В феврале 1861 года 16-летний принц Людвиг стал гостем состоявшейся в Мюнхене в его день рождения премьеры оперы Вагнера "Лоэнгрин". Это событие считается ключевым в его детстве, когда образы, сложившиеся в сознании во время многочасовых разглядываний картин и росписей в отцовском замке Хоэншвангау, воплотились на сцене. Волею судьбы, уже через несколько лет, в 1864 году, 18-летний Людвиг после внезапной смерти отца восходит на баварский престол. Через несколько месяцев происходит его первая личная встреча с Вагнером. Она становится началом тесной дружбы. Композитор в это время испытывает финансовые трудности. Людвиг оплачивает его долги, становится меценатом, хотя это далеко не у всех вызывает одобрение в самой Баварии. Тонкий ценитель искусств, мистик, личность противоречивая и неординарная, Людвиг искал убежища в мире вагнеровских опер, мифов и легенд, окружавших его с детства. Людвиг мечтал, чтобы Вагнер писал свои оперы в его новом "Лебедином замке", но этой мечте не было суждено сбыться.
"Лоэнгрин", "Лебединое озеро"… На этом запас сюжетов, напрямую или косвенно связанных с альпийским регионом Швангау и его замками, не заканчивается. Следующий пример, о котором нельзя не упомянуть, - образец уже современной интерпретации культурного и архитектурного наследия.
Литературное отступление: по следам "Спящей красавицы"
Туристы, до посещения Нойшванштайна уже бывавшие в парижском Диснейленде, приехав в баварские Альпы, сталкиваются с феноменом дежавю. Впрочем, как и все, кто видел "Спящую красавицу" ("Sleeping Beauty") - полнометражный мультипликационный фильм Уолта Диснея, вышедший в прокат в 1959 году. Или хотя бы эмблему его студии. Источником творческого вдохновения при создании экранного замка стал Нойшванштайн. Чтобы еще больше все запутать, добавим, что в фильме звучит музыка из "Лебединого озера" Чайковского. Вот такой вполне "вагнеровский" гезамткунстверк получается - совокупное и универсально произведение искусства. Хотя, наверное, великий композитор с такой вольной трактовкой своего термина вряд ли бы согласился.
Справедливости ради, надо отметить, что настоящий замок "Спящей красавицы", если об этом вообще можно вести речь, находится во Франции, а не в Германии. Прототипом для замка в сказке Шарля Перо, вышедшей в 1697 году, стал замок Уссэ (Château d'Ussé), построенный в XV веке в долине Луары в стиле раннего Ренессанса. Немецкий вариант сказки - "Dornröschen" братьев Гримм - появился в 1812 году, а замок Нойшванштайн построили еще позже и без всяких мыслей о "Спящих красавицах".
Получается, что для мультфильма и бутафорского замка в Диснейленде за основу взяли замок, построенный по эскизам к театральной декорации, причем, из другой оперы, "Лоэнгрина" (об этом мы рассказывали в первой части репортажа), а не аутентичный ренессансный замок во Франции. Наверное, это вполне логично, так как логику искать здесь напрасно. Главное - чувства и ассоциации.
Историзм в архитектуре
Во внешнем облике основными архитектурными стилями Нойшванштайна, которые распознаются невооруженным взглядом, являются неоренессанс и неоготика. Во внутреннем убранстве можно найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.
Если настоящий замок эпохи Ренессанса - французский Уссэ по воле писателя и по легенде оказался местом действия сказки, то эклектичный Нойшванштайн, наоборот, вырос на сказках - был построен, чтобы воплотить в камне и внутреннем убранстве легенды. Нойшванштайн - декорация к спектаклю, премьера которого, по большому счету, так никогда и не состоялась из-за смерти режиссера и главного зрителя в одном лице, хотя "генеральные репетиции" шли полным ходом.
Загадочная смерть "сказочного короля"
Людвиг II погиб, прожив в еще недостроенном замке всего 172 дня. К моменту смерти была закончена отделка всего лишь одной трети помещений. Людвиг II ушел из жизни при трагических и загадочных обстоятельствах.
8 июня 1886 года врачебная комиссия в Мюнхене объявила его душевно больным. Без личного осмотра и показаний свидетелей. Через несколько дней Людвига II, находившегося в Нойшванштайне, решением правительства объявили недееспособным, взяли под охрану и доставили в замок Берг на Штарнбергском озере.
13 июня вечером он отправился на прогулку по берегу вместе с психиатром профессором Бернхардом фон Гудденом (Bernhard von Gudden). Через несколько часов их тела обнаружили в воде.
Людвигу II устроили пышные похороны, а сам он до сих пор считается олицетворением доброго баварского монарха - "единственного подлинного короля XIX столетия", как о нем сказал французский поэт Поль Верлен.
Особой тщательностью полицейское расследование трагического происшествия не отличалось. По одной из версий, Людвиг не вынес унижения, захотел утопиться. Профессор пытался ему помешать. Но свидетелей не обнаружилось, поэтому возможны любые варианты. Распространена версия тайного заговора с участием придворных. Смерть Людвига даже называют "самым загадочным убийством XIX века". Место, на котором в воде нашли его тело, сейчас отмечено большим деревянным крестом.
Сам того не подозревая, потратив огромные средства из государственной казны на воплощение своих фантазий, Людвиг II осуществил очень выгодную инвестицию в будущее своей любимой Баварии - федеральной земли, столь популярной в наше время среди туристов со всего мира. Он подарил ей один из главных туристических аттракционов.
Еще отец Людвига Максимилиан II намеревался восстановить и реставрировать полуразрушенный старый замок Шванштайн — Лебединый Камень, родовое гнездо рыцарей Швангау, от которых берет свое начало династия баварских королей Виттельсбахов и к которой принадлежали Максимилиан II и сам Людвиг.
После смерти отца Людвиг решил снести руины старого замка и построить новый. Поэтому несколько изменилось и название. Нойшванштайн — это Новый Лебединый Камень. Вот как описывал будущий замок сам Людвиг в письме композитору Рихарду Вагнеру: «Я решил перестроить старый замок. Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет более величественным, чем нижний замок Хоэншвангау. Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес». Первый камень Нойшванштайна был заложен в 1869 году. Эскизы будущего замка сделал театральный художник-декоратор Кристиан Янк. Многое в этих рисунках напоминает декорации к операм Вагнера «Лоэнгрин» и «Тангейзер». «Лоэнгрина» будущий король Людвиг впервые услышал в постановке Мюнхенского королевского оперного театра в 1861 году. Опера произвела на него сильное впечатление, и он в 1864 году приглашает композитора переехать в Мюнхен. Здесь он предоставил в распоряжение Вагнера свою загородную виллу и обещал оплачивать все его расходы, чтобы, как он писал в одном из своих писем к Вагнеру, тот «мог свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного искусства».
В ноябре 1865 года Рихард Вагнер посещает Хоэншвангау, резиденцию Людвига. Так начинается дружба между двадцатилетним королем и уже зрелым композитором.
Между тем планы постройки Нойшванштайна полностью захватывают Людвига, и в 1867 году по совету Вагнера он со своим братом Отто инкогнито отправляются в Вартбург и осматривают Вартбургский замок, который служил исторической сценой состязания менестрелей в опере Вагнера «Тангейзер». А уже через год известный архитектор Эдуард Ридель делает рабочие чертежи будущего замка на основе рисунков Кристиана Янка.
При жизни короля Людвига полностью было построено только здание дворца. Все остальные элементы замка достраивались уже после его смерти. Король Людвиг покончил счеты с жизнью 13 июня 1886 года, когда ему был всего сорок один год от роду.
С последнего поворота извилистой горной дороги, сквозь зеленую стену сосен и елей хорошо просматривается замок, он поражает своим холодным величием, остроконечными башнями среди альпийских вершин...
По монументальной лестнице с высокими каменными ступенями мы поднимаемся во дворец. Просторный вестибюль разделен на два крыла. Потолок, выполненный в виде крестового свода, украшен декоративной росписью. Пол покрыт метлахской плиткой. Налево — коридор, ведущий в служебные помещения, направо — лестница на верхние этажи.
При жизни короля были полностью завершены работы только на третьем и четвертом этажах, где располагались основные жилые помещения, личные апартаменты короля, тронный и певческий залы.
В первой зале третьего этажа картины на стенах иллюстрируют старинные германские саги о Сигурде и Зигфриде. Эти саги записаны в «Эдде», одном из самых древних сборников древнеисландского эпоса, бытовавшего среди германских народов. Мраморный портал и высокие двойные двери ведут в королевские апартаменты. Над дверями поблескивают позолотой герб Баварии и фамильные гербы рыцарей Виттельсбах и Швангау. Мы проходим длинную анфиладу комнат — личных покоев короля Людвига: столовую, спальню, часовню, гостиную, рабочий кабинет. Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель, драпировки и гардины из красного, фиолетового, синего шелка с золотой вышивкой. Люстры и подсвечники из позолоченной бронзы. Росписи на стенах... Напротив — портрет Вольфрама фон Эшенбаха. В спальне гобелены, они посвящены «Тристану и Изольде», знаменитой поэме Готфрида Страсбургского. Гостиная целиком отдана Лоэнгрину — любимому герою короля Людвига. Повсюду присутствует изображение лебедя — символа Лоэнгрина: на изящно инкрустированных шкатулках, гобеленах, гардинах...
А вот и тронный зал. Прежде всего он поражает высотой потолка. Впечатление высоты усиливает голубой цвет — он дает ощущение бездонной синевы неба. Два яруса колонн обрамляют этот величественный зал. Лестница из каррарского мрамора ведет в полукруглое апсидное пространство, где располагался трон. Росписи на стенах посвящены раннехристианским сюжетам. Огромная люстра из позолоченной бронзы, подвешенная на уровне галереи со вторым ярусом колонн, выполнена известным мастером Воленвебером. С балкона открывается прекрасный вид на окрестности замка. Слева вдали — серебряная гладь двух озер Альпзее и Шванзее (Альпийское озеро и Лебединое озеро), между ними протянулась горная цепь Шварценберг (Черная гора). Старинная немецкая легенда гласит, что Шварценберг — это окаменевший дракон, когда-то охранявший золото Нибелунгов. Нижняя часть горной цепи — это голова дракона, увенчанная короной — старым замком Хоэншвангау, а тело и хвост его обвивают озеро Альпзее...
воспользуемся возможностью заглянуть внутрь этого прекрасного замка.
[показать]
Нойшванштайн – это сбывшаяся наяву фантазия, замок-сказка, вознесший свои будто игрушечные башенки и галереи над лесистыми холмами в Баварских Альпах под городом Фюссеном близ австрийской границы. Он производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет.
Людвиг рос в расположенном неподалеку замке Хоэншвангау. Это стилизованное под средневековую крепость сооружение выстроил его отец Максимилиан II. Людвиг был страстным почитателем германской мифологии и, судя по всему, отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Побывав на премьере одноименной оперы Рихарда Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Когда же три года спустя в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, одним из первых его государственных деяний было приглашение композитора в Мюнхен.
Теперь, обладая деньгами и властью, он стал меценатом Вагнера, заплатил за композитора все долги и пообещал учредить фестиваль для исполнения вагнеровских произведений. В своих операх Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир немецких легенд и сказаний, стараясь увлечь зрителей драмой извечного противоборства Добра и Зла. Людвиг тем временем распорядился начать строительство сказочного замка, который во всех отношениях соответствовал бы идеалам древнего германского рыцарства.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться, и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 1 845 гектолитров извести. Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TÜV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.
[показать]
Внутреннее убранство
Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты, которые можно посетить и сегодня.
Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей божией воли. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита.
В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
В конце Второй мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
[показать]
На Нойшванштайн открывается красивый вид с ближайшего моста Marienbrücke.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]