовь, дружба, профессиональное самоопределение. Так каким же образом побудить их задуматься о здоровье, пока они здоровы?
Формируя содержание и методику обучения школьников здоровому образу жизни, мы пробовали различные подходы, анализировали литературу и имеющийся опыт.
Вспоминаются программы по выработке навыков здорового поведения, ориентированные на культивирование страха, введение запретов (нельзя курить - заболеешь и умрешь, не вступай в сексуальные отношения - останешься без носа). В школах вывешивались плакаты с устрашающим содержанием (на них - микробы под ручку с глистами поедают ребенка изнутри, мальчики без ножек на обочинах дорожек - вспоминаете?).
Стратегия обучения в этом случае представляется довольно простой: "По-другому с ними нельзя, они ничего не понимают". Да, страх, испуг могут стать мощным фактором сохранения здоровья, но только в том случае, если они пережиты ребенком в реальной ситуации (болезнь, авария, смерть близкого человека). Но страх, пережитый на уроке после показа картинки, является кратковременным. Использование таких приемов может иметь место, но весьма ограниченное.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ
Другой подход - доверие к природе ребенка, утопически-гуманистический взгляд на то, что природа человека умна сама по себе и изнутри направляет его поведение. Ребенок же, если что, научится на своих ошибках и поймет, какую ценность представляет здоровье для его жизни.
Этот подход не учитывает таких социальных факторов, как: воздействие средств массовой информации, которые используют, например, для рекламы пива популярных актеров; влияние референтной группы, чье мнение так значимо для подростков; влияние моды и т.д.
Кроме того, происходит снижение качества жизни, ухудшение питания и экологической обстановки, разрушение системы бесплатного медицинского обслуживания - в результате только 10% детей здоровы полностью. Для сравнения: в Швеции только 6% детей имеют проблемы со здоровьем. В этом году показатель вырос до 7% - нация обеспокоена.
Мы видим в ученике уникальную личность, способную к саморазвитию, имеющую право выбора, способную нести ответственность за себя, за свои поступки. Это не громкие слова, а основа нашей работы со школьниками.
С ОПОРОЙ НА ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Напомним читателям, что наша работа с детьми строится в рамках общеобразовательного процесса с заменой основных уроков на уроки по программе центра. Уроки проходят в течение недели один раз в году в седьмых, девятых и десятых классах. У нас, к сожалению, нет возможности проводить тренинги. Мы работаем с большим количеством детей, у которых разная степень подготовленности и мотивированности к встрече со специалистами (психологом, педиатром, наркологом, гинекологом, венерологом и юристом). Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами, позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
Прежде всего, мы опираемся на личный опыт детей. Это дает возможность эмоционально вовлечь учеников в обсуждение различных аспектов сохранения здоровья.
Например, на уроке, посвященном профилактике травматизма, педиатр сначала задает вопрос: "Расскажите, какие травмы были у вас, у ваших знакомых и родственников, когда и при каких обстоятельствах они их получили?"
Нарколог предлагает вспомнить, как выглядят и ведут себя люди в состоянии алкогольного опьянения.
Психолог обсуждает с детьми проблемы, которые возникают у них после длительной болезни.
Все это сначала вызывает у детей иронию, улыбку, а порой и бурные эмоции. Пробуждая интерес к проблеме, специалист потом приглашает школьников к ее серьезному обсуждению.
АНАЛИЗ РЕАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ И ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Далее врач подробно описывает один день работы травмопункта детской больницы (рассказывает о количестве переломов, черепно-мозговых травм, отравлений, ожогов). Нарколог повествует о жизни юноши, употребляющего наркотики. Психолог приводит конкретный пример о связи плохих взаимоотношений, агрессии, недоброжелательности, обиды с физическим самочувствием.
При описании этих случаев важным является и содержание и способ преподнесения информации. При этом могут использоваться техники нейролингвистического программирования, в частности, ассоциирование с ситуацией, ведение группы как клиента, "якорение" и другие.
Потом учащимся предоставляется достоверная медицинская и психологическая информация по вопросам сохранения здоровья. В частности, действенный эффект имеет сообщение о механизмах развития заболевания (стресс - подавленная эмоция - психосоматическое заболевание; влияние токсических и наркотических веществ на работу головного мозга; связь ранней половой жизни и репродуктивной функции); о способах сохранения здоровья (влияние двигательной активности и правильного питания на здоровье); о механизмах привлечения подростков к употреблению наркотиков. Главное, мы обращаем внимание подростков на то, что нужно уважать законы нашего тела, организма. Ведь тело - это дом нашей души.
Приоритет отдается активным методам обучения, используются групповые и коллективные формы. Подростки стремятся высказать свои суждения и доказать их правомерность прежде всего друг другу, а не педагогу.
ПОДУМАЕМ О ПОТОМСТВЕ
На заключительном уроке андролога и гинеколога ( после уроков педиатра , нарколога, венеролога), как обобщение полученных знаний, предлагается тема "В семье появился малыш".
На доске педагог записывает факторы, отрицательно влияющие на здоровье отца и матери, а следовательно - и будущего ребенка:
- вредные привычки (курение, алкоголь);
- болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея и др.);
- плохие условия труда и отдыха;
- возраст (женщины старше 35 лет, мужчины - 50 лет);
- плохая наследственность;
- резус-несовместимость.
Класс делится на две группы (юноши и девушки), которые выступают в роли отца и матери. Каждая группа в течение 10-15 минут, используя информацию предыдущих уроков, обсуждает механизмы влияния этих факторов на здоровье мужчин и женщин и их будущего ребенка. Затем представитель каждой группы подводит у доски итог обсуждения.
ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
На уроке "Место здоровья в жизни человека", который проводит психолог в десятом классе, используется метод незаконченных предложений. Его технология заключается в следующем.
Каждому ученику дается листочек (если класс небольшой) или один листочек на парту (если класс большой). На этих листочках дети пишут под диктовку преподавателя "Когда я болен, мне не хочется...". Это предложение следует продолжить. А для этого нужно вспомнить свое самочувствие, ощущения и желания во время болезни.
Психолог собирает листочки, вызывает ученика, который под диктовку педагога записывает на доске все варианты ответов, данные на листочках. В итоге получается суммарное продолжение незаконченного предложения "Когда я болен, мне не хочется...":
есть +++++++
учить уроки +++++++
гулять ++++
ходить в школу ++++
слушать музыку +++
разговаривать +++
курить ++
двигаться ++
веселиться +++
читать +++

Знак "+" означает повторяемость ответов.
После этого проводится анализ результатов групповой работы по методу незаконченных предложений.
Специалист просит учащихся подумать и сказать, в чем состоят морально-психологические отличия взрослых людей от детей? После ответов учеников психолог делает вывод о том, что взрослые люди отличаются от детей ответственностью, то есть думают о последствиях своего поведения.
Ученики под руководством психолога закономерно приходят к такой классификации последствий болезни для человека.
• Физические последствия (плохое самочувствие, слабость, потеря аппетита).
• Эмоциональные последствия (плохое настроение, раздражительность и обидчивость).
• Ухудшение внимания и памяти.
• Конфликты в общении, прекращение отношений.
• Денежные расходы на лечение.
• Угроза профессиональной карьере (здоровых работников всегда поощряют).
• Угроза личной жизни и семье (от здоровья супругов зависят здоровье детей и судьба брака).
В этой статье мы привели лишь некоторые методические приемы, которые используют специалисты центра в работе со школьниками. Следующая статья будет посвящена описанию механизма целеполагания, конкретных действий и поступков.

длинная запись, но полезная!

ну, как? статья понравилась? иль слишком длинная?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Уроки здоровья! | ЛЮдашкина - дневничок ->>> мой котик и наркотик | Лента друзей ЛЮдашкина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»