СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Проповедью, посвящённой последнему дню Страстной Седмицы, предшествующему Светлому Христову Воскресению - Великой (Светлой) Субботе - завершается "Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения" протоиерея Вячеслава Резникова. В ней о. Вячеслав рассказывает и о традиции богослужения в этот особый день, идущей от Священного Предания. В первые века становления христианской обрядности Священное Предание передавалось изустно, а в IV веке было записано отцами Церкви, в т.ч. св. Василием Великим.
Открывается же "Полный круг" проповедью, посвящённой главному празднику православных христиан - Пасхе. Планирую публиковать и в дальнейшем проповеди о. Вячеслава в своём дневнике.
Великая суббота
Мф.28,1-20
Вечерня: Рим.6,3-11
О самом длинном вечере
Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма.
Тут же мы вспоминаем последнее деяние врагов Христовых.
Они пришли к Пилату и сказали: "Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех ней воскресну". Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня". Пилат повелел. "Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать".
На этом все кончается. Начинается Вечерня Великой субботы. Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории. Медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками.
Вообще – удивительная вещь наше Богослужение. Перед нами – вся история мира. С нами здесь реально присутствуют, как с Господом на Фаворе, – и чающие пришествия Христова пророки, и потерявшие Его Апостолы; здесь же и мы, уже знающие о Его воскресении.
Все – "здесь", все – "ныне".
В древней церкви в Великую субботу крестили оглашенных, тех, кто весь пост готовился не только к празднику Воскресения Христова, но и к своему собственному воскресению во Христе. И вот, представим себе: кончаются паремии, звучит торжественное пение "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", и входят только что крестившиеся. Они входят в белых одеждах. Что переживали остальные верные, когда Христос умер, и вдруг входят эти воскресшие? Как остро вспоминается здесь Евангелие от Матфея: "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф.27,51-53).
И вся церковь слушает крещальный Апостол, который напоминает нам, насколько в святом крещении нити жизней христиансплетаются в единый жгут, и друг с другом, и с жизнью Господа Иисуса Христа: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения".
После Апостола звучит прокимен: "Воскреси!, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех". Он звучит несколько раз, к нему поются четыре стиха, и в это время и священнослужители, и все в алтаре переоблачается из черных, постовых, в белые одеяния.
Это – переломный момент службы, и он совершается как бы в тайне.
Еще продолжается пост. Мироносицы только отправились на гроб, чтобы с плачем помазать миром тело погребенного Иисуса.
А между тем, в темноте ночи, невидимо ни для кого, "сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем".
Уже охранявшие гроб воины от ужаса "стали как мертвые", но мироносицы только еще идут туда. Это Евангелие уже звучит в храме, звучат и слова Христовы, что дана Ему "всякая власть на небе и на земле". Но это еще только "Ангели поют на небеси" воскресение Христово. А мы вместе с мироносицами все еще идем ко гробу, и пост еще продолжается.
Великая суббота, это удивительное время, когда уже совершилось, но еще не открылось. Вечерня и должна бы совершаться вечером, за несколько часов до утрени Светлого Христова воскресения. Но у нас, в силу традиции, она совершается или ранним утром в субботу, или даже в ночь с пятница на субботу. Весь этот день люди идут в храмы освящать пасхальную трапезу.
Вся суббота как бы превращается в один долгий вечер.
Солнце этой субботы словно останавливается, как во времена Иисуса Навина, но не посреди неба, а перед восходом, и всходит уже только в день Воскресения.
И весь этот день как бы озарен тихим предрассветным светом все никак не могущего взойти солнца.
И все это время "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси"... Мироносицы все идут, и идут ко святому Гробу.
У нас же в сердцах не смолкает: "...и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"! Аминь.
© Резников В.
Сошествие Христа в ад
@ vlad_falco
Картинки в постах, посвящённых Страстной Седмице - из Яндекса.
(Первая публикация - 23 апреля 2011 г.)