[497x700]
Романс - romance, от позднелат. romanice,
буквально — «по-романски», то есть «по-испански») —
вокальное сочинение, написанное на небольшое
стихотворение лирического содержания, преимущественно
любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение
для голоса с инструментальным сопровождением.
В научной классификации романсы относятся к
камерно-вокальному творчеству композиторов и
представляют собой вокальную пьесу с инструментальным
сопровождением. Своим появлением на свет романс
обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству
странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках
возник, а затем утвердился новый песенный жанр.
Песни исполнялись на родном (романском) языке,
откуда и появился термин “романс”. Примерно к
концу XIX века романс приобрел такую отличительную
черту, как пение его одним солистом (реже двумя).
Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент
музыкального инструмента — виуэлы или гитары.
Народные же песни, в отличие от романсов,
исполнялись как солистом с муз. сопровождением
или без него, так и хором.
В Россию романс проник через Францию во второй
половине XVIII века, сразу же попав на
благоприятную почву расцвета русской поэзии,
новый вокальный жанр стал быстро
распространяться, впитывая характерные черты
богатой русской культуры. Первоначально
поэтический текст, написанный в куплетной
форме лирического содержания на французском
языке, определял и название музыкального
произведения. Нхарактеру произведение называлось российской
песней.
Возникновение и становление такого понятия,
как “русский романс”, произошло гораздо позже,
когда подлинно народные мелодии начали проникать
в сознание образованных художников-демократов.
Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком,
сыграло в истории русского романса особую роль.
Именно в народных русских песнях скрыты истоки
нового вокального жанра в России. Песенное
творчество середины XVIII—XIX века в России,
дошедшее до наших дней, представлено главным
образом анонимными авторами. Передаваясь изустно,
песенно-романсовое наследие не было застывшим:
менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы,
появлялись люди, которые по зову сердца пытались
собрать и записать то, что скрупулезно отбиралось.
Надо полагать, что они и сами привносили в собираемый
ими материал что-то свое, так как зачастую были людьми
музыкально образованными, бывало, пускались в
специальные фольклорные экспедиции.
К жанру романса обращались и обращаются многие
композиторы. Для некоторых эта форма вокальной
музыки являлась и является своеобразным дневником
ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других
романсы служат эскизами к более крупным
произведениям. Третьи видят в романсе трибуну
для провозглашения философских идей.
Из русских композиторов замечательные образцы
создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский,
Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский,
Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов,
Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса
вбирает в себя и лирическое озарение, и
публицистический монолог, и сатирическую зарисовку,
и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие
романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М.Глинка — А.Пушкин),
“Голос из хора” (Г.Свиридов — А.Блок),
“Титулярный советник” (А. Даргомыжский — В.Курочкин),
“Для берегов отчизны дальней” (А.Бородин — А.Пушкин). |
|