Страстная седмица:
Великий понедельник
Началась Страстная Седмица, которая завершается Великим Христовым Воскресением.
Из книги: Протоиерей Вячеслав Резников. Открываем Священное Писание. М.: Соверо-принт, 2005.
Часть 6.
Последнее учение
Великий понедельник.
Мк.11,12-19.
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв».
Говорят, смоковница — такое дерево, у которого сначала появляются плоды, а потом листья. И поскольку эта смоковница уже украсилась листьями, Господь вправе был ожидать и плодов. А их не было. Поэтому «сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его.
Пришли в Иерусалим».
По Марку, именно в этот день, в понедельник, Иисус выгнал из храма «продающих и покупающих».
Конечно, и животные продавались, чтобы быть принесенными в жертву, и меновщики предлагали в обмен старинные еврейские монеты, которыми только и разрешалось платить подать на храм. Тем не менее, увидев эту картину, Иисус поступил так, как Он больше никогда и ни по какому поводу не поступал. Он, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овен и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли», в том числе и предметами, необходимыми для Богослужения! даже — «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь».
Эль Греко. Христос изгоняет из храма торговцев.
Храм — дом Отца Небесного, дом молитвы. Это совершенно особое место, где Бог договорился встречаться с людьми. И если входящего встретит мычание волов, звон денег, и пусть даже воркование голубей, то как он сможет сделать следующий шаг? Тех, кто и сам не входит, и другим мешает, кто делает храм обычным «вертепом разбойников», Господь выгоняет бичом, как бессловесных животных.
При этом присутствовали ученики Христовы. Они были начитаны в Писании, и кто-то вспомнил строку 68-го псалма:
«Ревность по доме Твоем снедает Меня».
А начальствующие не видели нечистоты в том, что делалось в храме, а значит, не увидели и благородной ревности. Они увидели только претензию на высшую власть. Апоскольку и они тоже, как и все иудеи, ожидали обещанного Пророками Мессию, торешили, на всякий случай, лишний раз испытать Иисуса:
«Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»
Господь предложил довольно странное доказательство:
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Ясно, что здесь какая-то загадка. Ясно, что никто не будет разрушать, чтобы посмотреть,как кто-то в три дня восстановит. Но иудеи поняли именно, как говорится, «в лоб», и сами над этим посмеялись:
«Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?»
Ученики же почувствовали, что дело в чем-то другом. Они запомнили эту загадку. И только когда «воскрес Он из мертвых» после тридневной смерти, они вдруг поняли,что тогда
«Он говорил о храме Тела Своего».
Так, многие ветхозаветные пророчества о грядущем Христе сначала звучали
прикровенно. Но когда уже пришедший Христос указывал на них, — открывалась
духовная связь времен, и люди, чистые сердцем, «верили» и ветхозаветному
«Писанию, и слову, которое сказал Иисус». (Ин.2,13-25).
Ну а «книжники и первосвященники...
искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ
удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города».
Очевидно, было и темно, потому что на пути не разглядели смоковницу,
которую утром проклял Господь". (С. 149-150).
@vlad_falco