VII Российский философский конгресс (Уфа-2015): Отчёты и отзывы, мнения и суждения в «Вестнике Российского философского общества»
В «Вестнике Российского философского общества», №№ 4(76)’2015 и 1(77)’2016 опубликованы материалы о
VII Российском философском конгрессе (Уфа, 6-10 октября 2015 г.) – отчёты о работе секций, симпозиумов, круглых столов, других мероприятий и отзывы, мнения, суждения:
http://www.globalistika.ru/vestnik/vestnik_76.pdf
[url]http://www.globalistika.ru/vestnik/vestnik_77.pdf[/url]
Академик РАН В.С. Стёпин открывает VII Российский философский конгресс
В зале пленарного заседания Конгресса
К отчёту о работе секции 1 "Философская онтология", на заседании которой выступал с докладом, опубликованному в №4(76), с. 38-42, добавляю фотографии с комментариями и тезисы моего доклада:
9 октября, секция № 1 "Философская онтология" (подсекция 2). Сопредседатели: д. филос. н., проф. Н.М. Солодухо и д. филос. н., проф. М.М. Прохоров. Мой доклад "Измерения пространства внутреннего мира человека". Самым трудным для меня был ожидаемый вопрос Натана Михайловича: "А чем вы будете измерять пространство внутреннего мира?". На мой ответ: "Единицы измерения пока условны, думаю, что это могут быть приведённые пространственно-временные величины, их выработка - дело науки, а не философии" - реплика: "Так, может быть, этого внутреннего пространства-то и нет?". Уверен, что пространство внутреннего мира существует, но над его моделью надо ещё работать.
Текст доклада пока не опубликован, цитирую тезисы:
Измерения пространства внутреннего мира человека
Dimensions of space inner world
Фалько В.И.
Московский государственный университет леса, г. Мытищи
E-mail: vfalco@yandex.ru
Философская онтология, воплощаясь в онтологии научной, даёт основания
для представления пространственных измерений внутреннего мира человека в
метриках, выражающихся мнимыми и отрицательными величинами. Рассмотрим
наличные виды бытия: материальное - пространственно-временное, идеальное -
внепространственно-вневременное, психическое - внепространственно-
временное, информационное - пространственно-вневременное, а также
виртуальную и духовную реальность. Граница внешнего и внутреннего миров -
«экран», метрика наружной стороны которого имеет действительные линейные
размеры, а оборотная - мнимые. Субъективный образ чувственно
воспринимаемого предмета возникает при совмещении мнимой (виртуальной)
стороны изображения с ожидаемым виртуальным образом. Его координаты -
скалярное произведение мнимых координат точек, их образующих, - имеют
размерность отрицательных длин. Площадь фигуры положительна, что
соответствует природе информации, занимающей определённое место в
двумерном пространстве. Дискретный образ передаётся в память и обратно
проецируется на экран сознания. Понимание образа возможно благодаря
третьему мнимому измерению внутреннего пространства, в котором вектор
вопрошания, совмещаясь с ответным вектором декодирования образа,
выражается отрицательной величиной. Трёхмерный идеальный объём знания
имеет отрицательную метрику, выражающую высвобождение пространства духа
для нового содержания. Используя кватернионы, векторным умножением трёх
измерений получаем скалярное измерение временной оси психической
реальности с действительными координатами. Для описания духовного
пространства-времени общения с другими людьми, внешним миром и Богом
может быть использована 8-мерная алгебра Кэли. Чем больше вмещает в себя
внутренний мир человека знаний, являющих собой любовь, и возлюбленных
сердцем ближних, тем большую свободу духа он обретает и тем больше
благодатных даров способен в себя вместить. Человек может вместить в себя
Бога и весь мир в его вечности.
Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений. Тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6 -10 октября 2015 г.). Том I. -Уфа: РПЦ БашГУ, 2015. С. 54.
Зал заседания секции № 1, 9 октября, мой доклад. Участники едва успевают снимать слайды презентации, которую потом сбросил тем, кто просил. Были вопросы, дискуссия, в т.ч. после доклада.
С Михаилом Михайловичем Прохоровым мы ещё в 2005 г. в кулуарах конференции в С.-Петербурге обсуждали мою статью в журнале "Философские науки" (2005, №№ 7 и 8) и встречались в Нижнем Новгороде на VI РФК, где он презентовал мне несколько своих книг. Дискуссия по моему докладу, уже во время праздничного ужина, была, в основном, спором о вере. Надеюсь, что ещё впереди обсуждение наших онтологических концепций, в т.ч. доклада нашего сопредседателя секции "Бытие как процесс" и позиций в споре "бытийщиков" и "небытийщиков", о котором говорил другой сопредседатель Н.М. Солодухо, и других вопросов.
С Виктором Тихоновичем Мануйловым из Курска (на снимке справа), чей доклад "Конструктивность обоснования математического знания в философии математики И. Канта" был на заключительном пленарном заседании Конгресса отмечен как один из самых заслуживающих внимания в секции 3 "Философия и методология науки", мы провели в очень интересных беседах несколько вечеров в гостиничном номере общежития БашГУ. В них принимали участие также наш сосед по комнате Виктор Арсентьевич Яцышин из г. Королёв (автор этого снимка, сделанного мобильником) и Максим Григорьевич Годарев-Лозовский из С.-Петербурга.
В.Т. Мануйлов, под чьим научным руководством была защищена диссертация по "Мнимостям в геометрии" П.А. Флоренского, считает невозможной разработку трёхмерного варианта этой геометрии, пути к которому я пытался наметить в своём докладе. После моего выступления на секции 1 он поздравил меня с успехом, но обсуждение дискуссионных вопросов отложили на будущее: они требуют дополнительной проработки с моей стороны и осмысления с обеих сторон.
В.А. Яцышин, мой соратник по политической борьбе в годы перестройки и постперестройки, сосед по комнате на 6-м и 7-м РФК, у входа в Конгресс-холл, где проходило открытие нашего Конгресса. Его доклад в секции 15 "Философия политики" на тему: "Демократический синергизм - версия гуманистической идеологии на основе диалектики гармонии и политэкономии социалистической ренты" мне, к сожалению, не довелось послушать. Но в кулуарных разговорах, мне кажется, есть сближение в понимании синергизма, применительно к общению между людьми, в близком к изначальному смыслу этого слова, и дополнительности синергийного и синергетического аспектов понятия "синергия".
Привожу отчёт о работе круглого стола № 16, которым руководил в качестве одного из модераторов: